12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина539
7

Тема: Вводные слова и предложения, стилистическое различие между ними

Тема: Вводные слова и предложения, стилистическое различие между ними


Цель:  обобщение ранее полученных обучающимися знаний о вводных словах и предложениях.

Задачи:

образовательные:

расширить знания обучающихся о вводных словах;

формировать у обучающихся умения различать вводные слова и члены предложения;

усвоить постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами;

формировать языковые компетенции обучающихся;

закрепить навыки правописания.

развивающие:

содействовать развитию коммуникативных компетенций; 

развивать навыки самоанализа, сопоставления и сравнения;

способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов.

воспитательные:

воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

воспитывать духовно-нравственную культуру обучающихся;

содействовать уважительному отношению к русской культуре, родному языку, слову.

Тип урока: комбинированный.

Форма урокаурок-исследование, урок-игра.

Форма организации обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.















Ход урока

Организационный этап

Проверка домашнего задания


Слово учителя: Чтобы успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал о пройденной теме. С этой целью мы проведем игру «Лото мудрости».

Игра «Лото мудрости»

Задание: каждый обучающийся готовит вопрос по пройденной теме (Обращение), записывает вопрос на карточке, сложив ее, пряча в футляр. Потом по очереди каждый обучающийся достает футляр с вопросом и отвечает на него. Остальные следят за ответом, высказывают свои замечания, делают поправки.

Слабослышащим обучающимся учитель раздает карточки с заданием (Приложение 1).


Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того,________.

2. В устной речи обращение выделяется___________________,

а в письменной __________________________________.

3. Обращение может быть по составу ________________________________.

4. Обращение не является___________________________________.

5. Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится____


Задание: расставьте знаки препинания, обращение подчеркните.


Мы сохраним тебя русская речь великое русское слово.

Поздравляю вас друзья с благополучным прибытием.

Здравствуйте Дмитрий Петрович. 

Задание: расставьте знаки препинания, обращение подчеркните.


Серёжа ты пойдёшь в музей?

Я люблю тебя родная Русь!

Мы Вас Пётр Васильевич очень ждём.

Дамы и господа приглашаем на концерт!


Постановка темы и цели урока

Слово учителя: Ребята, чтобы понять, о чем сегодня на уроке пойдет речь, какая тема урока, посмотрите внимательно на слайд и скажите, что необычного вы увидели в предложениях (наводящие вопросы про пунктуацию, про отношение говорящего к высказываемому, про интонацию, синтаксическую роль).


Сравните предложения на слайде:

Врач может быть у себя в кабинете.


Врач, может быть, у себя в кабинете.


Каждому из нас не хотелось рано вставать.

Наверно, каждому из вас не хотелось рано вставать.

Но все мы понимаем, что без знаний человек не развивается.

Но все мы, безусловно, понимаем, что без знаний человек не развивается.


Если обучающиеся не называют тему урока, то они зачитывают стихотворение Вводные слова и формулируют тему урока.

- Прочитайте стихотворение


Возьмите вводные слова.

От них кружится голова,

Они мешают суть сберечь

И замедляют нашу речь,

И всё ж удобны потому,

Что выдают легко другим,

Как мы относимся к тому,

О чём смущаясь говорим.

А.Кушнер.


- Предположите, какая тема нашего занятия…. Сформулируйте вывод из наблюдений над предложениями из стихотворения (студенты пытаются сформулировать сами вывод).

- Итак, сегодня на уроке мы поговорим овводных словах и предложениях, стилистических различиях между ними.


Новый материал


Слово учителя: Давайте с вами вспомним, какие слова мы называем вводными? Откройте учебник на стр. 337-339. Учитель раздает таблицы Вводные слова, группы вводных слов по значению (Приложение 2).

Просмотр видео (правило).

-Вводные слова – это специальные слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к предмету речи. Вводные слова не являются членами предложения и отделяются на письме от его членов запятыми, а при произношении - интонационными паузами.


3. Закрепление материала


Слово учителя: Посмотрите на слайд. Перед вами предложения с водными словами. Учитель вызывает к доске 2-х студентов. Третье предложение из задания обучающиеся делают самостоятельно.

Задание: выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение; найти вводное слово (подчеркнуть); определить, к какой группе по значению относится вводное слово; объяснить знаки препинания при вводных словах.

Музыка, несомненно, делает человека добрее, благороднее, красивее.

Во-первых, хочу предупредить вас об изменении расписания, во-вторых, справиться о вашем самочувствии.

Итак, наше выступление подошло к завершению.

Эталон

Музыка, несомненно (степень уверенности), делает человека добрее, благороднее, красивее.

Во-первых (порядок и связь мыслей), хочу предупредить вас об изменении расписания, во-вторых (порядок и связь мыслей), справиться о вашем самочувствии.

Итак (порядок и связь мыслей), наше выступление подошло к завершению.

Слово учителя: Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях по интонации?

Вывод: На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено. Нужно знать, какие слова могут быть вводными.


Слово учителя: Что же тогда нужно, чтобы найти в предложении вводные слова? По каким признакам в предложении можно найти вводные слова?

Не являются членами предложения, т.е. не входят в структуру предложения и не являются его частью.

Выделяются понижением тона и паузой в устной речи, запятой (запятыми) на письме.

Выражают отношение говорящего к сообщаемому.

Задание. Работа по карточкам в группах.

1 группе:

Задание: подчеркните вводные слова. Расставьте знаки препинания в предложениях.

Предложения для анализа

К счастью никто меня не заметил. В самом деле ничего съестного в деревне мой кучер не нашел.


2 группе:

Задание: подчеркните вводные слова. Расставьте знаки препинания в предложениях.

Горный воздух без всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека. Знаешь Митя по-моему тебе нравится эта девушка.


3 группе:

Задание: подчеркните вводные слова. Расставьте знаки препинания в предложениях.

Вы я думаю привыкли к этим великолепным картинам. К сожалению есть люди которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает.


Эталон:

1 группе

К счастью, никто меня не заметил. В самом деле, ничего съестного в деревне мой кучер не нашел.

2 группе:

Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. Знаешь, Митя, по-моему, тебе нравится эта девушка.

3 группе:

Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам. К сожалению, есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает.



Индивидуальная работа
Задание. Выпишите в тетрадь только те предложения, в которых есть вводные слова.

+1. К счастью, небо стало проясняться.
+2. Он, говорят, большой оригинал.
3. Из-за тумана ничего не было видно.
4. Сначала новое дело кажется трудным.
+5. Ваши возражения, бесспорно, убедительны.
+6. Кажется, мы мало–помалу приближаемся к развязке.


Отличие вводных слов от омонимичных глаголов – сказуемых и наречий.


Задание. Сравните предложения, ответьте на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет?


1. Ученик, верно, уже ответил.

2. Ученик верно ответил.

- В каком из двух предложений слово «верно» - наречие, а в каком – вводное слово? Почему вы так решили? Ответы обучающихся.

В первом предложении «верно» - вводное слово. Во – первых, оно произносится с вводной интонацией, выражающей, в какой степени высказываемая мысль является достоверной. Во – вторых, мы в тексте выделяем его запятыми.

Во втором предложении «верно» - наречие: оно зависит от глагола, мы можем задать к нему вопрос, и оно является членом предложения (обстоятельством).


Слово учителя: - Случаев, когда вводные слова становятся похожими на другие части речи, достаточно много.

Какой сделаете вывод в результате этого анализа?

Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?


Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.


4. Физминутка

Слово учителя: А теперь давайте закрепим полученные знания на практике. В этом нам поможет таблица (Приложение 3).


Задание. Найдите предложение с вводным словом.

Вода была теплой.

Вода казалась теплой.

Вода казалось была теплой.


Задание. Прочитайте предложения и напишите в тетрадь только предложения с вводными словами. Расставьте знаки препинания. Вводные слова подчеркните.


Из окна хорошо видно морскую даль.

Ты видно не успеешь к завтраку.

Тут на счастье подоспел доктор.

4. Брось на счастье в воду монетку.


5. Самостоятельная работа


Слово учителя: А теперь проверим, как вы усвоили пройденный материал (тему). Выполните самостоятельно тест: «Вводные предложения» (Приложение 4). Обучающимся раздается тест или они выполняют его на сайте https://kahoot.com


Дополнительные задания

Задание. Цифровой диктант, который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения. Учитель диктует предложения, обучающиеся должны указать номера предложений с вводными словами.


Настроение, которое выражает и создает музыка, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным.

Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.

Дирижер взмахнул палочкой, и наконец чудесные звуки музыки наполнили зал.

Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее.

(Ключ: 2,4)

Работа с текстом

Задание. Перепишите в тетрадь. Расставьте знаки препинания, подчеркните вводные слова.

Друзья мои читайте книги! Книги наши учителя помощники и советчики. Они безусловно играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых книги рассказывают о том что человечество совершило и достигло в далеком прошлом. Во-вторых объясняют настоящее и наконец увлекают в мир будущего. Хорошие книги бесспорно развивают ум помогают вырабатывать характер формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том что они без сомнения повышают грамотность прививают вкус к хорошему слову и конечно любовь к языку.


Эталон ответа. Друзья мои, читайте книги! Книги — наши учителя, помощники и советчики. Они, безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. Во-первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило и достигло в далеком прошлом. Во-вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего. Хорошие книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку.


6. Подведение итогов

Рефлексия

Заполните таблицу «Плюс-минус-интересно»

«+» - Что понравилось на уроке? Что может быть вам полезно в будущем?

«-» - Что не понравилось или осталось непонятным?

«И» - Что бы еще хотелось узнать по данной теме?

«+»

«-»

«И»

1.



2.



3.



4.





7. Домашнее задание. Придумать и записать в тетрадь пять предложений с вводными словами и словами-омонимами. Вводные слова в предложениях выделить. Или задание по карточкам («сильным» обучающимся раздаются карточки).

Суворов

Наружность Суворова (не) казистая. По выр..жению одного автора чин его по делам но не по персоне. Вся фигура взгляд слова и дв..жения всё отл..чалось в нём живостью р..шимостью и проворством.

Пуще всего он боялся изнеженности. Она по его мнению подобна ржавчине раз..едающей волю и здоровье. Шубы перчаток сюртука шлафрока он (н..) когда (не) носил. Утром около (полу) часа он упр..жнялся в бег.. или гимнастик.. потом прин..мался за дела а в свободное время приказ..вал что (нибудь) ему читать.

В пище Суворов был очень умерен: фруктов и сладкого не ел и естестве(н, нн)о спиртными напитками (не) злоупотреблял. Он не курил не нюхал табак. Ездил всегда на самой простой таратайке од..вался в д..бротные но грубые ткани польз..вался самой простой мебелью. Разумеется всё это сост..вляло разительный контраст с царивш..й в XVIII веке безумной роскошью. (По Ю. Ганшиной)


1. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.

2. Найдите вводные слова, определите их значения.

3. Найдите устаревшие слова и определите их лексическое значение.


Или

(для «слабых» обучающихся)

Подготовить индивидуальное сообщение: "Слова-хамелеоны" в русском языке (могут быть и вводными, и членами предложения – в зависимости от контекста).

8. Выставление отметок за урок.


















ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1


Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того,________.

2. В устной речи обращение выделяется___________________,

а в письменной __________________________________.

3. Обращение может быть по составу __________________________________.

4. Обращение не является___________________________________.

5. Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится____


Задание: расставьте знаки препинания, обращение подчеркните.


Мы сохраним тебя русская речь великое русское слово.

Поздравляю вас друзья с благополучным прибытием.

Здравствуйте Дмитрий Петрович. 


Задание: расставьте знаки препинания, обращение подчеркните.


Серёжа ты пойдёшь в музей?

Я люблю тебя родная Русь!

Мы Вас Пётр Васильевич очень ждём.

Дамы и господа приглашаем на концерт!



























Приложение 2

Таблица Группы вводных слов по значению


t1618405602aa.jpg















Приложение 3

Таблица «Омонимия вводных слов и членов предложения»


Слово является вводным

Слово вводным не является

Наконец

Указывает на связь мыслей, порядок их изложения (= и еще), завершает собой перечисление: Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту.

Выполняет функцию обстоятельства (= и под конец, напоследок, после всего, в результате всего): Мы поднимались все выше и наконец достигли вершины. В этом значении можно добавить частицу -то

Однако

Если стоит в середине или в конце предложения: Смотри, однако, будь осторожен. Сколько хлопот, однако.

Если стоит в начале предложения (части СП) или связывает однородные члены (=но): Мы не надеялись встретиться, однако встретились.

Значит

Если синонимично словам стало быть, следовательно: Значит, вы не можете сегодня прийти?

Если находится между придаточным и главным предложениями: Если наступит весна, значит, будет тепло.

Если находится между частями бессоюзного сложного предложения: Прозвенел звонок, значит, урок начинается.

Если близко по смыслу к слову означает, то является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем.

Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставится тире: Бороться – значит победить.

Главным образом

Если служит для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки: Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом. (Главным образом = самое главное)

Если имеет значение в первую очередь, больше всего: Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию.

 















Приложение 4

Тест по теме Вводные слова и предложения, стилистическое различие между ними

1. Какое утверждение является неверным?

1) Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

2) Вводные слова — специальные слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

3) Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией..

4) Обращения и вводные слова являются членами предложения.


2.В каком предложении выделенное слово является вводным?

(Знаки препинания не расставлены.)

1) В доме напротив со звоном осыпалась расколотая витрина.

2) Это бывало с ним уже не раз.

3) Одним словом можно выразить целую мысль.

4) В мае возможно будут заморозки.


3. Найдите предложения, в которых есть вводные слова (знаки препинания не расставлены).

а) Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань

б) Что может быть более радостного чем делиться прекрасным!

в) Старуха очевидно рассказывала о горящем сердце Данко.

г) Желание служить людям непременно должно быть потребностью души.


4. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых вводные слова выражают различную степень уверенности?

А. Длинные ряды стеллажей, казалось, уходили в бесконечность.

Б. Впрочем, здесь был и маленький садик.

В. Вероятно, с той поры о Тобольском кратере забыли вообще.

Г. Уже во тьме наблюдаем хвостатую комету, которая, говорят, является раз в два с половиной столетия.

1) А, Г 2) А, В 3) Б, В 4) Б, Г


5. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых выделенные слова являются вводными? (Знаки препинания не расставлены).

А. Озеро казалось сверкающим ледяным пятном.

Б. К нашему удивлению все уже собрались ждали нас.

В. Дожди наконец кончились.

Г. И никто друг другу не мешал наоборот у вечерних костров было очень весело.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г


6. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых вводные слова обозначают источник сообщения?

А. Рыбаки, по-видимому, первыми и обнаружили наличие переменных ветров, бризов.

Б. Потомки мальтийских рыцарей, по словам гида, собираются здесь на свои ежегодные праздники.

В. Говорят, он и в прежние времена отличался волей и каменным хладнокровием.

Г. Пожалуй, только Италия сумела наладить выпуск красочных путеводителей по своим городам-музеям.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г


7. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых ОДНАКО является вводным словом? (Знаки препинания не расставлены).

А. К утру однако погода опять разгулялась.

Б. Горы должны были показаться через два дня однако подходил к исходу уже третий а их не было видно.

В. Палуба засыпана белой снежной крупой которая однако тут же и тает.

Г. Однако разница между полётом корабля среди звёзд и в пределах Солнечной системы не так уж велика.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, В


8. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?

Ещё несколько мгновений он с недоумением прислушивался к необычному шуму, доносившемуся со стороны гор и наконец увидел, откуда он идёт.

1) ...гор и наконец... 2) ...гор, и, наконец, ... 3) ...гор, и наконец... 4) ...гор и, наконец, ...


9. В каком варианте ответа правильно расставлены все запятые?

Он(1) как будто нечаянно(2) проговорился о чём-то весьма сокровенном(3) и теперь (4) во-первых(5) опасался, что его не поймут; во-вторых(6) был недоволен, что проговорился.

1) 1, 2, 4, 5, 6 3) 4, 5, 6

2) 1, 2, 3, 4, 6 4) 3, 4, 5, 6


Оценка «5» - 9 баллов; «4»-8-7 баллов; «3» - 5-6 баллов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.