Тема урока: «Совесть и раскаяние»
/data/files/v1604871071.docx (конспект урока "Совесть и раскаяние")
презентация " Совесть и раскаяние"
PPTX / 1.36 Мб
/data/files/n1604871187.pptx (презентация " Совесть и раскаяние")МОУ « Медновская СОШ»
Учитель: Горячёва О.В.
Класс 4
Тема: «Совесть и раскаяние».
Задача: дать представление о роли покаяния в духовной жизни человека.
Цели:
Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.
Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;
осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;
развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;
развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.
Воспитывающая: понять, что значит жить в ладу со своей совестью.
Познавательные УУД: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
Метапредметные результаты : развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.
Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры» авт. А. В. Кураев.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель.
-Прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
Потому что в классе дети
Знать желают все на свете
2 Актуализация знаний по теме.Учитель начинает урок с притчи “Бабочка” (слайд 2)
– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках…
Вопросы учащимся:
– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).
– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)
– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)
– А сохранение ее жизни? (это добро)
Формулирование темы урока, постановка цели:
– Cформулируйте тему нашего урока.
(Добро и зло)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о добре и зле, совести и раскаяние.
– Попробуем дать определение понятиям “добро” и “зло”
(слайд 3)
Добро– это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.
Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека. У слова зло в православии есть синоним: грех.
- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36 вашего учебного пособия.
- Какой же сделаем вывод?
- Что значит «добро» в православии? (слайд 4)
На слайде:
• это то, что способствует росту души,
• помогает людям,
• радует Бога.
- А зло наоборот:
• это то, что удаляет от этих добрых целей.
(слайд 5)
Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех и преступление — не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.
Постановка проблемы.Учитель:
- Как вы думаете, кто указывает человеку на его грех?
1) полицейский
2) совесть
-У любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: (твоя же душа.)
5.Моделирование понятия “совесть” Работа в парах.Учитель:
– Так что же такое “совесть”?
Чтение текста на стр.36-37
Вывод:
Совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки. ( слайд 6)
- В народе говорят «совесть заговорила».
- О чём говорит совесть с человеком?
- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со словом совесть есть очень много выражений.
Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».
-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?
(Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).
Работа с текстом учебника.
а). Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие «Отречение Петра».
(Чтение библейской истории «Отречение Петра»)
-Откройте учебники и найдите ее на 36 стр. нашего учебника. При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра.
( читают дети)
- Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра.
- Какое выражение лица у него? Почему?
Найдём ответ на этот вопрос в учебнике (мученическое, так как он совершил грех). ( слайд 7)
-Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей)
-Как вы думаете, можно ли как - нибудь избавиться от мучений и терзаний совести?
б). Работа совести.
-Для того, чтобы защитить человека от греха совесть должна выполнить свою работу.
-Найдите раздел статьи учебника «Работа совести» на стр. 37. Прочитайте, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть.
(Самостоятельная работа).
- Какие важные дела совершает совесть? (ответы детей) (слайд 8)
1) Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2) « После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!».
- Что же является главным в жизни человека?
(Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)
Вывод: Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
-Так что же такое раскаяние? (ответы детей)
-Ребята, прочитайте об этом в учебнике на стр. 38 (4 абзац).
-В раскаянии существуют 3 шага: (слайд 9)
1 шаг - согласие человека с протестующим криком своей совести;
2 шаг – переворот своих стремлений;
13 шаг – покаянные молитвы к Богу.
- Назовите самую простую покаянную молитву.
(Господи, прости).
(слайд 10)
- Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние.
«Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
( слайд 11)
а). Храм – место покаянной молитвы.
-Для православных людей место покаянной молитвы - храм.
б). Закрепление и осознание новых понятий на основе литературного произведения.
(Чтение детьми стихотворения о храме).
Как дерево может
Укрыть от дождя
Так храм защищает
Пришедший народ
От жизненных бурь
И душевных невзгод!
- Православные считают, что прежде, чем идти на исповедь в храм, человек должен примириться с ближними, научиться прощать других, смирить свою гордыню, то есть спасти душу, очистить её от грехов, зла.
8. Обобщение.
-Что такое совесть? (ответы детей)
-Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и бездушный? (ответы детей)
-Что такое раскаяние? (ответы детей)
-Меняет ли человека раскаяние? (ответы детей)
9.«Синквейн» (работа в группах).
1.Название темы.
2. Описание темы (два прилагательных).
3. Действия в рамках этой темы (три глагола).
4. Это фраза, показывающая отношение к теме.
5. Слово, которое повторяет суть темы.
«Синквейн» (слай 12-13)
Совесть
Вечная, мудрая
Спрашивает, учит, мучит
Главный судья
Слушай её
10. Рефлексия.
Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.
Продолжи предложения (слайд 14)
Сегодня на уроке я узнал …
Больше всего мне запомнилось …
Я задумался …
- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.
(слайд 15)
Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям.
Памятка.
Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.
Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).
Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.
Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла
Не допускайте грубости
Во всём помогайте ближним
Будьте добрым человеком
Учитель:
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
11. Домашнее задание.
Подобрать стихотворение любого поэта или сочинить самому на тему: «Совесть».
Найти 5 пословиц и поговорок о совести.
Учитель: (слайд 16)
Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы!
Всё в Ваших руках.
Литература.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4- 5 классы. -М. : Просвещение.