12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елагина Елена Владимировна46
Россия, Карелия респ., Беломорск

Урок русского языка

Класс: 4

Тема: Имя существительное. Закрепление.

Цель: закреплять знания об имени существительном, о типах склонения имён существительных.

Задачи урока:
1.Закреплять знания учащихся об имени существительном, склонении имени существительного.
2.  Совершенствовать речевую деятельность учащихся
3. Прививать внимание и уважение к русскому языку, любовь к матери.
4. Воспитывать взаимопомощь и взаимоуважение через организацию работы в парах.
5. Формировать познавательные мотивы учения
6. Развивать логическое мышление детей через операции анализа, синтеза, классификации 
7. Развивать навыки самоконтроля и самоанализа.

Формируемые УУД:

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; 

-выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы.

 -обобщать и классифицировать по признакам.

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.


 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

- составление плана и последовательности действий.

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

-самоопредление, оценивание.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

- у распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

-умение работать в паре.

-умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

(На экране слайд с изображением картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!)
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете метится следами,
Сколько бы не вышагал путей,
Яблоня украшена плодами,
Женщина судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!

- О ком мы будем сегодня говорить? Да, о маме. Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого близкого, родного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть добрыми, мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает нас.

И сегодня наши любимые, обожаемые, нежные, ласковые мамы пришли к нам на урок русского языка. Мамы ждут от вас хорошей работы, это будет для них самый лучший подарок.

А сейчас давайте настроимся на красивое, правильное письмо букв, слов.

Руки? - На месте.

Ноги? - На месте.

Локти? - У края.

Спина? - Прямая.

Записываем: число, классная работа.

Вспомните все родственные отношения в семье. Кем мама может быть по отношению к другим родственникам? По отношению к чужим людям.

На доске появляются слова: мама, дочь, сестра, женщина, бабушка, жена, тёща, свекровь.

- Являются ли эти слова синонимами?

-Какие орфограммы вы встретили?

-Какой частью речи является каждое слово?

- Вспомните темы предыдущих уроков и скажите, на какие две группы можно разбить все эти слова. (1сколение и 3 склонение)

-Какие признаки вам помогли выполнить задание? (род, окончание)

-Давайте перечислим все грамматические признаки слова мама. (разбор слова как часть речи.)

Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. А что оно значит для вас?

Мама - …

Запишите предложение: Моя мама …

Какие чувства у вас возникают, когда вы слышите слово мама? (Чувство радости, счастья, любви, нежности).

- Попробуем образовать новые слова от слова мама. (мамочка, мамуля)

- С помощью чего вы образовали новые слова? (С помощью суффиксов, так как они служат для образования новых слов.)

- У нас получились ласковые слова. Так ласково мы должны обращаться к своей маме. Эти слова помогают передать нашу любовь.

Мама думает о нас

Каждый день и каждый час.

Мамино сердечко бьётся

И всегда помочь нам рвётся.

«Тук-тук-тук!» - оно стучит,

Ни минуточку ни спит.

Беспокоится за нас

Каждый миг и каждый час.

Мама добрым взглядом греет,

Мама балует, жалеет.

Мама к сердцу прижимает,

От тревог и бед спасает.

Если мамы рядом нет,

Будто исчезает свет.

Грустно сразу и тревожно –

Жить без мамы невозможно!

Поставить слово мама в нужном падеже (Слайд). Указать падеж.

Горжусь ______, посмотрел на _______, помогал _______, люблю _______, рассказываю о _______.


Определите падеж слова мама в каждом предложении.

Мама угостила меня чаем с молоком.

Платье у мамы было очень красивое.

Я с мамой радостно обнялся при встрече.

Запишите, заменив местоимения главными словами на нашем уроке. Определите падеж этих слов.

Она помогала больной соседке.

События последних дней огорчали её.

По привычке она поднимается рано.

Учитель: Имя существительное будет выглядеть лучше, если рядом с ним будет стоять имя прилагательное.

Конкурс «Имя мамы».
Задание: по первым буквам имени мамы перечислить качества ее характера. Например, обаятельная, любящая, ясная —Оля; восхитительная, интригующая, коммуникабельная, требовательная, очаровательная, решительная, искрящаяся юмором, яркая — Виктория.

Пословицы набраны разным цветом и развешаны на стенах, шторах, шкафах.

Оно дороже богатства.

Его сгубишь – новое не купишь.

Чистота – залог его.

О чём же идёт речь? О здоровье.

Какими словами заменено существительное здоровье?

Объясните смысл пословиц.

Ваши мамы, конечно же, заботятся о вашем здоровье. Да и сами они - активные участники походов, соревнований. Вспомните, сколько радости, удовольствия испытали ваши мамы, когда играли с вами в походе.

5. А сейчас немного отдохнём. Вашему вниманию предлагается небольшая сценка.

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налёт?

- Нет.

- К нам заходил бегемот?

-Нет.

Может быть дом не наш?

- Наш.

- Может не наш этаж?

- Наш.

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

Значит, это не обвал?

- Нет.

- Слон у нас не танцевал?

- Нет.

- Очень рада.

Оказалось,

Я напрасно волновалась.

- Бывает ли в вашей семье такая ситуация?

-А давайте поможем маме.

Физкультминутка

Дружно маме помогаем:

Пыль повсюду вытираем.

Мы бельё теперь стираем

Полощем, выжимаем.

Подметаем всё кругом.

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь отворяем,

Маму крепко обнимаем

Мамины руки шьют и стирают,

Утром до зорьки дом убирают.

Солнышко встало, руки летают:

Завтрак готовят, стол накрывают.

Мамины руки страницы листают.

Книжку читая, нас обнимают.

Вечером поздним в тёплой постели,

Нас  укрывая, руки ласкают.

Мы ещё дети, но понимаем.

Сколько заботы вам доставляем.

Мамины руки, как вас люблю я,

Мамины руки нежно целую.

Запишите под диктовку первое предложение (у доски 1 ученик).

Выполните полный разбор предложения.

I. Повторение пройденного о типах речи.
  Учитель. Какие вы знаете типы речи? 
  Ученик. Я знаю три типа речи: описание, повествование, рассуждение.
  Учитель. Что такое описание?
  Ученик. Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?
  Учитель. Что такое повествование?
  Ученик. Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос что произошло?
 
  Учитель. Что такое рассуждение? 
  Ученик. Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?
Посмотрите на доску (слайд). К какой картинке можно составить текст-описание, к какой-рассуждение, к какой – повествование?


 

Наш урок мы  завершаем,

Милым  мамам  пожелаем,

Чтобы  мамы  не  старели,

Молодели,  хорошели.

Мы  желаем  нашим  мамам

Никогда  не  унывать,

С  каждым  годом  быть  всё  краше

И  поменьше  нас  ругать.

Пусть  невзгоды  и  печали

Обойдут  вас  стороной,

Чтобы  каждый  день  недели

Был  для  вас,  как  выходной.

Мы  хотим,  чтоб  без  причины

Вам  дарили  бы  цветы.

Улыбались  все  мужчины

От  вашей  чудной  красоты.

Пусть звучат повсюду песни

Про любимых наших мам.

Мы за всё, за всё, родные,

Говорим: «Спасибо вам!»

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.