Тема урока: Сочинение по картине С.В. Герасимова «Мать партизана»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1
Тема урока: «Сочинение по картине С.В. Герасимова «Мать партизана»»
Разработала и провела: учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Метленко Екатерина Викторовна
2022 г
Технологическая карта урока русского языка по теме
«Сочинение по картине С.В. Герасимова «Мать партизана»»
Класс: 7
Тип урока: урок рефлексии
Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного обучения, медиасредства.
Виды деятельности: работа над созданием текста, написание текста по алгоритму, выполнения задания при консультативной помощи учителя.
Технологии: дифференцированного обучения, здоровьесбережения.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Межпредметные связи: литература, история, мировая художественная культура, культура речи, музыка
Планируемые результаты:
Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно - нравственного, эмоционально – эстетического, жизненного опыта обучающихся (эстетическое восприятие художественных произведений, чувство прекрасного, чувство любви к Родине, к матери); формирование интереса к учению.
Метапредметные:
Регулятивные: написание самого сочинения, самоконтроль, самокоррекция.
Познавательные: обогащение словарного запаса; формирование умения «читать» картину.
Коммуникативные: формирование умений строить текст, выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.
Предметные: формирование умений отбирать и систематизировать материал для написания сочинения, создание осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы при письме.
Урок рассчитан на два академических часа
Этап урока/ Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Результат |
I. Организация начала урока. Стимулировать деятельность учащихся (1 минута) II. Мотивация (самоопределение) Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне (25 минут) III. Локализация индивидуальных затруднений Формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации (5 минут) IV. Построение проекта выхода из затруднения. Организация подготовки восприятия картины
Построение проекта выхода из создавшейся ситуации (8 минут) V. Реализация построенного проекта Систематизация знаний (15 минут) VI. Динамическая пауза Смена вида деятельности (1 минута) VII. Дифференцированная самостоятельная работа учащихся Создание осмысленного связного письменного высказывания (15 минут) VIII. Рефлексия Соотнести запланированные и достигнутые результаты. (5 минут) IX. Дифференцированное задание на дом (5 минут) | Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку Добрый день, ребята. Займите, свои места. Я рада вас видеть в этот прекрасный день. Нам предстоит увлекательная и интересная работа. Сегодня у нас урок развития речи. Настраивает учеников на успешную работу. Настраивает учеников на успешную работу. Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу -Начать сегодняшний урок мне хочется с прослушивания песни (Звучит песня «Священная война») (Слайд 1) -Вы знаете, как называется песня, которая только что прозвучала? Песня называется «Родина мать зовет!», ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны. Была написана поэтом В.А. Лебедевым-Кумачом, на музыку А.В. Александрова. (Слайд 2) Как значимы эти слова для любого поколения людей! Родина! Мама Эпиграфом к нашему уроку станет высказывание писателя Н.А. Островского «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать». (Слайд 3) -А что эти слова значат для каждого из вас? Художники, участники героических событий великой эпопеи, стремились раскрыть в своих полотнах стойкость и мужество народа, его страдания и муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом. Картины о Великой Отечественной войне отражают героические битвы на фронтах нашей Родины. Демонстрация картин известных художников, посвященных Великой Отечественной войне. (Слайд 4-13) Звучит песня «Ой, туманы мои», в исполнении Людмилы Гурченко (Слайд 14) Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока -О чем пойдет речь сегодня на уроке? Все это отражено в картине Сергея Васильевича Герасимова «Мать партизана» -Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока? - Какие цели мы сегодня поставим перед собой? Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока
Вы получаете "маршрутный лист", на котором будете делать свои записи. (приложение 1) (Слайд 19) (Слайд 20) Самостоятельная работа. Перечислите, что изображено на картине (имена существительные)? А теперь подберите соответствующие эпитеты? Например: (Мать (стойкая, мужественная.) Враг (жестокий, коварный.) Люди (беспомощные, жалкие) и т.д. Организует работу в парах Организует групповую творческую работу учащихся -Что мы видим в центральной части картины? (В центре своего полотна Герасимов изображает простую русскую женщину. Фашисты не могут ее запугать. Прямо за ней родная земля, которую враги опалили и осквернили. Она вся залита кровью родных людей и близких друзей. Как выразился сам художник: «Я хотел показать в ее образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей»). -Опишите, какой вы видите мать? Карточка 1. Светлая и сильная, стоит она на фоне дымного пожарища. Незабываема мать, которая смотрит на палача–ефрейтора: в её взгляде столько ненависти и презрения к нему! Всю силу красок и блеск солнца художник остановил на образе матери. Её лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека. - Какими мы видим другие персонажи? Остальные персонажи, согласно, задумке автора, вторичны и прорисованы лишь в общих чертах Карточка 2. Образ фашиста резко контрастирует с этой мощью русской женщины. Ярко выраженная характеристика отсутствует. Если фигура достаточно хрупкая, то ноги при этом кривые. Повелевающий его жест, словно повис в пространстве. Живописцем найден идеальный поворот головы немца для того, чтобы акцентировать внимание на тяжести челюсти и угрюмости лба. В нем от этого проступает нечто звериное. Этот гитлеровский зверь самодоволен, изобретателен в истязаниях и глух к страданиям других. Сколько он отнял жизней! Сколько людей сделал несчастными! Карточка 3.Поодаль от матери стоит её связанный сын, которого она горячо любит, за которого готова по капле отдать всю свою кровь… Она его растила, лелеяла, просиживала ночи, когда он болел, и радовалась его радостям. А теперь ценою жизни сына фашист хочет вырвать у неё тайну… Сделать её предательницей! На фоне зарева пылающих колхозных изб стоит напуганная группа людей. В эпизоде драматического столкновения женщины-патриотки и захватчика художник показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе, рожденные твердой верой в неизбежность победы света и разума над варварством, тьмой и мракобесием. "Мать партизана" - эпическое монументальное произведение, исполненное большой силы художественного воздействия. -Я хочу вам прочитать стихотворение, которое посвящено матери партизана «Партизанская мать» Под вечер в гестапо ее привели, Прикладами били сначала. Стояла она чернее земли, И как каменная молчала. Когда ей руки стали ломать На исходе бессонной ночи, Плюнула, партизанская мать Немцу в бесстыжие очи. Сказала: были остры как нож Глухие ее слова, Сила твоя меня убьет, Россия будет жива. Россия тысячу лет жила Множила племя свое Сила твоя, бесконечно мала, Чтобы убить ее. -Видите, как мужественно держались матери Великой Отечественной войны, чтобы отстоять своих детей и свою великую Родину! Организует динамическую паузу Формирует успешную ситуацию - Оцените, насколько вы готовы к самостоятельной работе над сочинением. Кто не испытывает никаких затруднений, тот может приступать к работе. Не забывайте пользоваться с "маршрутным листом" Если вы несколько не уверены в своих силах, то вам помогут речевые клише для написания сочинения по картине (приложение 3) Это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении. Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями - Какая была тема урока? - Какая цель урока? - Ответьте себе каждый на вопрос: «А добился я, чего хотел?» - Получил необходимые знания? - Как вы это определили? - Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят? Объяснение домашнего задания. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей: обязательное – дописать сочинение, если не успели на уроке, дополнительное – подобрать стихотворные строчки к картине; написать заметку в газету о сегодняшнем уроке. | Подготовка к работе. Воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание. Слово ранее подготовленного ученика. -Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советского государства. Почти четыре года бушевало пламя Великой Отечественной войны (1941-1945 гг). Труден и долог был путь к победе. Но главное мы победили, мы выстояли. Кто мы? Весь народ. Те, кто мужественно сражались на поле боя, те, кто ковал победу в тылу, своим трудом приближая День Победы. Все дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой победы. Ежегодно наша страна отмечает великий праздник Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Мы чтим воинов отдавших жизнь за Родину, пропавших без вести, оставшихся в живых. Мы вспоминаем о тех, кто был в тылу: стариков, детей, жен, сестер и, конечно же, матерей! Отвечают на вопрос учителя («Родина мать зовет!», «Священная война») Отвечают на вопрос учителя Слушают учителя, знакомятся с презентацией. Инсценировка стихотворения, ранее подготовленного учениками Мать партизана -Ты его знаешь? -Нет! - Так это не твой сын? - Нет! (Господи, он у меня один. Мой мальчик, малыш, мой свет!..) - Хоть из вашего он села? -Нет! - И не из ваших мест? -Нет! (Я же летом его родила, И еще жаловалась: "Плохо ест...") - Это пойманный партизан! - И что? - Расстреляем! Тебе наплевать? -Да. (Дева Мария! Не дай слезам из глаз брызнуть. Я его мать...) -Да он "мама" тебе сказал. - Ошибся. Бредит. Избит. (Тысячи острых жал в сердце.Ох, как болит...) - Расстрелять! Раз-два, пли! - Нет!!! Стреляйте лучше в меня!!!...Так вместе и полегли. Будь им пухом, Сыра Земля. Ученики отвечают на вопросы учителя. (О войне, о страшных минутах, которые пришлось пережить людям, о матери, сыновьях и т.д.) Знакомство с репродукцией картины (Слайд 15) Записывают в тетрадь тему урока (Слайд 16) Ученики самостоятельно формулируют цель урока Составляют предложения: Я хочу… Мне надо научиться…Сегодня на уроке я могу…(Слайд 17) Планирование учащимися способов достижения намеченной цели. Определение критериев достижения цели. Слово о мастере. Сообщение подготовленным учеником сведений о художнике и о творческой истории картины «Мать партизана» Сергей Васильевич Герасимов трудился над этим шедевром на протяжении долгих 7 лет. Начал он картину в переломном 1943-м. В это время фашистов уже остановили. Партизаны были мстителями из народа, которые как раз и объединяли фронт и тыл. Этим патриотам не были страшны пытки и угрозы. "Мать партизана" – эпическое монументальное произведение, исполненное большой силы художественного воздействия. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена золотой медалью. (Слайд 18) Знакомятся с "маршрутным листом" Работают с "маршрутным листом" Работа в парах. Учащиеся делятся друг с другом собранными словами и дописывают себе в "маршрутный лист" то, что показалось им уместным для описания. Каждой группе выдаются карточки с напечатанным текстом. Учащиеся выбирают и записывают в "маршрутный лист", ключевые слова, которые помогут им при написании будущего сочинения. (Приложение 2) Работают с карточкой 1 (смотрит на палача-ефрейтора, ее лицо хранит суровую печать страдания и т.д) Отвечают на вопрос Работают с карточкой 2(повелевающий его жест, хрупкая фигура и т.д. ) Работают с карточкой 3(напуганная группа людей, которого она горячо любит и т.д.) Слушают учителя Выполняют упражнения, способствующие снятию усталости, профилактике перенапряжения Самоконтроль. Самостоятельная работа с речевыми клише для затрудняющихся учеников Самостоятельно оценивают свою работу на уроке и тот материал, который изучили на уроке Формулируют конечный результат своей работы на уроке Выбирают задания соответствующего уровня, ориентируясь на рекомендации учителя самооценку | Личностные: Смысло-образование Регулятивные: волевая саморегуляция; постановка учебной задачи; определение последовательности действий; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Предметные: извлечение необходимой информации; Регулятивные: определение последовательности действий; целеполагание, планирование; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи. Познавательные: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение структурировать знания - осуществление поиска и выделение конкретной информации
Коммуникативные: - взаимодействие со сверстниками, обоснование своего мнения. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с заданием учителя Личностные: развитие интереса к изучению русского языка; развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах Познавательные: уметь ориенти-роваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; уметь сравнивать, устанавливать аналогии Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Личностные: установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: выполнение учебного действия Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности, самооценка результатов своей деятельности на уроке Предметные: умение применять знания в новой ситуации Личностные: способность самооценки Регулятивные: осуществлять самоконтроль | Включение в активную учебную деятельность Умение сотрудничать, анализировать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать тему урока Умение формулировать цели, задачи урока, планировать собственную деятельность Умение преобразовывать информацию, анализировать, систематизировать. Умение работать в парах. Обогащение словарного запаса Умение работать в группе Обогащение словарного запаса Формирование умения «читать» картину, отбирать и систематизировать соответствующий материал Снятие напряжения Умение работать самостоятельно, сопоставлять с эталоном, адекватно оценивать свою деятельность. Создание осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные языка Анализ достижения цели. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность Умение объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание. |
Приложение 1
Маршрутный лист
Существительные | Эпитеты | Ключевые слова |
Мать | | |
| Жестокий, | |
| | |
| | Напуганная группа людей |
Приложение 2
Карточка 1 |
Светлая и сильная, стоит она на фоне дымного пожарища. Незабываема мать, которая смотрит на палача–ефрейтора: в её взгляде столько ненависти и презрения к нему! Всю силу красок и блеск солнца художник остановил на образе матери. Её лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека. |
Карточка 2 |
Образ фашиста резко контрастирует с этой мощью русской женщины. Ярко выраженная характеристика отсутствует. Если фигура достаточно хрупкая, то ноги при этом кривые. Повелевающий его жест, словно повис в пространстве. Живописцем найден идеальный поворот головы немца для того, чтобы акцентировать внимание на тяжести челюсти и угрюмости лба. В нем от этого проступает нечто звериное. Этот гитлеровский зверь самодоволен, изобретателен в истязаниях и глух к страданиям других. Сколько он отнял жизней! Сколько людей сделал несчастными! |
Карточка 3 |
Поодаль от матери, стоит её связанный сын, которого она горячо любит, за которого готова по капле отдать всю свою кровь… Она его растила, лелеяла, просиживала ночи, когда он болел, и радовалась его радостям. А теперь ценою жизни сына фашист хочет вырвать у неё тайну… Сделать её предательницей! На фоне зарева пылающих колхозных изб стоит напуганная группа людей. В эпизоде драматического столкновения женщины-патриотки и захватчика художник показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе, рожденные твердой верой в неизбежность победы света и разума над варварством, тьмой и мракобесием. "Мать партизана" - эпическое монументальное произведение, исполненное большой силы художественного воздействия. |
Приложение 3
Речевые клише для написания сочинения по картине.
| |
1. Вступление. Во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и т.д.), ее название и художника. Также можно немного рассказать об истории картины и/или ее значении в жизни художника или в искусстве в целом. Если эта информация вам неизвестна, напишите о том, почему автор обратился к этой теме. Например: «Осень – прекрасная пора, «очей очарованье», вдохновившая не одного художника. Не остался равнодушен к этой теме и ….(ф.и.автора). А возможно, осень (лето, зима, весна) – любимое время года художника, поэтому он и решил изобразить ее на своем полотне? | Перед нами картина замечательного художника_____(указать Ф.И. художника и название картины) На уроке русского языка мы познакомились с великолепной картиной ___________(указать Ф.И. художника и название картины) Картина (она) написана в жанре _______(указать жанр) Чтобы изобразить ______(что?) автор обращается к жанру______(указать жанр) Интересна история создания этого полотна (далее коротко рассказать об истории создания). В творческой биографии художника это произведение сыграло огромную роль (далее рассказать о роли картины). Тема картины - ______(указать) – привлекала многих художников, потому что_________(написать причину). Много произведений посвящено теме _________(указать тему), потому что _______(причина). |
Что изображено на картине (сюжет, ситуация, коротко). | На картине_____(Ф.И. автора) изобразил _____(что?) Что мы видим на картине? (Далее коротко передать сюжет картины). Интересен сюжет картины:______(далее коротко передать сюжет картины) Художник (Ф.И.) обращается к изображению ____(чего?) |
3. Что изображено на переднем плане. Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.). Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется…. справа от….находится….. | На переднем плане картины мы видим_____(что?) Путешествие в мир картины начинается с _______(чего?) На переднем плане картины художник изобразил _____(что?) На переднем плане художник выделил_____(что?) (каким-либо цветом (указать) и/или композиционно). Прямо перед нами изображены____(кто/что?) |
4. Что изображено на заднем плане. Описывая то, что изображено на заднем плане, вы можете использовать фразы: слева от….виднеется…. справа от….находится….. | На заднем плане картины расположилось (используйте нужную форму) _______(что?/кто?) Задний план занимает_____(что?) Вдалеке открывается_____(что?) |
5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции. Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки? | Изображая ____(что?) художник использует огромную гамму цветов и оттенков. (Далее подробно описать цветовую гамму картины) Поражают цвета на картине: ____(перечислить) На картине преобладают ______(какие?) цвета. Это делает картину____(какой?) Используя _____(какие) цвета и оттенки, художник добивается _______(какого?)настроения. Благодаря контрасту _______(каких?) цветов, мы понимаем идею художника ____(какую?) Художник недаром выбирает для своей картины _______(какие?) краски. Этим он решает показать нам _____(что?) |
6. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства. Опишите свои впечатления от картины. | Когда я смотрю на картину ____(чью? + название), то вспоминаю____(что?) Любуясь картиной, я почувствовал ____(что?) Картина создает ____(какое?) настроение. От этого полотна веет _____(чем?) Художнику удалось гениально передать ____настроение. |