Технологическая карта урока по биологии на тему «Видоизменения листьев» (6 класс)
Учитель: Захода Наталья Викторовна
Предмет: Биология
Класс: 6-А
Тема урока: Видоизменения листьев
Цель: познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.
Ожидаемые результаты: Ученики знают видоизменения листьев. Умеют по внешнему виду определять и называть видоизменения листьев, приводить примеры растений с видоизменениями листьев; выделять главную информацию в тексте, анализировать, публично выступать, оценивать свою деятельность на уроке; отвечать на вопросы высокого порядка, давать развёрнутые ответы.
Время |
Этапы урока |
Задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационные формы |
Оценивание |
Используемые технологии |
1мин |
Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой на урок. |
Организа-ция работы в группах. Создание благопри-ятного психологи-ческого климата. |
Есть такая притча. Ученик решил задать мудрецу вопрос, на который тот дал бы неправильный ответ: поймал бабочку, зажал ее в ладони, и задумал спросить мудреца, живая бабочка у него в кулаке или мертвая. «Если ответит, что живая, я раздавлю ее, а если скажет - мертвая, я выпущу ее, и учитель в любом случае будет неправ». - Живая бабочка у меня в руке или мертвая? - спросил ученик своего учителя. Тот улыбнулся и ответил: «Все в твоих руках!» Сегодняшний урок, ребята, в ваших руках. Только от вас зависит, как вы сегодня будете работать на уроке. Я желаю вам удачи на уроке, и быть более активными. |
Учащиеся настраиваются на работу |
Формативное оценивание ( похвала) |
ИКТ |
|
2-7 мин |
Проверка выполнения домашнего задания |
Выявление творческих и одарённых детей Проверка усвоения материала прошлого урока |
Учитель собирает работы учащихся. -Ребята, кто-нибудь хочет прочитать нам свои буриме? Учитель организует диалоговое обучение. А сейчас давайте с вами побеседуем по материалу предыдущего урока. - Скажите, что нужно растениям, чтобы они росли и хорошо себя чувствовали? (понимание) - А как вы думаете, везде ли на нашей планете одинаковые условия для жизни растений? (знание) - Какова роль воды в жизни растений? (знание) - Что такое испарение? (знание) - Какой орган растения испаряет воду? (знание) - Какой поверхностью лист испаряет воду? (знание) - Проанализируйте условия, от которых зависит интенсивность испарения? (анализ) - Целесообразно или нет, что лиственные деревья наших лесов сбрасывают на зиму листья. Объясни, почему? (оценивание) -Сделайте предположение: Что бы могло произойти с растениями, если бы такое приспособление у них не выработалось в ходе эволюции? (синтез). - А как вы считаете: где находятся устьица у кувшинки и кубышки? (знание). - Оцените хорошо или плохо, что у большинства растений устьичные клетки располагаются на нижней стороне листа. (оценивание) - Объясните, какое защитное приспособление выработалось у некоторых тропических деревьев (например, эвкалипта), чтобы защититься от перегрева? (оценивание) |
Учащиеся зачитывают и сдают творческие работы. Учащиеся слушают и отвечают на вопросы |
Фронтальное обучение |
Формативное оценивание (техника «20с», похвала, аплодисменты, взаимооцени-вание по критериям). |
Оценивание для обучения. Обучение талантливых и одарённых. Диалоговое обучение (исследовательская, кумулятивная беседа). ИКТ. |
8-11 мин |
Стадия вызова |
Пробуждение интереса к получению новой информации. Постановка учеником собственных целей обучения. |
- Давайте немного попутешествуем по нашей планете. Представьте, что вы идете по пустыне. Вы пробираетесь по пескам, вы идете очень, очень долго. - Что вы чувствуете? (знание) - Какие температурные условия в пустыне? (знание) -А света много в пустыне? (знание) -А кислорода хватает? (знание) -А много ли в пустыне воды? (знание) -Чего же не хватает растениям пустыни? (знание) - Приведите примеры растений, обитающих в пустынях. (понимание) - Какие факты подтверждают, что эти растения приспособились к жизни в этой среде? - Как Вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? - Что мы должны узнать на уроке? - А зачем нам это надо знать? Где вам это может пригодиться? |
Ученики называют свои варианты ответов, в результате самостоятельно выходят на тему урока и определяют цели урока, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. |
Фронтальное обучение |
Формативное (техника «20с», «похвала»). |
ИКТ. Критическое мышление («мозговой штурм») Диалоговое обучение (исследовательская, кумулятивная беседа). Оценивание для обучения |
12-42 мин |
Осмысление содержания |
Получение новой информации. Обсуждение результатов работы групп |
Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией. Ресурс 1. «Двухчастный дневник» Разделите чистую страницу пополам. Прочитайте материал параграфа 20 в учебнике, одновременно заполняя «двухчастный дневник». Слева запишите то слово, которое привлекло ваше внимание, а справа укажите, какие ассоциации вызвало у вас то или иное слово. Когда работа с текстом закончена, учитель просит учеников поделиться своими записями в паре, сделанными в «дневниках», возможность дополнить свои записи. После обсуждения в парах, учитель предлагает учащимся обсудить свои знания в группах. Ресурс 2. Игра «Лото» Учитель предлагает учащимся сыграть в игру «Лото». Ученикам в парах выдаётся игровое поле. Задавая вопрос, учитель называет номер игрового поля, которое следует закрыть. В ходе игры, учитель достаёт из конверта заготовленные карточки и дважды зачитывает написанные на них названия видоизменений листьев. Ученики должны найти среди предложенных изображений правильный ответ и закрыть им игровое поле. Если все карточки оказываются заполненные правильно – ученик получает 5 баллов, если допустил одну ошибку – 4 балла. Учитель раздаёт каждому ученику тест и карточки с буквами «А, В, С», просит одновременно ответить, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Учитель обсуждает с учениками разные варианты ответов и просит их объяснить их выбор. Ресурс 3. Тест «Видоизменения листьев» 1.Листья влажных мест, как правило: А) Крупные с большим количеством устьиц, В) Мелкие с небольшим количеством устьиц, С) Мелкие с большим количеством устьиц. 2. Листья засушливых мест, как правило: А) Крупные с большим количеством устьиц, В) Мелкие и имеют приспособления, уменьшающие испарение, С) Мелкие с огромным количеством устьиц. 3. Светолюбивые растения легко определить по светлой окраске листьев. Это связано с тем, что: А) В клетках мякоти содержится много хлоропластов В) Листья светлые потому, что они просто выгорают на солнце. С) В клетках мякоти содержится мало хлоропластов. 4. Причина появления «хищных» насекомоядных растений: А) Таким образом, растения борются с вредными насекомыми В) Такие растения могут появиться на почвах бедных азотистыми веществами. С) Такие растения всегда появляются на почвах богатых азотистыми веществами. 5. Все видоизменения листьев связаны с: А) Приспособлением растений к среде обитания В) Особенностями роста и развития растения, С) Условиями светового и температурного режима. Эталон ответов: 1а, 2в, 3с, 4в, 5а Критерии оценивания: За каждый правильный ответ – 1 балл «5»- 5 баллов «4» - 4 балла «3» - 3 балла |
Ученики организуют индивидуальный поиск новой информации. Учащиеся в парах делятся своими идеями с сидящим рядом одноклассником, дополняют свои записи. Учащиеся обсуждают свои знания в группах. Учащиеся работают в парах, заполняя игровое поле на основе визуальных свидетельств.
Учащиеся поднимают карточку с правильным ответом, объясняют свой выбор, оценивают свою работу. Руководитель группы оценивает работу учащихся в течение всего урока, выставляет оценку за урок |
Индивидуальное, парное, групповое обучение. |
Формативное оценивание (взаимооценивание по критериям, самооценива-ние, «Лото», «Формативный тест»)
|
Критическое мышление («Двухчастный дневник») Диалоговое обучение (исследовательская, кумулятивная беседа). Оценивание для обучения. ИКТ. |
43 мин |
Рефлексия |
Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации |
Учитель организует анализ деятельности учащихся на уроке. Учитель просит учащихся показать сигналы, предварительно договариваясь об этих сигналах. Если вам урок понравился – поднимите большой палец руки вверх. Если вам на уроке не всё было понятно - большой палец руки направлен в сторону. Если урок не понравился - большой палец руки направлен вниз. |
Учащиеся показывают сигналы рукой |
Индивидуальное обучение |
Формативное оценивание (техника «Большой палец») |
Критическое мышление Оценивание для обучения |
44-45 мин |
Домашнее задание |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
Параграф прочитать, ответить на вопросы. Напишите ваши размышления «Что будет, если вырубить в лесу все деревья?» |
Дети записывают домашнее задание в дневники. |
Индивидуальное обучение |
Обучение талантливых и одарённых. ИКТ. Критическое мышление |