«Русское народное творчество- основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников»
Открытые занятия, выступления на семинарах.
Цель: способствовать закреплению знаний о народных промыслах:
дымковской игрушке, гжельской и хохломской посуде.
Задачи:
Учить рисовать концом кисти волнистые линии, короткие завитки, травинки, ягоды.
Учить выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи
Способствовать развитию интереса к искусству хохломских мастеров.
Предварительная работа:
рассматривание открыток, альбомов, слайдов, изделий дымковских мастеров, рисование в альбомах для раскрашивания.
Материалы и оборудование:
Предметы художественных промыслов: Дымковская игрушка, Гжельская, Хохломская посуда; посуда на выбор из папье-маше: тарелки, ложки, стаканчики. Гуашь, кисти № 1, 2, палитры, салфетки, баночки с водой. Музыкальное сопровождение.
Ход занятия
– Ребята ко мне приехал гость из-за границы. Мой гость скоро уезжает и хочет увезти в Америку в качестве сувенира Хохломскую посуду. Вы же знаете, что гости из других стран увозят на память какой-нибудь сувенир. Такой, какого нет в других странах. А мы ведь с вами говорили о том, что наша Россия давно славится добрыми мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
– Вот я принесла целый сундук предметов художественных промыслов, как же мне в них разобраться и найти Хохлому? Помогите мне это сделать.
Предложить детям поиграть в игру “Путаница”.
Поочередно доставать из сундука по одному предмету, стараясь запутать детей называйте неправильно художественный промысел (достаёте Дымковскую игрушку называете ее Хохломской - дети исправляют и т.д.)
Дойдя до Хохломской посуды сказать:
– А что это за тарелка?
Дети отвечают, что эта деревянная посуда и есть Хохломская.
– Спасибо дети. Что помогли разобраться с народными промыслами. Вот и нашла я подарок своему гостю – Золотую Хохлому.
А ведь мы с вами можем сами расписать Хохломскую посуду.
Давайте вспомним особенности Хохломского промысла. Вместе с детьми вспоминаем особенности, которые необходимы для изобразительной деятельности.
Фон (красный, черный, золотой, желтый).
Цветовая гамма, используемая в Хохломском промысле (черный, зеленый, золотой, желтый, оранжевый, красный).
Ягодно-травный орнамент.
Виды яго: ( рябина, малина, клубника).
– Ребята, мы с вами вспомнили особенности Хохломского промысла, теперь вы можете приступить к работе. Выберите изделие, которое вы будете расписывать, и пройдите к столам.
Детям предлагается на выбор: тарелки, ложки, стаканчики черных, красных, желтых цветов, младшим детям предложить посуду на которой уже есть нарисованные элементы травы и завитков , нужно только дорисовать ягоды и цветы.
– С чего надо начинать рисовать?
– Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета.)
– Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок.)
Дать указания к работе:
– Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза – по изогнутой линии).
– Не ошибитесь в выборе цветовой гаммы.
– Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для Хохломской посуды.
Под народную мелодию дети приступают к рисованию.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей.
Оказывать детям необходимую помощь в индивидуальном порядке.
Подвести детей к окончанию работы, прочитав стихотворение:
Роспись Хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама
И ни где на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша Хохлома.
РЕФЛЕКСИЯ
После окончания рисования подводится итог занятия и предлагается детям рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.
Источники информации
Дорожин Ю.Г. «Дымковская игрушка», М., 2000
Дорожин Ю.Г. «Сказочная гжель», М., 2000
Усова А.В. Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников / - Челябинск: ЧГПИ, 1997. – 176 с.