12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Красильникова Ирина Сергеевна4291
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Методическая разработка урока для 9 класса

Тема урока – «Россия в «европейском оркестре» в 1826 – 1856 гг. Крымская война»

Цель урока: рассмотреть основные направления внешней политики при Николае I, раскрыть причины, ход и последствия Крымской войны; развитие навыка самостоятельного решения задач.

Задачи урока:

а) образовательная – познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Николая I, событиями Крымской войны, выявить особенности Синопского сражения и обороны Севастополя; показать, что поражение в Крымской войне не было позором для России вопреки общественному мнению; дать оценку внешнеполитической деятельности Николая I;

б) развивающая – умение отличать повод от причины события, обобщать и анализировать факты, делать выводы; развивать умение добывать информацию из текста параграфа учебника, исторической карты; развитие коммуникативных навыков и навыков исторического анализа;

в) воспитательная – воспитывать чувство гордости, любви к Родине, сопереживания трагическим событиям прошлого и настоящего, развивать интерес к отечественной истории, воспитание активной гражданской позиции.

Ожидаемые результаты:

предметные: обучающиеся будут знать причины войны и ее этапы, последствия для России, смогут объяснить причины поражения.

Научатся: рассказывать о событиях и личностях отечественной истории, объяснить причины и следствия событий, давать им оценку, применять исторические знания; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи.

Получат возможность научиться: сравнивать социально-экономическое развитие и военный потенциал России и других стран, находить особенности;

метапредметные: обучающиеся смогут высказывать и аргументировать свою точку зрения, управлять своей деятельностью, работать с различными источниками информации, обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в группе, овладеть приёмами оценки, контроля и самоконтроля усвоения изученного, анализировать схемы и таблицы, делать выводы. 

личностные: обучающиеся смогут научиться уважать Отечество, прошлое и настоящее многонационального народа; смогут обрести мотивацию к изучению нового материала.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, проблемный, исследовательский (работа с текстом учебника и источниками).

Формы обучения: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии: Технология критического мышления, развивающего обучения.

УМК: И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

План: 1. Европейское направление внешней политики.

2. Восточный вопрос в 20-40-е годы XIX века.

3. Кавказская война.

4. Крымская война.

5. Итоги царствования Николая I.

Основные понятия: Восточный вопрос, «палестинские святыни».

Основные даты: 1826-1828гг.- русско-иранская война, 1828-1819гг.- русско-турецкая война, 1834-64 гг. – Кавказская война, 1853-1856гг. – Крымская война, 18 ноября 1853 г. – Синопское сражение; сентябрь 1854г.- август 1855г. – оборона Севастополя; март 1856г. – Парижский мирный договор.

Образовательные ресурсы: учебник «История России: XIX – начало XX в. 9 класс» Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова.– 3-е изд., - М.: Дрофа, 2018, видео «Крымская война» из электронной версии учебника, проектор, презентация «Россия в «европейском оркестре» в 1826-1856 гг. Крымская война», схема «Синопское сражение 18 ноября 1853 г.», схема «Оборона Севастополя» в электронном виде, текст Парижского мирного договора, раздаточный материал, репродукции картин Айвазовского, Прядко, Боголюбова, Шукаева и др.; фотодокументы.

 

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Орг. момент

1 минута

Приветствие учащихся, отметка в журнале отсутствующих

Приветствие учителя, демонстрация готовности к уроку

Личностные: эмоциональный настрой на урок

2. Актуализация прошлых знаний, мотивация

8 минут

Проверка домашнего задания

Наводящими вопросами подводит к теме урока, цели и плану.

Выполнение теста (Приложение 1), взаимопроверка

Запись числа, темы и плана урока

Познавательные: самостоятельное формулирование темы и цели урока Коммуникативные:  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимоконтроль

Регулятивные: определение и формулирование цели с помощью учителя; планирование деятельности.

Личностные: повторение пройденного, проявление интереса к новому материалу

3. Формирование новых знаний

28 минут

Организация групповой работы по 3 пунктам плана


 

Организация просмотра видео «Крымская война», обучающиеся подводятся к формулированию проблемы урока – «Почему Россия проиграла войну, несмотря на успешную внешнюю политику?»; вопросам: «Чем повод отличается от причин» и «каковы причины Крымской войны»

Рассказ о поводе к войне, Синопском сражении с презентацией, демонстрация картин об этом сражении, формулирование проблемы – «Почему Россия победила в Синопском сражении?»

Рассказ об обороне Севастополя, формулирование проблемы – «Почему Севастополь продержался так долго?»


 

Организация работы с Парижским мирным договором (Приложение 5)


 

Подведение итогов внутренней и внешней политики Николая I

Выполнение работы в 3 группах, ответы на вопросы (Приложение 2)

Просматривают видео, формулируют проблему, отвечают на вопросы

Случают учителя, работают с раздаточным материалом для ответа на проблемный вопрос (Приложение 4)

Случают учителя, работают с раздаточным материалом для ответа на проблемный вопрос (Приложение 4)

На основе источника обучающиеся называют основные положения мирного договора.

Называют основные события и направления политики императора

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников; определение основной и второстепенной информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач, приобретение новых знаний

Коммуникативные: работа в группах, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение излагать свои мысли, слушать и принимать чужую точку зрения

Регулятивные: определение проблемы в деятельности; умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Личностные: формирование познавательного интереса

4. Контроль и коррекция

4 минуты

Организация выполнения контрольного задания

Выполнение теста, самопроверка

Личностные: повышение познавательного интереса к изучению истории.

Регулятивные: умение осуществлять самооценку.

Познавательные: систематизация и обобщение знаний по теме

5. Домашнее задание

2 минуты

Объяснение дифференцированного домашнего здания

Записывают выбранное задание

Регулятивные: оценка своих возможностей, выбор домашнего задания

6. Рефлексия, подведение итогов

2 минуты

Инструкция по заполнению таблицы (Приложение 6), выставление оценок, прощание с классом

Заполнение таблицы, прощание с учителем

Личностные: повышение внутренней мотивации.

Регулятивные: оценка уровня усвоения изучаемого материала

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Очень рада всех вас видеть.

Проверка присутствующих.

Актуализация прошлых знаний, мотивация

Учитель: Начнем сегодняшний урок с проверки домашнего задания.

Раздача тестов для проверки домашнего задания. Взаимопроверка. (Приложение 1)

Учитель: Какие государства вышли на первый план в 19 веке?

Обучающиеся: Показывают на карте  Англию, Францию, Турцию, Австрийскую империю.

Учитель: Сегодня на уроке мы выясним, как складывались отношения России с этими государствами. Какова будет тема урока? 

Обучающиеся: «Внешняя политика Николая I». Записывают название темы, скорректированной учителем, число, план урока (слайд 1 и 2).

Изучение нового материала

Учитель: цель нашего урока - рассмотреть основные направления внешней политики при Николае I, раскрыть причины, ход и последствия Крымской войны. Для выполнения цели и первых трех пунктов плана, давайте разделимся на 3 группы, каждая из которых получит задания для самостоятельного изучения темы.

Обучающиеся: делятся на 3 группы по рядам, получают задания. (Приложение 2).

Учитель: Время на подготовку закончилось, давайте начнем с первой группы.

Обучающиеся 1 группы: дают характеристику европейского направления внешней политики, остальные группы внимательно слушают, главные события записывают в тетрадь (слайд 3).

«В 1830 г. на борьбу за национальное самоопределение поднялась Польша. Польское восстание не предусматривало решения социальных проблем, поэтому его не поддержали крестьяне. После штурма в 1831 г. предместья Варшавы русскими войсками и падения польской столицы восстание было подавлено».

Учитель: Всё верно, но я немного дополню вышесказанное. История польского восстания может быть разделена на два периода. Первый период восстания от начала его, т. е. от 29 ноября 1830 г. до 25 января 1831 г., когда постановлением Варшавского сейма во главе с А.А. Чарторыйским император Николай был объявлен низложенным с престола Царства (королевства) Польского. Во второй период шла война между Российской империей и польским государством, возникшим революционным путем и не признанным ни одной из держав Европы. После повторных штурмов Варшава капитулировала, и 8 сентября 1831 г. состоялся въезд Паскевича – главы русских войск в польскую столицу.

Конституции 1815 года была отменена; сейм уничтожен; уничтожено отдельное польское войско; отменено особое финансовое устройство; закрыты высшие учебные заведения (Варшавский университет). Царство Польское было разделено на губернии и включено в состав империи. Таковы были последствия польского движения 1830–1831 гг. Переходим ко второму вопросу вашей группы.

Обучающиеся 1 группы: «Происходившие в 1848—1849 гг. в европейских странах — во Франции, в Германии, Австрии, Италии, Валахии и Молдавии — революции угрожали спокойствию Российской империи. Николай I сначала попытался создать коалицию европейских монархов против государств, охваченных революциями. Из этой затеи ничего не вышло. В 1849 г. Николай I по просьбе австрийского монарха отправил войска в восставшую Венгрию. Подавление национально-освободительного движения в этой стране предотвратило распад Австрийской империи».

Учитель: Всё верно. Революционные движения 1848—1849 гг. не увенчались конечной победой (установлением республики) ни в одной стране Западной Европы, кроме Франции сроком на 4 года, и нигде полностью не решили объективных задач, которые стояли тогда перед этими странами. И последний вопрос.

Обучающиеся 1 группы: Николай I получил прозвище «жандарм Европы», потому что старался предотвратить революции в европейских странах.

Учитель: Хорошо, молодцы. В марте 1848 г. Николая I выступил с манифестом о необходимости решительной борьбы “со смутой” (“международный жандарм”), что и послужило одной из причин. Теперь обратите внимание на экран (слайд 3), вашему вниманию представлены фото польского восстания и революций 1848-49 гг.

Давайте теперь послушаем вторую группу.

Обучающиеся 2 группы: дают характеристику восточного вопроса во внешней политике, остальные группы главные события записывают в тетрадь.

«Восточный вопрос - обострение противоречий между ведущими европейскими державами на Ближнем Востоке и споры о будущем народов некоренных турецких территорий: Балканского полуострова, севера Африки и островов Средиземного моря»

Учитель: Хорошо, обратите внимание на экран, выпишите в тетрадь, какие факторы способствовали возникновению этого вопроса: упадок Османской Империи; рост национально-освободительного движения балканских народов против турок; обострение противоречий между европейскими странами на Ближнем Востоке, вызванное борьбой за раздел мира (слайд 4). Следующий вопрос.

Обучающиеся 2 группы: русско-иранская война 1826-28 гг. закончилась Туркманчайским мирным договором. По его условиям к России отходила Восточная Армения. Петербург получал монопольное право держать военный флот на Каспийском море, Иран обязывался выплатить России 20 млн руб. контрибуции. Русско-турецкая война 1828-29 гг. закончилась заключением Адрианопольского мирного договора: Россия приобрела дельту Дуная и береговую линию от Кубани до Поти на Кавказе. В результате победы России Греция получила автономию, а в 1830 г. стала независимой.

Учитель: Хорошо, давайте запишем, какие территории вошли в состав России в результате этих договоров (слайд 4). Нужно упомянуть, что причиной первой войны стало систематическое нарушение Гилюстанского договора 1813 года - требовал возвращения отошедших к России территорий (Восточное Закавказье и западное побережье Каспийского моря), а 16 июля 1826 г. - иранские войска без объявления войны вторглись на российскую территорию. В 1829 году в Иране был убит создатель Туркманчайского мирного договора – А.С. Грибоедов. Обратите внимание на карту (слайд 5) и русских военачальников – А.П. Ермолов, И.Ф. Паскевич. (На карте учитель показывает ход боевых действий и территорию, отошедшую к России).

Русско-турецкая война началась по инициативе России, которая хотела укрепить влияние на Балканах, помочь Греции освободится от турецкого ига, открытия черноморских проливов. В результате русско-турецких и русско-иранских войн в состав России окончательно было включено: Закавказье, Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан. Обратите внимание на карту (слайд 6) и русских военачальников – П.Х. Витгенштейн, И.И. Дибич, И.Ф. Паскевич. (На карте учитель показывает ход боевых действий и территорию, отошедшую к России).

Теперь послушаем ответ на последний вопрос вашей группы (слайд 7).

Обучающиеся 2 группы: В 1832 г. египетский паша Мухаммед Али восстал против турецкого султана. Последний обратился за помощью к России: 15-тысячный российский десант высадился в Константинополе и разрядил обстановку. В соответствии с заключённым между Турцией и Россией в местечке Ункяр-Искелеси договором проливы Босфор и Дарданеллы закрывались для иностранных военных судов, Чёрное море стало внутренним морем двух стран.

В 1841 г. России пришлось подписать Лондонскую конвенцию, согласно которой российский военный флот лишился права прохода через Проливы.

Учитель: Отлично. По истечению Ункяр-Искелесского договора 13 июля 1841 г., с согласия царя, был заключен между Турцией, с одной стороны, и Россией, Англией, Австрией, Пруссией и Францией — с другой, договор о Босфоре и Дарданеллах: было постановлено, что проливы будут закрыты для военных судов всех держав, пока Турция не находится в войне; во время войны Турция имеет право пропускать через проливы суда той державы, с какой ей будет выгодно сговориться. Ну, осталась последняя группа, дадим им слово.

Обучающиеся 3 группы: дают характеристику Кавказской войны, остальные группы главные события записывают в тетрадь.

«Пренебрежение к религиозным и национальным традициям горских народов Кавказа - населением Грузии, Армении и Азербайджана, которые ранее были присоединены к России, привело к войне, длившейся до 1864 года»

Учитель: По принятому в 2014 году историко-культурному стандарту, общепринятая ранее дата начала Кавказской войны изменилась с 1817 года на 1834. Давайте запишем, почему началась эта война. Причины для России: обеспечение безопасности границ и азиатской торговли, присоединение и колонизация новых территорий, строительство путей сообщений; для Кавказа: Пренебрежение к религиозным и национальным традициям горских народов, для простых горцев это была попытка освободиться от феодальной зависимости (слайд 8). Хорошо, следующий вопрос.

Обучающиеся 3 группы: В 1820-е гг. в Дагестане и Чечне начали распространяться идеи мюридизма — мусульманского учения, непримиримого к «неверным» (инаковерующим). Недовольство политикой России переросло в священную войну — газават. Для простых горцев это была попытка освободиться от феодальной зависимости местных ханов и беков.

Учитель: Отлично, давайте запишем определения новых терминов. Слушаем последний ваш вопрос.

Обучающиеся 3 группы: Шамиль, с 1834 г. имам (духовный лидер) Чечни и Дагестана, добился серьёзных успехов в укреплении государства и развернул партизанскую войну с регулярными российскими войсками. В 1859 г. российские войска окружили в ауле Гуниб Шамиля с отрядом в составе 400 мюридов. Захваченный имам стал почётным пленником России.

Учитель: В результате Кавказской войны  к России окончательно были присоединены ЧечняГорный ДагестанСеверо-Западный Кавказпобережье Черного моря. Обратите внимание на карту (слайд 9), фото Шамиля и русских военачальников – М.С. Воронцов, А.И. Барятинский, князь М.Н. Романов. (На карте учитель показывает ход боевых действий и территорию, отошедшую к России).

Давайте посмотрим, что говорили об этой войне ее участники: А.П. Ермолов: «Я видел много народов, но таких непокорных и неподдающихся как чеченцы, на земле не существует и путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение чеченцев, а точнее, через полное их уничтожение», В.А. Потто: «Чеченцы были всегда грозным противником. Они бились с нами не на жизнь, а на смерть», М.Ф. Орлов: «Так же невозможно покорить чеченцев, как сгладить Кавказ. Кто, кроме нас, сможет похвастаться, что видел Вечную войну?» (слайд 10).

Замечательно, все молодцы.

Естественно такая активная внешняя политика Николая I не могла оставить равнодушными передовые державы и в конечном итоге привела к войне, о которой мы с вами сейчас поговорим.

Обучающиеся: записывают в тетради присоединенные территории, затем новую подтему – «Крымская война». Просматривают видео из презентации (слайд 11).

Учитель: (Обучающиеся подводятся к формулированию проблемы урока) В первой половине XIX в. Россия одержала ряд побед: над Наполеоном при Александре I; над Турцией и Ираном при Николае I. В 1853 году Николай I начал Крымскую войну и был уверен в победе. Проблема: «Россия проиграла эту войну. Почему?». Для ответа на этот вопрос давайте подробнее разберем событий Крымской войны. Начнем с причин и повода. В чем различие между ними?

Обучающиеся: причины – спорные вопросы, противоречия между странами. Они могут длительно накапливаться. Повод – конкретное обстоятельство, «искра», подталкивающее конфликт.

Учитель: как вы думаете, какие же причины были у Крымской войны? (обучающиеся высказывают предположения) Теперь давайте посмотрим на экран (слайд 12) и запишем, что же заставило страны, в частности Россию, решится на эту войну (Россия - оттеснить Турцию с Балканского полуострова и из Закавказья, получить проливы; Турция - вернуть утраченные территории на Черном море и Закавказье; Англия - подорвать влияние России в мире, остановить наступление на Турцию, усилить влияние на Ближнем Востоке; Франция - укрепить положение императора Наполеона III с помощью победоносной войны, усилить влияние на Ближнем Востоке). Поводом был спор из-за ключей от палестинских храмов: часть ключей от храмов принадлежала католикам, которым покровительствовала Франция; часть – православной общине, поддерживаемой Россией. Обе стороны хотели обладать всеми ключами. В декабре 1852 г. султан передал ключи от храмов католикам. Канцлер России Нессельроде заявил: «Россия не потерпит такого оскорбления!». В июне 1853 г. Россия ввела войска в зависимые от Турции Дунайские княжества, в октябре 1853 г. Османская империя объявила России войну. Так начался первый из трех этапов войны.

Обучающиеся: получают раздаточный материал (Приложение 3 и 4)

Учитель: Главным событием первого этапа стала победа у мыса Синоп. В нем у России было восемь судов (все - парусные), у Турции – четырнадцать кораблей, из них два – паровые. Потери Турции составили более 3 тыс. человек; Россия потеряла 36 человек убитыми и 240 ранеными. Проблемный вопрос: « почему Россия победила в Синопском сражении?» Для ответа на этот вопрос обратите внимание на воспоминания участника боя, отрывки сочинений историков и схему (Приложение 4 часть 1, слайд 13).

Обучающиеся: изучают раздаточный материал, отвечают на проблемный вопрос – «Нахимов решил нанести удар по Синопу, чтобы уничтожить приготовленные к переброске на Кавказ турецкие корабли. Причины победы русского флота: 1. Внезапность нападения на Синопскую бухту. Турки не допускали такой возможности в условиях ожидаемого шторма. 2.Турецкие корабли оказались «заперты» в бухте. 3. Полководческий талант П.С. Нахимова: пошел на риск, не зная расположения неприятельских кораблей. Наступая двумя линиями, развернул корабли и блокировал турецкий флот у берега. Отказался от традиционных приемов боя – отдал приказ с ходу, не крепя парусов, не вставая на якорь, открыть огонь».

Учитель: «Лебединой песней» эпохи парусного флота называют Синопское сражение. Николай I дал Нахимову редчайшую награду – Георгия второй степени – и щедро наградил всю эскадру. Память об этой победе живет и в русской живописи – репродукции картин Айвазовского, Прядко, Шорохова, Боголюбова (слайд 13).

Победа России подтолкнула к войне Англию и Францию – именно с этого события и начинается второй этап войны, когда война была перенесена на российскую территорию.

Обучающиеся: выявляют города, на которые было совершено нападение (Приложение 3).

Учитель: Главным событием третьего этапа стала оборона Севастополя, именно там находилась главная военно-морская база черноморского флота. Севастополь был неприступен с моря, но почти не имел сухопутных укреплений. Командующий силами России в Крыму А.С. Меншиков отвел сухопутную армию от Севастополя, «чтоб сохранить связь с внутренними губерниями. Узнав о разделении наших сил, командующий французским корпусом заявил: «В условиях штиля я покончу и с Севастополем, и с Крымом за несколько часов». Но оборона Севастополя продолжалась 349 дней. Проблема: «почему противники так долго не могли овладеть Севастополем?»

Обучающиеся: записывают дату обороны Севастополя, высказывают предположения на проблемный вопрос.

Учитель: 2 сентября 1854г. англо-французская армия высадилась в Крыму в районе Евпатории (слайд 14 – схема «Оборона Севастополя»). Целью операции было наступление на Севастополь. 8 сентября 1854г. произошло сражение у р. Альма, после войска противника подступили к Севастополю. несмотря на хвастливые заявления, они не решились начать штурм Севастополя немедленно. Они пошли в обход Севастопольской бухты, чтобы обеспечить себе базу в Балаклаве и действовать против Севастополя с юга. Защитники Севастополя использовали передышку и укрепляли город. 5 линейных кораблей были затоплены перед входом в Севастопольскую бухту. Руководил строительством береговых укреплений инженер Э. И. Тотлебен.

Оборону Севастополя возглавляли один за другим: адмирал В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин.

В защите города участвовали все его жители. За храбрость десяти­летний защитник пятого бастиона Коля Пищенко был награжден боевым орденом. Прославился своим мужеством Петр Макарович Кошка, который участвовал в восемнадцати вылазках в расположение вражеских войск, захватил десять «языков» и был награжден Георгиевским крестом. Создатель военно-полевой хирургии Н.И. Пирогов впервые применил гипсовую повязку. Был участником обороны Севастополя и Л.Н. Толстой, написавший впоследствии об этом «Севастопольские рассказы». Дарья Михайлова, не имевшая медицинского образования, оказывала помощь раненым и больным защитникам Севастополя. На свои средства она оборудовала первый походный перевязочный пункт. Не зная её фамилии, долгое время её называли Дашей Севастопольской.

Войска противника несколько раз штурмовали город. Кровопролитная борьба шла за один из важных рубежей Севастополя - Малахов курган. 12 июля 1855 г. осажденные понесли самую значительную потерю - во время обороны Ма­лахова кургана погиб адмирал Нахимов. Ценой больших потерь врагу удалось захватить Малахов курган, что и ре­шило исход обороны Севастополя. 30 августа были потоплены последние корабли Черноморского флота. В этот же день Алек­сандр II, вступивший на престол, отдал приказ о прекращении обороны Севастополя. Оборона Севастополя продолжалась 349 дней. Падение Севастополя решило исход войны. Военные действия на Кавказе развивались успешнее. Русская армия уничтожила все османские соединения, захватила турецкую крепость Карс. Но она уже не могла изменить положение России.

Обучающиеся: изучают схему и участников обороны на слайде 14 и отрывки воспоминаний современников (Приложение 4, часть 2), отвечают на проблемный вопрос.

Учитель: 18 марта в Париже Россия, Англия, Франция, Турция, Пруссия, Сардинское королевство подписали мирный договор. Ознакомьтесь с его условиями (Приложение 5).

Обучающиеся: Южная Бессарабия отходила к Молдавии, Россия теряла устье Дуная, право иметь крепости и военный флот на Черном море, право покровительствовать балканским народам; город Карс был возвращен Турции в обмен на Крым и Севастополь, Черное море объявлялось открытым для судов всех стран (слайд 15).

Учитель: Давайте вернемся к проблемному вопросу, почему Россия проиграла эту войну?

Обучающиеся: 1. Военно-техническая отсталость от передовых держав,

2. неверная оценка международной ситуации Николаем I,

3. плохое снабжение армии

4. количественное превосходство армии противника.

Учитель: Давайте не будем забывать о том, что в это же время идет Кавказская война и часть вооружения и войск была занята там. Часть войск была на западной границе, готовясь к нападению от Австрии и Пруссии, которых склоняла к войне Англия. К тому же России не имела ни одного союзника в своей борьбе, в то время как воевала она, можно сказать, против половины мира, учитывая размеры Османской, Британской и Французской империй с колониями. А ведь Англия того времени была промышленным лидером и имела лучший в мире флот, Франция – 3 место в промышленности и второй флот, Турция – огромная боеспособная армия. Но даже силами трех империй так и не был полностью взят Севастополь, была сдана только южная часть города. Учитывая вышесказанное, надо все-таки сказать, что, несмотря на все сложности, которые испытывала Россия, она достойно вышла из войны, особенно учитывая тот факт, что изначально планы противников были направлены на отторжение от России Кавказа, Крыма, Прибалтики и Финляндии.

Николай I не дожил до окончания войны, он умер в феврале 1856 года. Давайте подведем итоги его внешней и внутренней политики (слайд 17).

Обучающиеся:

  • создана собственная его императорского величества канцелярия (данная организация состояла из нескольких отделений, наиболее важными из которых было III отделение, в обязанности которого входило искоренять любое вольнодумие и революционные идеи),

    проведена кодификация законодательства в 1833 году - 15 томов «Свода законов Российской Империи»;

    проведена реформа образования, денежная реформа;

    введена цензура – 1826 г., создана «теория официальной народности»;

    предпринята попытка решить крестьянский вопрос: был создан секретный комитет для рассмотрения вариантов решения крестьянского вопроса во главе с П.Д. Киселевым; были ликвидированы военные поселения, появился официальный запрет на отправку крепостных в Сибирь и на заводы, в 1842 г. Был издан Указ об обязанных крестьянах, по которому помещики призывались к освобождению крестьян.

    Что касается внешней политики, была расширена территория Российского государства, рос международный авторитет за счет побед русского оружия. Главной неудачей стала Крымская война, но, учитывая интересы стран-участниц, она была неизбежна.

Учитель: Замечательно, молодцы. В целом, политика Николая I была направлена на укрепление самодержавия и подавление революционных движений, как в России, так и в зарубежных странах. Теперь мы проверим, как вы усвоили материал.

Контроль и коррекция 

Учитель: Вам предлагается 10 утверждений, нужно будет определить, какие из них верны.

Восстание в Польше было подавлено в 1831 году (да)

Революция в Венгрии была подавлена силами русско-английской армии по просьбе Австрийского монарха (нет)

Кавказская война закончилась окончательным присоединением к России ЧечниГорного ДагестанаСеверо-Западного Кавказапобережья Черного моря (да).

Поводом к Крымской войне стал конфликт между Англией и Россией (нет)

Россия выиграла Синопское сражение благодаря более оснащенному флоту (нет)

В Синопском сражении последний раз в истории России использовали парусный флот (да)

Оборона Севастополя продолжалась 349 дней (да)

Мирный договор по итогам Крымской войны был заключен в Париже в 1856 году (да)

По итогам Парижского мирного договора Крым и Севастополь переходили к Турции (нет).

Россия проиграла войну, потому что против нее выступили Австрия и Пруссия (нет).

Обучающиеся: выполняют тест, осуществляют самопроверку (слайд 18).

Домашнее задание

Учитель: На следующий урок вам нужно прочитать параграф 10, также предлагается домашнее задание на выбор (слайд 19)

А) на «3» - письменно ответить на вопросы 1-3 после параграфа 10 – стр.97

Б) на «4» - сообщение или реферат об одном из участников обороны Севастополя

В) на «5» - используя дополнительную литературу: Айрапетов О. Р. Внешняя политика Российской империи. 1801-1914. М., 2005; Ляшенко Л. М. Николай I: случайный император. М., 2013; Тарле Е. В. Крымская война. Т. 1-2. М., 2005; Яковлев А. И. Крымская война. 1853—1856. М., 2005; Потемкин В.П. История дипломатии. В трех томах Том 2. М., 1941; Похлёбкин В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. М.,1992 (слайд 20), напишите эссе на одно из предложенных высказываний:

«Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России» - В.И. Ленин

«Война закончилась в результате исчерпанности сил обеих сторон при сохранении их чести"

«Еще одна такая победа, и у Англии не будет армии» - герцог Кембриджский о сражение на р. Альма

«За спиной российской делегации на Парижском конгрессе стояла тень адмирала Нахимова»

Рефлексия, подведение итогов

Учитель: пришло время подвести итоги, заполните, пожалуйста, небольшую таблицу (Приложение 6). Теперь самое время поставить оценки наиболее активным ученикам. Спасибо за урок, до свидания.

Приложение 1

Тест по теме «Внутренняя политика Николая I»

1.В 1842 году был издан указ

а) «о вольных хлебопашцах»

б) «об обязанных крестьянах»

в) «о почетных гражданах»

2.Главой Министерства государственных имуществ стал:

а) Сперанский б) Киселев в) Канкрин

3. Денежная реформа в России была осуществлена в

а) 1837-41 гг. б) 1839-43 гг. в) 1841-44 гг.

4. Неделимое имение, насчитывавшее свыше 1000 душ крестьян, которое переходило по наследству к старшему в семье мужчине и не подлежало разделу между остальными наследниками, называлось –

а) вотчина б) поместье в) майорат

5. В результате денежной реформы главной единицей обращения стал

а) медный рубль б) серебряный рубль в) золотой рубль

6. Свод законов Российской империи был создан в

а) 1832 г. б) 1833 г. в) 1834 г.

7. Кто был автором теории «официальной народности»

а) Сперанский б) Николай I в) Уваров

8. Какие три пункта составили теорию «официальной народности»?

а) самодержавие, православие, народность

б) монархия, православие, народность

в) самодержавие, православие, сословность

9. Главой III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии был

а) Канкрин б) Бенкендорф в) Киселев

10. Министром иностранных дел в России в 1822-56 гг. был

а) Бенкердорф б) Нессельроде в) Канкрин

Ключ: 1 – б, 2 – б, 3 – б, 4 – в, 5 – б, 6 – а, 7 – в, 8 – а, 9 – б, 10 – б

Приложение 2

Задание для 1 группы

  • Польское восстание 1830-31 гг.: причина, итог.

    Революции в Европе 1848-49 гг.: политика Николая I в отношении этих стран, подавление восстания в Венгрии и его значение.

    Почему Николай I получил прозвище «жандарм Европы»?

Задание для 2 группы

      1. В чем суть Восточного вопроса?

        Дата и итог русско-иранской и русско-турецкой войн.

        Ункяр-Искелесийский договор и Лондонская конвенция

Задание для 3 группы

1.Причина Кавказской войны.

    1. Что такое мюридизм и газават?

      Кто такой Шамиль и какова его судьба?

Приложение 3

Этапы войны

Противники

Основные события

I

Октябрь 1853 г. – март 1854 г.

Турция

Военные действия на Дунайском и Кавказском фронтах.

18 ноября 1853 г. – сражение у мыса Синоп.

II

Март – август 1854 г.

Турция, Англия, Франция

Начало военных действий на территории России. Нападение на Одессу, Аландские острова, Кронштадт, Петропавловск-Камчатский, Архангельск. Все атаки отбиты пограничниками.

III

Сентябрь 1854 г. – март 1856 г.

Турция, Англия, Франция, Сардинское королевство

2 сентября 1854 г. – высадка союзников в Крыму.

8 сентября 1854 г. – поражение русских войск на р. Альма.

13 сентября 1854 г. – 27 августа 1855 г. – оборона Севастополя.

16 ноября 1855 г. – взятие русскими войсками крепости Карс.

18 марта 1856 г. – подписание Парижского мирного договора.

Приложение 4

Часть 1

В то пасмурное утро шел дождь. Ветер и низкие тучи предвещали шторм, какой нередко бывает на черном море в ноябре. Турки и их английские инструкторы и мысли не допускали о возможности нападения на хорошо защищенную бухту, где укрылись от непогоды 14 парусных и 2 паровых корабля.

Земцов Б. Крымская война 1853 – 1856 годов.

 

2. Расположение судов было… таково, что они могли встретить Нахимова только одним бортом: другой обращен не к морю, а к городу Синопу. Поэтому береговая артиллерия не решалась вести огонь, опасаясь задеть своих…

Е. В. Тарле. Крымская война

 

3. Ставши бортом, мы, не крепя парусов, открыли огонь. Турки, кажется, этого не ожидали. Они воображали, что, бросив якорь, мы пошлем людей по реям убирать паруса, а потому орудия их были наведены по мачтам и первый залп не причинил нам почти никакого вреда. Потом под нашим огнем и при густом дыме им было трудно взять верный прицел.

А.Ф. Сатин, мичман корабля «Три Святителя»

Часть 2

Из обращения В.А. Корнилова к своим подчиненным

Отступать нам некуда: сзади нас – море… Если кто из начальников прикажет бить отбой, заколите такого начальника… Если б я приказал ударить отбой – убейте меня…

 

Из воспоминаний французского маршала Канробера

Чтобы понять, что такое были наши противники, вспомните о тысячах моряков, которые, плача, уничтожали свои суда с целью загородить проход и которые заперлись в казематах бастионов со своими пушками.

 

Из записок участника обороны Севастополя П.В. Алабина

Грустно становится, когда подумаешь, как дурно мы вооружены… Ружья у нас гладкоствольные, у наших врагов – нарезные. Едва мы начинали бой, они издалека расстреливали нашу пехоту… Мысль о том, что шаг назад перед неприятелем есть шаг к погибели любимой семьи, одушевляет солдата…

 

Из письма французского солдата

Наш майор говорит, что по всем правилам военной науки им давно пора капитулировать. На каждую их пушку - у нас пять пушек, на каждого солдата - десять. Им нечего есть. Мы видим, как они маленькие кусочки хлеба делят на пятерых. И откуда они только берут силы сражаться?! На каждую нашу атаку они отвечают контратакой. Мы не из трусливых, но когда у русского в руке штык - дереву и тому я советовал бы уйти с дороги.

Приложение 5

СТАТЬЯ III

Е. в. император всероссийский обязуется возвратить

е.в. султану город Карc с цитаделью оного, а равно и прочие части

оттоманских владений, занимаемые российскими войсками.

СТАТЬЯ IV

Их величества император французов, королева Соединенного

Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан

обязуются возвратить е.в. императору всероссийскому города и

порты: Севастополь, Балаклаву, Камыш, Евпаторию, Керчь-Еникале,

Кинбурн, а равно и все прочие места, занимаемые союзными

войсками.

СТАТЬЯ XI

Черное море объявляется нейтральным: открытый для торгового

мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и

навсегда воспрещается военным судам, как прибрежных, так и всех

прочих держав, с теми токмо исключениями, о коих постановляется в

статьях XIV и XIX настоящего договора.

СТАТЬЯ XX

Взамен городов, портов и земель, означенных в статье 4-й

настоящего трактата, и для вящщего обеспечения свободы

судоходства по Дунаю, е.в. император всероссийский соглашается на

проведение новой граничной черты в Бессарабии.

Началом сей граничной черты постановляется пункт па берегу

Черного моря в расстоянии на один километр к востоку от соленого

озера Бурнаса; она примкнет перпендикулярно к Акерманской дороге,

по коей будет следовать до Траянова вала, пойдет южнее Болграда и

потом вверх по реке Ялпуху до высоты Сарацика и до Катамори на

Пруте. От сего пункта вверх по реке прежняя между обеими

империями граница остается без изменения.

Новая граничная черта должна быть означена подробно

нарочными комиссарами договаривающихся держав.

СТАТЬЯ XXII

Княжества Валахское и Молдавское будут, под верховной

властью Порты и при ручательстве договаривающихся держав,

пользоваться преимуществами и льготами, коими пользуются ныне. Ни

которой из ручающихся держав не предоставляется исключительного

над оными покровительства. Не допускается никакое особое право

вмешательства во внутренние дела их.

Приложение 6

Заполните таблицу рефлексии урока

Ф.И.

Критерий

Оценка

Получение новой информации

 

Процесс личной деятельности

 

Полученный результат

 

Работа с источниками

 

Общение в группе

 

Возможность проявить себя

 

Получение оценки

 

Ценность данной работы для вас - от 0 до 5 баллов

Опубликовано в группе «В помощь аттестующимся педагогическим работникам»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.