12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Макаренко Ирина Викторовна123
Россия, Пермский край, Пермь
4

«Углублённое раскрытие смыслов произведений через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга, связанного как с авторами, так и с героями изучаемых произведений». Каким же предстает перед нами Петербург А.А. Ахматовой?

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 109» г. Пермь



Тема выступления: «Углублённое раскрытие смыслов произведений через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга, связанного как с авторами, так и с героями изучаемых произведений».

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Город – это своеобразная каменная книга, способная будоражить нашу фантазию, без которой невозможно глубокое прочтение классиков.

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад – Онегина глава,

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.


Каким же предстает перед нами Петербург А.А. Ахматовой?


Вся жизнь Анны Андреевны Ахматовой была связана с Санкт-Петербургом-Петроградом и Ленинградом, который она называла «пышным гранитным городом славы и беды».

In my beginning is my end. В моём начале мой конец.

Анна Ахматова очень любила эту строчку американского поэта Томаса Элиота. Но что скрывается за чеканной поэтической фразой? Что она обозначает?

Участникам образовательного путешествия предложили поразмыслить о связи времён, о взаимозависимости прошлого, настоящего и будущего на примере поэтических произведений Анны Ахматовой. В них одинаково страстно осмысляются и личная судьба поэта, и события всемирного масштаба – ведь через призму жизни одного человека просвечивают грандиозные трагедии и достижения всего XX века.

И непременным участником этой жизни, одним из важнейших «обстоятельств» ахматовской судьбы и творчества становится Санкт-Петербург. Своего рода «точкой отсчёта». Ахматова прожила в Санкт-Петербурге почти всю свою жизнь, за это время город трижды сменил своё имя, пережил революцию, репрессии и войну. Но изменился ли от этого сам город? Как повлияли события XX века на его внешний облик и на его душу? Существует ли Петербург Ахматовой – подобно Петербургу Пушкина, Достоевского, Гоголя. И если да – то какой он, этот город, уведенный великим поэтом XX века, Анной Ахматовой.

Учащиеся на маршрут выходят с текстом стихотворений А. Ахматовой.

Вопрос дня: «Чем объясняется постоянное обращение к образу Петербурга в творчестве Анны Ахматовой?»

Ответить на вопрос учащиеся смогли, после прочтения поэмы «Реквием», «Поэмы без героя», после того, как побывали в мемориальном музее-квартире Анны Ахматовой в Фонтанном доме, после знакомства с творческой биографией Анны Ахматовой: квартиры, в которой она жила и близкие ей люди; издательствами, печатавшими её произведения, кафе, клубами, салонами, в которых она часто бывала. Весь материал, собранный во время путешествия учащиеся использовали на уроках, посвящённых жизни и творчеству А.А. Ахматовой.

Маршрут групп начинался с осмотра дома, где находилась первая петербургская квартира Ахматовой (Тучков переулок, д.17. кв. 29)

Учащиеся читали стихи, написанные Анной Ахматовой в 1914-1917 годах. Находили строчки, в которых упоминаются черты этого дома. Ответили на вопрос: какие события произошли в жизни Ахматовой в то время, когда она жила в Тучковом переулке.

(Своё первое семейное гнездо молодожёны нежно называли «Тучкой», от наименования переулка. В этой квартире на Васильевском острове жилось весело, романтично, беспечально... Гумилев уже прославился как автор «Пути конквистадоров», а в 1913 году вышла его программная статья «Наследие символизма и акмеизм», Ахматова публикует первую книгу стихов «Вечер». Кто-то из гостей как-то раз, застав Ахматову и Гумилёва за просмотром журналов, спросил: «Что о вас пишут?» Муж гордо отчеканил: «Бранят». А жена, скромно потупившись, произнесла: «Хвалят…» Здесь проходили заседания «Цеха поэтов». В этой квартире 1 октября 1912 года рождается их сын Левушка. Отсюда она проводит мужа, ушедшего добровольцем на Первую мировую войну. Анна Ахматова этого периода жизни запечатлена на знаменитом портрете работы Альтмана, хранящемся сейчас в Русском музее. Об этом коротком светлом фрагменте своей жизни в Тучковом переулке Ахматова чуть позже напишет в стихотворении «Эпические мотивы»: «О, зимние таинственные дни, и милый труд, и легкая усталость, и розы в умывальном кувшине!» Сам переулок вел к набережной Малой Невы, еще не закованной в гранит. И по сонной невской воде деловитые буксиры тянули бесконечные баржи с грузами... О внутреннем убранстве квартиры Ахматова кратко напишет в «Листках из дневника»: «Это была просто студенческая комната Николая Степановича, где и сидеть-то было не на чем». Однако у каждого из супругов была своя комната - «голубая» у Ахматовой, «коричневая» у Гумилёва).

Следующий адрес – Волховской переулок, 2. Издательство «Гиперборей». Почему выбрано для издательства это место? Какие литературные объекты находятся неподалёку? Чем можно объяснить название издательства? Была ли как-то связана с этим издательством Анна Ахматова?

Далее 8-я линия, дом Осипа Мандельштама. Поему поэты (Ахматова, Лозинский, Мандельштам и многие другие) так часто выбирали себе жильё на Васильевском острове? Что связывает Ахматову и Мандельштама (стихотворения, которые два поэта посвятили друг другу).

Путешествие заканчивается работой в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Почему именно в этом доме Анна Ахматова провела значительную часть своей жизни? Чем Фонтанный дом отличается от других петербургских адресов Ахматовой (Служебный корпус Мраморного дворца, ул. Миллионная,5. Дом Пашкова, Набережная реки Фонтанки, 18. Особняк Нарышкиной, ул. Чайковского 7. Дом Баура, Набережная реки Фонтанки, 2)? Стихи, которые Анна Ахматова посвятила Фонтанному дому. Какой образ этого мета создаётся в произведениях Ахматовой и какую роль он играет в формировании образа Петербурга?

На уроках по творчеству А. Ахматовой звучали следующие вопросы: Какие районы и памятники Петербурга описывает А. Ахматова в своих произведениях? Чем они привлекают её? Как изменяется образ Петербурга – Петрограда – Ленинграда в поэзии Ахматовой на протяжении десятилетий её творческой жизни? Какие черты города остаются неизменными? Почему А. Ахматову называют самым петербургским поэтом России? Интересна ли поэзия Анны Ахматовой и судьба самого поэта читателю XXI века? Чему она может научить нас?





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.