Технологическя карта урока «Географические координаты: широта и долгота» (География, 6 класс)

2
0
Материал опубликован 4 October 2017 в группе

Краткая аннотация к разработке урока по теме «Географические координаты: широта и долгота» для дистанционного конкурса технологических карт в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Автор: Бюльгер Ю.Н., учитель географии МБОУ «Гимназия»

В конкурсной работе представлена технологическая карта урока по теме «Географические координаты: широта и долгота» для учащихся 6 класса, разработанные в соответствии с ФГОС ООО, примерной программой по учебным предметам. География. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2012; Программой основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. В.И. Сиротин; Дрофа,2012. Урок построен с элементами практической исследовательской работы, использованием ИКТ, преобладают активные поисковые методы изучения нового материала. Формирование новых знаний происходит с опорой на метапредметные и внутрипредметные связи. Изучение материала происходит путём анализа разных источников информации. В процессе освоения знаний по данной теме формируется географическая культура учащихся, развиваются  навыки самостоятельной добычи знаний, учащиеся учаться делают выводы, сравнивая их с эталоном. Включение физкультминутки позволяет уделить внимание здоровьесбережению, путем снижения нагрузки на глаза.

Технологическая карта урока по теме «Географические координаты: широта и долгота».

ФИО: Бюльгер Юлия Николаевна

Место работы: МБОУ «Гимназия» г.Полярный

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 6

Тема и номер урока в разделе: «Изображение земной поверхности».

Урок 13 «Географические координаты: широта и долгота».

Используемые учебник и учебные пособия:

-Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. М.: Дрофа. 2014 г.

-Т. А. Карташева, С. В. Курчина. География. Начальный курс. . 6 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа. 2014 г.

-Атлас. География» 6 класс. М.: Дрофа. 2014 г.

-Контурные карты. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2014 г.

-Электронное приложение к учебнику.

8. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

9. Цель урока: формирование умений определения географических координат по географическим картам и глобусу.

10. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

11. Планируемые результаты. Предметные результаты обучения: учащийся должен уметь - объяснять значение понятий: «географическая широта», «географическая долгота»; определять (измерять) географические координаты точки, местоположение географических объектов; называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

Метапредметные результаты обучения: учащийся должен уметь - ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях;работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

Личностные результаты обучения: учащийся должен обладать - ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

12. Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

13. Приемы обучения: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

14. Оборудование: глобусы ученические, настенные карты полушарий и России, атласы по географии для 6 класса, ПК и интерактивная доска.

15. Используемые ЦОР: Электронное приложение к учебнику географии 6 класса. Презентация «Географические координаты», ресурс Анимация "Определение географических координат"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0703237a-eb7e-47fc-8b6e-824673495380/Anim5.gif

16. Продолжительность урока: 40 мин.

17. Структура и ход урока:

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1.

Организационный момент (1мин.)

Включение в деловой ритм:

оценка чувства комфортности учеников, готовности рабочего места, создание ситуации успеха.

(слайд 1)

Подготовка необходимого оборудования (атлас, линейка, контурная карта).

 

 

Формирование норм и правил поведения в социуме.

2.

Проверка выполнения домашнего задания по теме «Глобус-модель Земли. Меридианы и параллели». (5 мин.)

Индивидуальный опрос – работа с карточками (3 – 4 ученика);

фронтальный опрос:

1.Что такое глобус? Чем он отличается от карты?

2.С какой целью на глобусе и карте указывают масштаб? Приведите примеры карт с различным масштабом. Что он означает?

3.Для чего нужны параллели и меридианы?

4.Объясните географическое значение слова «ориентироваться». Найдите на карте объект диаметрально .противоположный г. Мурманску

5.Покажите на карте экватор и нулевой меридиан. Найдите их место пересечения.

(слайды 9,10)

Ответы учащихся на поставленные вопросы, работа у карты полушарий и с глобусом. Индивидуальная работа.

Формирование географических знаний о карте, глобусе, необходимость знаний для решения практических задач.

Познавательные УУД: подведение под понятие.

Самоопределение.

3.

Установка познавательной задачи и целеполагание. (1 мин.)

Формулировка цели урока. Стихотворение о карте и географических координатах (слайд 2,5,6)

Слушают стихотворение и определяют проблему (как найти адрес объекта на карте?); планируют дальнейшую работу.

 

Познавательные УУД:

логические действия анализа и синтеза, формулировка проблемы

Самоопределение.

4.

Изучение нового материала. (21 мин.)

Введение понятий географические координаты, широта и долгота.

Вспомните, какая параллель находится в центре?

Глобус делит ровная
Линия условная.
Выше – север, ниже – юг.
Назови границу, друг.

На какие полушария она делит?

Памятное место в Эквадоре!!!

Правила определения широты.

Практические задания на определение географической широты (учитель

оказывает консультативную помощь учащимся по ходу

работы).

Какой меридиан является начальным?

На какие полушария он делит Землю?

Правила определения долготы.

Практические задания на определение географической долготы (учитель

оказывает консультативную помощь учащимся по ходу

работы).

 

(слайды 7-20)

Показ анимации «Определение географических координат»

Отвечают на поставленные вопросы, работают с картой полушарий.

Выступают с дополнительным индивидуальным заданием.

Слушают учителя, формулируют определения и правила, читают их вслух, записывают в тетрадь, находят необходимую информацию в учебнике.

Выполняют у доски и в тетради практическую работу (вслух проговаривают «Определяя широту…., я делаю так….»).

Отвечают на поставленные вопросы, работают с картой полушарий.

Слушают учителя, формулируют определения и правила, читают их вслух, записывают в тетрадь, находят необходимую информацию в учебнике.

Выполняют у доски и в тетради практическую работу (вслух проговаривают «Определяя долготу…., я делаю так….»).

Просмотр анимации.

Умение формулировать определения географические координаты, широта и долгота.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Работать с различного рода информацией.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, про- изводить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать.

5.

Физкультминутка. (2 мин.)

Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, пять - руками помахали, шесть - на место тихо сели.

 

6.

Закрепление. Итоги. (6 мин.)

Практическая работа в игровой форме

«Получены сигналы SOS. Известны их координаты. Определите на карте тот район, где люди терпят бедствие. Какие меры вы бы предприняли, если бы руководили спасательной службой? Нанесите эти объекты на контурную карту.»

1) 55° ю ш, 14° в д

2) 56° с ш, 38° в д

3) 60° с ш, 30° в д

Оказывает консультативную помощь учащимся по ходу

работы.

Проверяет выполнение работы (слайд 21)

Выполняют практическую работу в контурной карте с взаимопроверкой.

Умение выполнять учебные действия в соответствии с заданием;

самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Формирование ответственного отношения к учению.

7.

Домашнее задание. (1 мин.)

§12, задания с.40; контурная карта

(слайд 22)

   

Познавательные УУД: настрой на структурирование знаний, поиск информации

Формирование ответственного отношения к учению

8.

Рефлексия. (3 мин.)

Оценка учащимися своей деятельность на уроке, подведение итогов.

Учащиеся оценивают свою деятельность.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что …

Теперь я могу…

Меня удивило…

 

Регулятивные УУД: умение правильно оценивать выполнение учебных задач, соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат

Самоопределение в дальнейшей деятельности.


 


 

Интернет – ресурсы:

Ресурс: Анимация "Определение географических координат"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0703237a-eb7e-47fc-8b6e-824673495380/Anim5.gif

Литература:
1. «Дидактические материалы по физической географии 6 класс» Н.Н. Ладилова, М.–«Просвещение», 1998 
2. «Тематический и тестовый контроль по начальному курсу географии» О.В. Чичерина, М. –   «Сфера», 2000 
3. «По страницам занимательной географии» Г.П. Пивоварова, М. – «Просвещение» 1999 .
4. «Веселая география на уроках и праздниках» И.Д. Агеева, М. – «Сфера», 2004
5. «География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям» Н.А. Касаткина, Волгоград – «Учитель», 2003 г 

 6. Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 200
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации