Проектная деятельность «Различия и сходство между растениями и животными»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 567
Тема: Различия и сходство
между растениями и животными.
(проектная деятельность)
Учитель начальных классов
Маспанова
Екатерина Владиленовна
Цель:
Формировать знания о различиях и сходствах между растениями и животным, на примерах сформулировать различия и сходства растений и животных..
Познавательные:
Формировать знания о живом и неживом.
Формировать умения различать живое от неживого по средствам выделения их свойств.
формировать умения различать живые организмы от неживой природы.
Развивающие:
1.Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. 2.Развивать внимание через работу с предметными картинками.
3. Развивать устную речь, кругозор учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные умения и навыки.
Воспитывать любовь к природе, окружающему миру.
Формировать общеучебные умения: работать в малой группе, проводить самооценку, самоконтроль, выслушать мнение одноклассников, обосновать свои ответы
Учащиеся должны знать: различия и сходство между растениями и животными, признаки животных и растений, их приспособленность к окружающему миру.
Учащиеся должны уметь: работать с разными видами информации, обрабатывать ее и фиксировать в таблице, применять имеющиеся знания для создания определенного продукта своей деятельности; работать в группе.
ХОД УРОКА.
1 Организационный момент.
Учащиеся делятся на 4 группы.
Задание 1 группе.
Нарисовать рисунок о том как будет выглядеть растение без света, как будут выглядеть растения в огороде, если их не поливать.
Задание 2 группе.
Подготовить рассказ о медведе, лисе, ласточке по плану:
Чем дышит?
Чем питается?
Что умеет делать?
Задание 3 группе.
Подготовить рассказ о грибах.
Опорные вопросы:
Это растения?
Это животные?
Где появляются?
Чем питаются?
На какие 2 группы делятся грибы?
Задание 4 группе.
Готовят карточки для итоговой таблицы « Различие и сходство между растениями и животными».
Учитель сообщает цель данной проектной деятельности.
2. Подготовка к созданию проекта.
Воспроизведение основных этапов проекта.
Учитель напоминает, что данный проект выполняется с предварительной подготовкой. Во время подготовки к данному уроку- проекту была определена тема урока, дети были разделены на 4 группы, каждая из них заранее получила определенное задание, которое старались выполнить дома. Первая группа расскажет о растениях, вторая группа о животных, третья- о грибах, а четвертая группа – эксперты. Эксперты называют цель данной проектной деятельности.
1.Выбрали тему.
2. Определили цель: создать таблицу « Различие и сходство между растениями и животными».
3. Отчет каждой группы о проделанной работе.
3. Актуализация знаний.
- Что вы знаете о природных объектах? ( природные объекты делятся на живые организмы и неживые предметы).
На доске картинки: солнце, ромашка, белка.
Как данные природные объекты распределить на 2 группы? (солнце- неживая природа, белка, ромашка- живая природа).
На какие 2 группы делятся неживые предметы?(В неживых предметах можно выделить силы природы и то, что создано руками человека).
На какие 2 группы делятся живые организмы? (Живые организмы делятся на растения и животных).
Что мы узнали на прошлых уроках о живых организмах? ( Живые организмы дышат, потребляют воду, питаются, растут, размножаются).
Как называются растения, и как называют животных? ( Кормильцы и едоки).
- Вы знаете, что необходимо всем живым организмам- и животным и растениям, поэтому без особого труда выполните игровые задания. Рассмотрев все предложенные изображения каждого ряда и проанализировав их признаки, выделите лишний объект. На свободных линиях напишите, как можно назвать оставшиеся предметы.( учитель предлагает таблицу с изображениями. В каждом ряду один лишний предмет, который учащиеся назовут одним словом: живые организмы, животные, растения.)
- Сегодня на уроке мы будем определять различия и сходство между растениями и животными; повторим признаки животных и растений, их приспособленность к окружающему миру.
4. Разработка этапов проекта.
- Покажите рисунок, соответствующий словам:
Плачет ребенок в темной кладовке:
«Плохо мне здесь, как в мышеловке».
Пожелтели завяли листочки,
Исчезла свежесть, красота цветочка.
В темном месте завянет растение и пропадет,
Ведь не ребенок оно- на помощь не позовет.
Дети отвечают на вопрос: Что будет с растением, если поставить его в темное место?
В ы в о д : Растения не могут долго жить без света. Они теряют зеленый цвет, болеют и погибают.
- Теперь покажите рисунок, который подходит к следующим строкам:
В огороде много гряд!
Морковь, капуста и салат.
Но никто не прибегает,
Огород не поливает.
Сверху солнышко печет,
А водичка не течет….
- Что будет с растениями, если его оставить без воды?
- Подведем итог работы 1 группы. Для этого мы ответим на вопросы, чем питаются растения? (растения питаются солнечным светом, углекислым газом, который они поглощают из воздуха, водой, в которой растворены питательные вещества, радуют наш взгляд, пахнут, поднимают настроение).
- Вопрос к учащимся 2 группы: расскажите, что вы знаете о животных. (учащиеся рассказывают о медведе, лисе, ласточке – чем дышат, чем питаются, что умеют делать).
В Ы В О Д : животные поглощают кислород, выделяют углекислый газ, питаются растениями и животными, активно двигаются: бегают, прыгают, ползают, летают, плавают.
- Ребята, вы любите грибы? Что вы знаете о грибах? А вот про грибы нам расскажут ребята 3 группы.( сообщения учащихся)
В Ы В О Д: Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным, но они дышат, как растения и животные, и тоже имеют разный окрас.
- Итак ,без чего же не могут жить живые организмы?
Кроссворд
без чего все живое на земле засохнет? ( вода)
что дает свет, благодаря которому существует жизнь на Земле? ( солнце)
чем дышат живые организмы? ( воздух)
как называется плодородный слой земли? ( почва)
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
- Теперь приступает к работе группа экспертов. Обобщая ответы учащихся трех групп, вы должны составить таблицу «Различие и сходство растений и животных».
Сходство и различие растений и животных. |
|||
Различия |
Сходство. |
||
Растения |
Животные |
Растения |
Животные |
Питаются солнечным светом, водой, в которой растворены питательные вещества |
Питаются растениями, насекомыми, мелкими животными |
Дышат. Питаются. Растут. |
Дышат. Питаются. Растут. |
Выделяют в воздух кислород. Поглощают углекислый газ. |
Выделяют в воздух углекислый газ. Поглощают кислород. |
Потребляют воду. |
Потребляют воду |
Не двигаются: не умеют ходить, бегать, прыгать. |
Двигаются: умеют, ходить, бегать, прыгать. |
Размножаются. |
Размножаются. |
- Данную таблицу мы создали для того, чтобы ею пользовались учащиеся не только нашего класса, но и других.
5. Итог занятия.
- Пользуясь таблицей и полученными знаниями, вы выполните тест.
ТЕСТ.
Что используют растения для питания?
- насекомых,
- питательные вещества, растворенные в воде,
- мелких животных.
2. Живая природа – это:
- звери,
- глина,
- дождь.
3. что необходимо растениям и животным для выживания и роста?
- вода,
- темнота,
- ветер.
4. Что необходимо животным для роста и развития?
- движение,
- засуха,
- питание.
5. Что нужно делать для охраны живых организмов?
- чаще бывать в лесу,
- не ловить и не уничтожать живые существа,
- ставить ловушки на вредных и хищных животных.
Коллективная проверка.
-Чья работа на уроке вам понравилась больше всего?
- Что нового для себя вы узнали на уроке?
- Какой этап урока понравился больше всего?
Евдакименко Виктория Викторовна
Андрей Анатольевич
Маспанова Екатерина Владиленовна