12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Макаренко Ирина Викторовна123
Россия, Пермский край, Пермь
3

«Углублённое раскрытие смыслов произведений через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга, связанного как с авторами, так и с героями изучаемых произведений». (День с героем. Родион Раскольников).

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 109» г. Пермь.



Тема выступления: «Углублённое раскрытие смыслов произведений через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга, связанного как с авторами, так и с героями изучаемых произведений».

(День с героем. Родион Раскольников)

«Петербургский текст» - это и «Медный всадник», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, и «Петербургские повести» Н.В. Гоголя, и, конечно, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Поездки с учащимися в образовательные путешествия в Санкт-Петербург помогают учителю раскрыть углублённый смысл произведений через изучение культурного пространства города Санкт-Петербурга, связанного как с авторами, так и с героями произведений.

Путешествие третье 2018-2019 год «День героем. Родион Раскольников».

Санкт-Петербург – не просто точка на географической карте России. В духовной жизни нашей страны этот город занимает исключительное место. Поэт Иосиф Бродский однажды заметил, что без Петербурга не было бы русской литературы. С этим можно спорить – но вот роман «Преступление и наказание» вне Петербурга не состоялся бы.

Почему? Что «петербургского» в романе «Преступление и наказание»? Каким предстаёт Петербург Достоевского»? И почему Достоевский прожил большую часть своей жизни в российской столице, о которой говорил: «Мне сто раз среди этого тумана задавалась странная, но навязчивая грёза: а что как разлетится туман и исчезнет, как дым и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне…»

Учащиеся на маршрут выходят с текстом романа «Преступление и наказание».

Вопрос дня: «Какую роль отводит Петербургу Достоевский в романе «Преступление и наказание»?»

Маршрут групп начинался с Сенной площади. Здесь у главного героя Родиона Раскольникова в голову закралась мысль об убийстве старухи-процентщицы. Здесь же Раскольников и покаялся в совершенном преступлении. Когда Соня Мармеладова сказала ему: «Поди на перекресток, поклонись всему миру и скажи: «Я убийца».

С Сенной площади все герои романа шли к себе домой через Кукушкин мост. Участники маршрута получили задание: опираясь на текст романа «Преступление и наказание» найти дома, где могли бы жить Родион Раскольников, Сонечка Мармеладова и старуха-процентщица Алёна Ивановна. Вообразить, как разворачивались события романа в петербургском пространстве. Сопоставить литературные описания с собственными наблюдениями над городскими объектами, объяснить, в чём они не совпадают и почему.

Дом Раскольникова (а их нашли несколько) должен был соответствовать следующему описанию:

13 ступеней в верхнем пролете лестницы;

каморку, которая сегодня напоминает большой чердак;

дворницкую во дворе, где Раскольников нашел топор (После капитального ремонта здания многие детали изменились, но их восстановили по старым описаниям исследователи творчества Достоевского).

Итог: юные путешественники нашли дом по адресу: угол столярного переулка и Малой Мещанской улицы и второй дом по адресу: угол Столярного переулка и Средней Мещанской улицы. На защите дня приводили доказательства в пользу той или иной версии.

Далее группы с «Родионом Раскольниковым» по Садовой улице вдоль Юсуповского сада отправились к дому, где жила старуха-процентщица. Семьсот тридцать шагов (как в тексте).

Дома (а их тоже оказалось несколько) были найдены по следующему описанию:

Преогромнейший дом, выходившему одной стеной на канаву (канал Грибоедова), а другою в –ю улицу (на Среднюю Подъяческую)

Во двор Раскольников вошел через Среднюю Подъяческую улицу. А вот выйти должен был на канал. Иначе бы Достоевский не указал, что входа было два: писатель всегда был очень щепетилен и последователен в деталях.

Дом должен был состоять из мелких квартир («заселён всякими промышленниками – портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством…»

Лестница должна быть тёмная узкая.

Итог: юные путешественники нашли дом по адресу: Екатериненский канал 104, и второй дом по адресу: угол Екатериненского канала и Гороховой улицы. На защите дня приводили доказательства в пользу той или иной версии.

Обратно группы возвращались через Вознесенский мост. За время действия романа герой не раз предавался здесь размышлениям. На Вознесенском мосту на его глазах в канал Грибоедова бросилась мещанка Афросиньюшка, а Катерина Мармеладова заставляла своих детей петь и танцевать ради милостыни.

Двигаясь от Вознесенского моста по левой набережной канала Грибоедова, участники маршрута подошли к дому Сони Мармеладовой — «дому на канаве». Канавой писатель неизменно называл сам канал Грибоедова (до 1923 года — Екатерининский). В этом доме по описаниям Достоевского Соня Мармеладова снимала комнату Набережная канала Грибоедова, 73. Главная особенность здания — тупой угол.


Работа на маршруте заканчивалась работой в музее.

Вопросы, на которые группы должны были ответить:

Какие события стали документальной основой романа? Какие цели преследовал писатель, работая над этим романом?

Почему район Сенной площади был выбран был выбран Достоевским как основное место действия романа? Чем отличается этот район от других районов Петербурга?

Что общего в районе, доме, в котором расположена квартира Достоевского, с районом и домом Родиона Раскольникова?



Параллельно первым двум группам работали ещё две группы по следующему маршруту: «Жизнь в доходном доме: вверх и вниз по социальной лестнице».

Петербургский доходный дом конца 19 века, пришедший на смену дворцам и особнякам, стал символом целой эпохи, образом жизни, литературным персонажем и героем многих живописных произведений. До сих пор именно доходные дома формируют облик старого Петербурга. Как устроен Доходный дом, кто живёт в нём, как видел доходный дом Ф.М. Достоевский? Почему жителей дома называли «дети каменной неволи, многоярусных гробниц»? Ответы на эти вопросы участники маршрута искали во дворах и подъездах доходных домов, а также в петербургских музеях.

Вопрос дня: «Как доходный дом определяет мировоззрение его жителей?»

Чтобы ответить на этот вопрос, участники маршрута совершили путешествие по доходным домам Санкт-Петербурга, исследовали их внешний облик: рассмотрели фасады, подъезды, лестницы, дворы, узнали, как используются эти здания в наши дни; узнали, какие факторы социальной и экономической жизни 19 века предопределили появление доходных домов в Санкт-Петербурге; побывали в Музее печати, изучили внутреннее устройство доходного дома, узнали, как была организована жизнь в доходном доме.

Маршрут групп начинался от станции метро «Чернышевская» и включал в себя несколько кварталов до набережной Фонтанки: Фурштатскую, Захарьевскую улицы, Литейный проспект, улицы Пестеля и Чайковского. Были осмотрены фасады, изучены дворы и подъезды построек. Прямо на улицах были прочитаны фрагменты из произведений русских писателей 19 века – обитателей и посетителей доходных домов (И.А. Гончаров. «Май месяц в Петербурге», Д.В. Григорович «Петербургские шарманщики», В.И. Даль «Петербургский дворник», Ф.М. Достоевский «Маленькие картинки», А.И. Левитов «Петербургский случай», Н.А. Некрасов «Петербургские узлы»).

Во время путешествия по городу были найдены «Живые иллюстрации» к этим текстам. Записаны их адреса, сфотографированы, оставлены свои комментарии и впечатления.

Работа на маршруте заканчивалась работой в музее «Дом печати».

Работая в музее учащиеся исследовали доходный дом, в котором расположен Музей печати;

зарисовали план и расположение квартир;

изучили устройство типичной квартиры доходного дома (узнали, как был организован быт в этой квартире, кто и как готовил еду, как обеспечивалось тепло, в каких помещениях жильцы отдыхали, а в каких работали);

рассмотрели макет доходного дома, выставленный в музее.

Защита дня. Вопросы, на которые прозвучали ответы участников маршрута:

Что отличает доходные дома от жилых зданий 18-начала 19 века?

Как проходил один день в жизни доходного дома?

Как и то доходный дом рассказывает о своих жильцах и хозяевах?

Как изменились доходные дома к настоящему времени, что стало причиной их изменения?

Как сооружение доходных домов повлияло на облик Санкт-Петербурга?

Как жизнь в доходном доме влияла на поведение и мышление людей?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.