Технологическая карта урока литературы на тему «Повесть Н.Г. Гарина-Михайловского "Детство Темы"» (6 класс)
Технологическая карта урока литературы по повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Темы»
Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ с. Бердюжье» Шукалович Екатерина Петровна
Тема: "Поступки героя и характер. Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Темы»
Цели деятельности учителя |
помочь учащимся глубже проникнуть в мир замысла и поэтики писателя через анализ его произведения |
Тип урока |
урок формирования навыков и умений |
Планируемые |
предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения; личностные: проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения; личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения; познавательные: осознают познавательную задачу; системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, умение определять главную мысль произведения; находить ключевые слова; |
методы и приёмы обучения |
словесный, беседа, прием «прогнозирование», частично-поисковый, наглядный, устное словесное рисование, групповая работа |
Продукт |
ответ на поставленный на уроке проблемный вопрос |
Образовательные (цифровые) ресурсы |
- Программа общеобразовательных учреждений Литература 5 – 11 классы под ред. авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова - Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/subjects |
Оборудование |
Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстра- |
Мультимедийный ряд |
Организационная структура урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы |
Формируемые умения |
Контроль результатов учебной деятельности |
1.Организа Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке |
Организовать направленное внимание на начало урока. |
Проверяет готовность рабочих мест. Литература –прекрасный урок! Много полезного в каждой из строк! Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их, они учат вас! -Пусть этот урок принесет вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами! У нас сегодня гости – подарите им улыбку. Мы покажем своим гостям, как мы умеем читать и высказывать свои мысли. У каждого из вас есть лист самооценки. Не забывайте отмечать в него свои ответы в виде знака +. К концу урока вы поставите себе оценку. |
Готовятся к уроку |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения Познавательные: осознают познавательную задачу Коммуникативные: работают в группе |
|
2.Актуализация Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» . |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Прием «прогнозирование»: -Вспомним над каким произведением мы работали на прошлых уроках, кто автор произведения, что вы о нём знаете. - Кто главный герой произведения? Что вы о нём знаете? - Кратко вспомните, какие поступки совершает герой, какие качества ему присущи, как его можно охарактеризовать. - Можно ли Тёму назвать человеком с «золотой душой»? - Что закладывается в человеке ещё в детстве? Кто помогает ребёнку в жизни? (родители) - Мы в основном на прошлых уроках говорили о главном герое и его одноклассниках, а кто из взрослых в трудные минуты находится рядом с Тёмой и помогал ему. (мама - Аглаида Васильевна). Сегодня мы поговорим о маме Тёмы - Аглаиде Васильевне. Тема нашего урок а звучит также "Поступки и характер героя", как и на прошлом уроке, но герой будет другой. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы. |
3. Постановка цели урока.
Цель: мотивация к учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. |
Раскрытие сущности темы урока, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая |
Исходя из темы поставим цели урока: - Вспомнить - Узнать - Научиться В конце урока вы мне должны будете ответить: -Можно ли маму Тёмы назвать человеком с «золотой душой»? |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; формулируют собственные мысли, высказывают |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Вопросы для уточнения информации |
В середине урока – релаксация (гимнастика для глаз) Гимнастика для расслабления глаз Сядьте поудобнее. Постарайтесь максимально расслабиться. Направьте свой взгляд вдаль, через 5 секунд перенесите его на кончик своего носа, затем — снова вдаль, потом — на переносицу. Поочередно фиксируйте ненадолго взгляд на отдаленном от вас предмете, на участке между бровями, опять на удаленном, расположенном перед вами, затем посмотрите вверх, как будто хотите увидеть темечко. Посмотрите вперед, затем на свои губы. Чтобы уменьшить напряжение, зажмурьтесь, часто поморгайте, затем снова повторите цикл |
||||||
4. творческая практическая деятельность по реализации поставленных целей. Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. |
Работа с текстом, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Наблюдение за языком. произведения. |
Работа с текстом. - 1 группа - глава "Иванов" найдите в тексте отрывки, где говорится о маме, что она делает, как говорит, какие советы даёт сыну, выберите ключевые слова, характеризующие маму. Сделайте вывод по главе о маме Тёмы. - 2 группа - глава "Ябеда" |
Работа с текстом, выделение ключевых фраз, слов. |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: проявляют умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят Регулятивные: контролируют учебные действия. Системно-деятельностные: применяют приемы анализа текста, умение определять главную мысль произведения; находить ключевые слова; предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения. Коммуникативные: развивавают умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Устные ответы, работа в группах. |
5. Формулирование проблемы через подводящий диалог и её решение. Цель: организация коммуникативного взаимодействия для решения проблемы. |
Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. |
Вдумайтесь в то, что содержат в себе эти отрывки. Какие противоречия вы заметили? Удивила ли вас наша героиня? Попробуем определить, как ведет себя мать. - В первом случае – мать прощает и жалеет Тёму. - Во втором случае – возмущена тем, что директор видит в ребенке-шалуне негодяя. - В третьем – называет негодяем своего сына сама. Это приводит к тому, что Тёма решает отравиться. Почему так? Ведь она хорошо знает своего сына, чувствует его? Итак, почему так по-разному ведет себя мама Тёмы? / Пока люди любят, они прощают. (Франсуа Ларошфуко) / Почему Аглая Васильевна не простила сыну того, что он не сдал экзамены? Озвучиваем варианты ответов и записываем их на доске: - разлюбила сына - устала от его проделок - больше не верит ему - сильно рассердилась - испугалась гнева отца - стала его стыдиться - притворилась сильно рассерженной, чтобы напугать сына - …. 2. Проверка гипотез: Высказываем свое мнение по поводу каждой версии, отвергаем ошибочные. 3. Делаем вывод: Ей было очень больно, что сын обманывает их, она не могла простить ему лжи, потому что сама больше всего в человеке ценила искренность и честность, внутреннее благородство и достоинство. А Тёма стал привыкать выкручиваться и находить оправдания всем своим проступкам. Этого она не могла принять. Но после того, как она увидела страдания сына, его желание исправиться и подготовиться к переэкзаменовке самостоятельно, она опять его простила и снова поверила в него. |
Выдвигают гепотезы в диалоге с учителем; формулируют собственные мысли, высказывают |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: проявляют умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят Регулятивные: контролируют учебные действия. Системно-деятельностные: применяют приемы анализа текста, умение определять главную мысль произведения; находить ключевые слова; предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Устные ответы, работа в группах. |
6. Закреплениепо теме урока с комментирова нием Цель: зафиксировать во внешней речи учебное действие. |
Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. |
Значение имени: Карточка к уроку: Аглая (Аглаида) значение имени и толкование имени Аглая: блистающая, великолепная (греч.). Имя Аглая в истории: Аглая - имя одной из трех харит, или граций: благодетельных богинь, воплощающих доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Самооценка, духовность и цель жизни – это три стержня её жизни. Ей не свойственны зависть и жадность, Аглая легко прощает обиды. Аглая хорошая мать – воспитатель для своих детей. Какие черты характера подходят маме Тёмы? Что вы отметили? что можете добавить? УСР Какой вы представляете маму Тёмы внешне - портретная характеристика. Можно слайд или отрывок из фильма. Совпадают ли ваши представления с выбором режиссёра. Афоризмы урока (при наличии времени – объяснить выбор, поработать с карточкой): Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. Оноре Бальзак Все понять — все простить. Анна Сталь Другим прощай многое, себе ничего. Публий Сир Подсказка есть в тексте – слова матери. «Сразу ничего не приходит. Всё достаётся тяжёлой борьбой в жизни» - У каждого из нас тоже есть мама, а какая она, есть ли у вас с мамой доверительные отношения. Кто желает рассказать о своей маме. |
Формулируют собственные мысли, высказывают |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: проявляют умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят Регулятивные: контролируют учебные действия. Системно-деятельностные: применяют приемы анализа текста, умение определять главную мысль произведения; находить ключевые слова; предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения. Коммуникативные: развивавают умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
Устные ответы, работа в группах. |
7. Подведение итогов урока. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности |
Обобщение |
-Вспомните цели, которые мы поставили в начале урока. -Достигли ли мы их? Докажите. -Ответьте на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: -Можно ли о маме Теме сказать, что у неё «золотая душа»? -Заполните «лист самооценивания» твоей работы на уроке. Можно заслушать несколько мнений. -У кого много ответов? Похвалить активных ребят на уроке. |
Формулируют собственные мысли, высказывают |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: понимают |
Устные ответы, листы самооценивания |
8. Рефлексия учебной деятельности Цель: самооценка деятельности |
Заключительная беседа по вопросам |
-Какое настроение было на уроке? С чем это связано? (желающие высказываются) -Оцените свое отношение к урока. - Видео "Я маму свою обидел" У нас скоро любимый праздник всех женщин - 8 Марта, не забудьте поздравить своих мам. |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Устные ответы. Самооценка. |