Урок технологии в 6 классе на тему «Приготовление третьих блюд: кисель»
Тема: Приготовление третьих блюд: кисель.
Цель: формировать практические навыки приготовления третьих блюд.
Задачи: Образовательные - научить составлять технологическую карту приготовления 3-их блюд, познакомить с правилами приготовления киселя.
Развивающие – развивать восприятие, внимание, память через теоретическую и практическую работу, корригировать недостатки произвольного поведения и самоконтроля через развитие умение свободно общаться друг с другом, терпеливо слушать других.
Воспитательные - расширять социально-бытовые навыки, формировать готовность к самообслуживанию
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, презентация, посуда, продукты для приготовления киселя.
Ход урока:
Мобилизующий момент
Приветствие обучающихся и гостей.
Рапорт дежурного.
Выполнение здоровьесберегающих упражнений.
- Давайте проверим свое рабочее место.
2. Повторение пройденного материала.
-Назовите раздел, который мы с вами изучаем. (Питание)
- Для чего мы его изучаем?
- Какие блюда мы уже научились готовить? (суп, жареную рыбу)
- А какие это блюда? (суп – первое, рыба – второе). А каково значение первых и вторых блюд для организма человека.
- Я раздам карточки с заданиями, и проверим, насколько хорошо вы усвоили тему прошлого урока. Индивидуальное задание по карточкам : Составить предложение с одним из слов ( вставить пропущенную букву, записать на карточке)
рыба, г..рнир, пр…хватка, к…ртофель.
Взаимопроверка. Оценивание
- Задание на доске Работа в парах.
Выбрать продукты для приготовления первого блюда.
- растительное масло - яйца
- бульон
- варенье - вермишель
- картофель
- лук
- соль
- мука
- морковь
Оценивание.
Рецепт, какого блюда мы повторили? (суп картофельный с вермишелью)
Из каких продуктов можно еще приготовить суп?
- из мяса – мясной
- из рыбы - рыбный
- из кабачка – овощной
- Мы теперь с вами знаем, как приготовить 1-ое, 2-ое блюдо. А какого блюда не хватает? (третьего)
К третьим блюдам относятся напитки.
Какие напитки вы знаете? (чай, компот, морс…)
Сегодня на уроке мы с вами:
Узнаем – Как готовить кисель.
Будем учиться- Готовить сладкие напитки.
3. Изучение новой темы.
Тема урока «Приготовление 3-их блюд: кисель.» (запись темы)
Сейчас идет какой месяц года? (март)
- Какой это сезон?
- В какой период года мы с вами чаще простужаемся, температурим? (весна, осень)
- Почему?
-В это время года каждый человек испытывает дефицит в витаминах .
- Ребята, кисели и компоты обеспечивают организм человека жизненно важными веществами, несут в себе все самые полезные свойства целебных трав, овощей и фруктов. Неправильная варка может снизить витаминную ценность напитков, но вы сегодня научитесь правильно готовить эти блюда и тот, кто сегодня на всех этапах урока будет работать отлично, будет внимательным, активным не только получит оценку «5», но и сможет сам приготовить компот и кисель дома. Я желаю, Вам всем сегодня научится правильно и вкусно готовить эти напитки и в самостоятельной жизни порадовать родных, друзей своими кулинарными способностями.
Задание: соберите поговорку и объясните смысл: молочные реки, кисельные берега. (Так говорят о сказочной, полностью обеспеченной жизни; это символ достатка и благополучия)
Сегодня на 2 уроке мы с вами будем готовить кисель. Это блюдо, которое подают к обеду на третье.
Словарь: кисель
- Назовите синонимы к слову кисель (кислый). А почему же такое кислое название у такого сладкого блюда? (просмотр видеоролика)
- У нас часто варят кисели повара?
- А как думаете, это блюдо современное или старинное?
Сейчас мы закрепим связь с математикой. Я вам дам подсказку, а вы прочитаете, в каком веке появилось блюдо - кисель. ( IX) А сейчас какой век? Сколько веков назад появился кисель на Руси?
Кисель на Руси славится издавна: летописец Нестор в «Повести временных лет» поведал нам историю, как овсяный кисель спас город Белгород.
Когда печенеги осадили его, жители терпели страшный голод и решили уже было сдаться врагам, да старец один надоумил сварить из последних остатков овса и меда кисель и опустить его в бочках в вырытый колодец. На глазах печенежских парламентеров белгородцы черпали кисель из колодца и ели. Увидя это, печенеги сказали: «Этот народ не победить – их сама земля кормит», - сняли осаду, и ушли.
Конечно, надо иметь в виду, что кисели в те далекие времена были совсем не те, к которым мы привыкли сегодня, и готовили их из овса, ржи, пшеницы, гороха. Чтобы сварить такой кисель, требовалось не несколько минут, а несколько дней. До сих пор в названии московских Кисельных переулков сохранилась память о том, что здесь раньше жили мастера - кисельники.
Фруктовые и ягодные сладкие кисели появились у нас сравнительно недавно, в начале XIX в., благодаря человеку портрет, которого вы видите, на слайде.
- Кто это?
- Кто знает, каким образом имя Петра I связано с приготовлением киселя?
- Он весь картофель в страну, который нужен для изготовления крахмала.
Компоты и кисели можно приготовить из различных фруктов и ягод, свежих, сухих и свежемороженых.
- Какие ягоды растут в садах?
- Какие ягоды больше любите вы?
- Где кроме сада еще могут расти ягоды?
- Как называются ягоды, выращенные в саду? В лесу?
- Как будет называться кисель из клубники? Вишни? Клюквы?
Сейчас мы поиграем и отдохнем.
Игра «Соберем ягоду»
Группа делится на две команды. Ход игры: сложить разрезную картинку с изображением частей ягоды. Назвать ее и определить, это ягода лесная или садовая. Ваша задача собрать быстро, и правильно.
Музыка.
Рефлексия.
Ответы.
- А мы будем готовить плодово-ягодный кисель на концентрированном соке.
Клюква- это природная кладовая аскорбиновой кислоты и ацетилсалициловой кислоты. Да-да, клюква содержит свой родной аспирин, поэтому, если ребенок простудился, гриппует, температурит, лучший напиток - морс или кисель из клюквы.
IV. Продуктивная обработка информации. Практическая работа.
Ребята, мы с вами будем учиться готовить кисель из полуфабриката. Этот продукт занимает меньше времени в приготовлении, чем из свежих ягод. Стоимость 1 брикета от 15 рублей (демонстрация вариантов полуфабрикатов киселя)
- Как вы думаете, как узнать способ приготовления киселя? (чтение)
Давайте уточним этапы приготовления киселя.
На 250 г сухого вещества потребуется 1 литр воды.
Измельчить руками брикет.
В кастрюлю налить воду, поставить на огонь.
Развести кисельный порошок в небольшом количестве холодной воды.
Когда вода закипит, ввести тонкой струей кисельный раствор в воду, постоянно, при этом помешивая, чтобы не образовалось комочков из крахмала, содержащегося в составе брикета. Необходимо попробовать полученный кисель на вкус, и если нужно, подсластить.
Довести до кипения, но не кипятить.
Остудить
Как вы думаете, чем отличается приготовление киселя из брикета от киселя из свежих ягод?
Кисель из свежих ягод |
клюква– 250 грамм сахар – 8 столовых ложек вода – 7 стаканов крахмал -3 столовых ложки |
Способ приготовления
1. Вскипятить воду в кастрюле.
2. Клюкву перебрать, помыть.
3. Положить в кипящую воду, закипятить, процедить.
4. Развести в теплой воде крахмал.
5.Добавить сахар, разведенный крахмал и закипятить.
6. Остудить.
-На приготовление, какого напитка надо больше времени?
-Что готовить труднее?
- Чем отличается приготовление киселя
Запись в тетрадь.
У кого хорошая память мне ответит: «Из чего делают крахмал?»
-А кто из вас знает, как добавлять его в напитки?
Сейчас проведем с вами опыт: для этого мы возьмем 2 стакана с горячей водой, один ученик будет всыпать сухой крахмал, другой разведенный. А мы потом проанализируем результат.
Опыт
- В каком стакане меньше комочков?
Вывод: Чтобы кисель был однородным, крахмал надо вливать в кипящий сироп разведенным.
-Что еще надо знать? (ТБ)
- Когда вам в школе будут давать кисель, задумайтесь, сколько трудились наши повара, но сегодня это будете делать вы.
В какой зоне класса будет проходить практическая работа?
Ответы.
Что нам необходимо вспомнить при работе с плитой и кипятком?
Ответы. Т.Б.
Выполнение практической работы
Оценивание.
V. Итог урока
- Назовите тему урока
- Из чего можно приготовить 3-е блюдо? Убрать лишнее: йогурт, фрукты, ягоды, овощи.
- Как называется напиток, в который добавлен крахмал?
- Какой напиток вы приготовили бы дома? Почему?
- Пригодятся ли полученные знания в жизни?
Выставление оценок