12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Ирина315
Россия, Ярославская обл., Тутаев

Урок по теме «Крымская война 1853-1856 г.г.» ,8 класс

Цели урока:

Образовательные

  • изучить причины, повод, основные события года Крымской войны 1853-1855, причины поражения;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять;
  • развивать познавательный интерес учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к прошлому своей страны, гордости за своё Отечество.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения

Учебник Пчелов Е. В. «История РоссииXVII –XVIIвека»-М.., «Русское слово»,2009, П.20

Компьютерные презентации «Крымская война »,

«Герои обороны Севастополя».

3. карта «Россия во 2 половине 19 века»,

 

План урока (на доску)

1.Основные направления внешней политики России во 2 половине 19 века.

2.Суть «восточного вопроса».

3.Причины и повод к войне.

4.Основные события войны.

5. Герои обороны Севастополя.

6. Парижский мирный договор

7. Причины поражения.

8. Итоги войны.

 

Вступительное слово

«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, героем которой был народ русский». Эти слова Л. Н. Толстого мы посвятим мужеству , героизму русского народа в Крымской войне 1853-1856г.г.

Сегодня на уроке в процессе работы Вам предстоит узнать цели сторон и механизм развязывания Крымской войны, соотношение сил и ход военных действий, выяснить последствия Крымской войны для России и ее дальнейшего развития.

 

Изучение нового материала:

1.На прошлом уроке мы говорили об основных направлениях внешней политики России во 2пол 19в. Назовите их (.борьба с рев. выступлениями в Европе ,дальнейшее продвижение России на Кавказ; решение «восточного вопроса в ходе Крымской войны)

2.Что такое «восточный вопрос»? Борьба Европейских держав за земли Османской империи. Турция в это время ослабла. В её руках находились проливы Босфор и Дарданеллы. Под Османским гнётом томились Балканские народы. В начале 50-х г.г. Николай 1 счёл международную обстановку благоприятной для начала войны с Турцией. Он нуждался в укреплении международных позиций.

3. Причина войны заключалась в противоречиях между европей­скими державами на Ближнем Востоке, в борьбе европейских госу­дарств за влияние на слабеющую и охваченную национально-освободительным движением Османскую империю. Николай I гово­рил, что Турция - больной человек и его наследство можно и нужно делить Поводом к войне послужил спор между католическим и право­славным духовенством в Палестине о том, кто будет блюстителем храма гроба Господня в Иерусалиме и храма в Вифлееме. Россия потребовала признать русского царя покровителем всех православных в Турции, но получила отказ. Начиная войну против Турции, Россия оказалась во враждебном окружении, против неё выступили Англия и Франция. Давайте попытаемся определить цели каждого государства.

Страны

Цели

Россия

распространение влияния на Ближнем Востоке (в том числе и присоединение территорий) Захватить проливы Босфор и Дарданеллы

Турция

желание ослабить Россию, захватить Крым и Закавказье

Франция , Англия,Сардинское кор-во

желание ослабить России, распространить экономическое и политическое влияние на Ближнем Востоке.

Попытаемся определить соотношение сил и военно-техническую подготовку к войне.

Задание. Россия 1,4,6,8,.Турция и её союзники-2,3,5,7,.

Сделайте вывод ( Турция, Англия, и Франция к войне готовы лучше, чем Россия.

 

4. В течение урока заполните таблицу «Основные события Крымской войны 1853-1856» Война проходила в 2этапа:

1-Октябрь 1853-апрель1854 русско-турецкая кампания. Военные действия развернулись в устье р. Дунай, на Чёрном море и в р-не Грузии. Довольно быстро определилось превосходство русской армии.

Событие, к которому мы обратимся вписано золотыми буквами в историю славы русского флота. Это было последнее сражение в истории парусного флота.

18 ноября1853г. произошло крупное морское сражение недалеко от турецкого портового г. Синоп. Эскадра из 8 кораблей под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова в течение 3-х ч. расстреляла турецкий флот из 14 кораблей. Турецкий флот, не уцеле­ло ни одною судна. Перед началом сражения турки были так уверены в победе, что они уже наперед посадили на суда войска, которые должны были взойти на борт русских кораблей по окончании битвы. Все население Севастополя, узнавшее о блестящей победе, встретило по­бедоносного адмирала. Николай 1 дал Нахи­мову Георгия 2-й степени - редчайшую военную награду - и щедро награ­дил всю эскадру.

6 января 1854 г. английская эскадра, спасая турецкий флот от неминуемого поражения, вошла в Мраморное море.15 марта Англия и Франция объявили войну России. Против России объединились Турция, Франция, Англия и Сардиния. Начинается 2-ой этап войны- апрель1854-февраль1856

Нападению подверглись:

на Черном море – Одесса,

на Балтике – Аландские острова,

на Баренцевом море – Кольский залив,

на Белом море – Соловецкий монастырь и Архангельск,

на Тихом океане – Петропавловск-Камчатский. Но эти операции провалились.

2 сентября 1854г. англо-французская армия в численностью 62тысячи человек и 134 орудия высадилась в Крыму в районе Евпатории. Целью операции было наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. 8 сентября 1854г. произошло сражение у р. Альма. Русская армия имела 33 тыс. и 96 орудий. После поражения русская армия отступила к Севастополю. Гарнизон города насчитывал всего 35 тыс .человек. 17 октября 1854 г. началась первая бомбардировка Севастополя. Про­тивник рассчитывал мощной бомбардировкой с моря и суши разрушить су­хопутные укрепления крепости и штурмом овладеть ею. Город был хорошо укреплён с моря, но уязвим с моря. Срочно строились укрепления на суше: были построены 7 бастионов. Руководил строительством береговых укреплений инженер Э. И. Тотлебен. Для защиты города было принято решение затопить поперек входов в Севастопольскую бухту часть кораблей. Вице-адмирал В. А. Корнилов (руководитель обороны Севастополя) нашел в себе силы не только выполнить приказ, но и объяснить морякам необходимость этого поступка. 10 сентября 1854 года было затоплено пять кораблей. Защитники не были обеспечены в достаточном количестве бое­припасами, водой, продовольствием.

Ребята, война-это не только причины, события и итоги. Это судьбы людей, мужество и героизм. Оборона Севастополя связана с известными соотечественниками, ярко проявившими себя в тех событиях

Девочки подготовили презентацию «Герои обороны Севастополя».

Послушайте их рассказ и ответьте на вопрос, какие личные и профессиональные качества этих людей вы можете отметить? Какие качества вы хотели бы сформировать или развить в себе?

 

Рассказ о Корнилове В. А., Нахимове П. И., Истомине В. И., Тотлебене, Пирогове.Н. И., Даше Севастопольской.

Несмотря на трудности, защитники Севастополя наносили противнику ощутимые удары, осуществляя вылазки в расположение вражеских войск. Они выводили из строя живую силу и технику, разрушали траншеи, захва­тывали пленных. Родной город защищали даже дети. За храбрость десяти­летний защитник пятого бастиона Коля Пищенко был награжден боевым орденом. Прославился своим мужеством Петр Макарович Кошка, который участвовал в восемнадцати вылазках в расположение вражеских войск, захватил десять «языков» и был награжден Георгиевским крестом.

Войска противника несколько раз штурмовали город. Иногда город был буквально засыпан бомбами и ракетами. Защитники же не могли отвечать огнем такой же силы, так как боеприпасов катастрофически не хватало. Кровопролитная борьба шла за один из важных рубежей Севастополя - Малахов курган. Последние силы защитников Севастополя иссякали от потерь, вызван­ных непрекращающимся артиллерийским обстрелом союзников. 12 июля осажденные понесли самую значительную потерю - во время обороны Ма­лахова кургана погиб адмирал Нахимов. Ценой больших потерь врагу удалось захватить Малахов курган, что и ре­шило исход обороны Севастополя. Гарнизон города, его защитники, уничтожив батареи, пороховые погреба и потопив часть оставшихся кораб­лей, переправились на Северную сторону. 30 августа были потоплены последние корабли Черноморского флота. В этот же день Алек­сандр II, вступивший на престол, отдал приказ о прекращении обороны Севастополя. Оборона Севастополя продолжалась 349 дней .Осада дорого стоила и союзникам. Война приобрела затяжной характер. Падение Севастополя решило исход войны. Военные действия на Кавказе развивались успешнее. Русская армия уничтожила все османские соединения, захватила турецкую крепость Карс.

 

6. 18 марта в Париже Россия, Англия, Франция, Турция, Пруссия, Сардинское королевство подписали мирный договор. Пользуясь текстом учебника с. 103 выпишите условия договора.

1. Потери России:

Южная Бессарабия отходила к Молдавии

Устье Дуная

Право иметь крепости и военный флот на Черном море

Право покровительствовать балканским народам

Город Карс был возвращен Турции в обмен на Крым и Севастополь

Черное море объявлялось открытым для судов всех стран

 

7. Выясним причины поражения. Перед вами 4 отрывка из писем офицеров. Прочитайте отрывки, вспомните военно – техническую подготовку обеих сторон, ответьте на вопрос, почему Россия потерпела поражение в Крымской войне?

«…до выхода на зимние квартиры продовольствие солдат было весьма жалкое. По 2 дня не имели даже хлеба…»

«…на каждый наш выстрел они отвечали десятью. Наши заводы не успевали делать такое кол-во зарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести хоть какой-то вред неприятелю…»

«…солдату нашему в изодранной шинели зимой в фуфайке вряд ли веселее англичанина в тёплой фуфайке…»

«…ружья у нас были гладкоствольные, пули после 2-х выстрелов не входили в дуло. Ау англичан и французов были нарезные. Они стреляли на 800м, а наши только на на100…»

Причины поражения:

 

Экономическая и военно-техническая отсталость России

Плохое снабжение армии (коммуникации)

Флот был парусным, а не паровым

Слабое медицинское обслуживание

Устаревшие ружья и пушки.

Записываем в тетрадь.

 

8. Каковы итоги войны.

Россия потеряла более 500 тысяч человек.

Страна оказалась в тяжелейшем экономическом и финансовом кризисе.

Поражение в войне стало одной из главных предпосылок отмены крепостного права и реформ 1860-1870-х гг.

Упал международный престиж России, свело на нет внешнеполитические достижения в восточном вопросе предыдущих десятилетий.

Домашнее задание прочитать пар. 20, выучить записи в тетради, закончить заполнение таблицы, ответить на вопрос 8 с. 103.

Закрепим и проверим знания , выполнив тест (на 2 варианта)


«…до выхода на зимние квартиры продовольствие солдат было весьма жалкое. По 2 дня не имели даже хлеба…»

«…на каждый наш выстрел они отвечали десятью. Наши заводы не успевали делать такое кол-во зарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести хоть какой-то вред неприятелю…»

«…солдату нашему в изодранной шинели зимой в фуфайке вряд ли веселее англичанина в тёплой фуфайке…»

«…до выхода на зимние квартиры продовольствие солдат было весьма жалкое. По 2 дня не имели даже хлеба…»

«…на каждый наш выстрел они отвечали десятью. Наши заводы не успевали делать такое кол-во зарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести хоть какой-то вред неприятелю…»

«…солдату нашему в изодранной шинели зимой в фуфайке вряд ли веселее англичанина в тёплой фуфайке…»

«…до выхода на зимние квартиры продовольствие солдат было весьма жалкое. По 2 дня не имели даже хлеба…»

«…на каждый наш выстрел они отвечали десятью. Наши заводы не успевали делать такое кол-во зарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести хоть какой-то вред неприятелю…»

«…солдату нашему в изодранной шинели зимой в фуфайке вряд ли веселее англичанина в тёплой фуфайке…»
 

«…до выхода на зимние квартиры продовольствие солдат было весьма жалкое. По 2 дня не имели даже хлеба…»

«…на каждый наш выстрел они отвечали десятью. Наши заводы не успевали делать такое кол-во зарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести хоть какой-то вред неприятелю…»

«…солдату нашему в изодранной шинели зимой в фуфайке вряд ли веселее англичанина в тёплой фуфайке…»

Здесь будет файл: /data/edu/files/n1455194003.ppt (Герои Крымской войны)
 

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/s1455194059.ppt (Презентация)

 

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/e1455194084.doc (Тест)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.