Тематический план модуля по труду и ОБЖ
Тематический план модуля «Производство и технологии» для учащихся 5 класса (8 количество часов)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 | Технологии вокруг нас. Преобразующая деятельность человека и технологии. Мир идей и создание, новых вещей и продуктов | 1 | Что такое технологии, их роль в жизни человека. История развития технологий. Примеры изобретений и их влияние на жизнь. Понятие «мир идей». Этапы создания нового продукта. | Обсуждение примеров технологий в окружающем мире. Наблюдение за объектами, выполненными разными способами. Создание идеи нового продукта и её представление. |
2 | Производственная деятельность. Материальный мир и потребности человека. Свойства вещей | 1 | Понятие материального мира. Основные потребности человека. Свойства различных предметов: прочность, гибкость, текстура. Влияние свойств материалов на их применение. | Исследование свойств различных материалов (ткань, бумага, дерево и др.). Групповая работа: обсуждение, как свойства предметов соответствуют потребностям человека. |
3 | Материалы и сырьё. Естественные (природные) и искусственные материалы | 1 | Определение материалов и сырья. Разделение на естественные и искусственные материалы. Примеры и применение. Экологические аспекты использования материалов. | Сравнение и классификация материалов. Выявление преимуществ и недостатков природных и искусственных материалов. Выполнение простого опыта по созданию искусственного материала (например, тесто из муки и воды). |
4 | Материальные технологии. Технологический процесс | 1 | Что такое технологический процесс. Этапы: планирование, изготовление, проверка. Примеры технологических процессов в быту и на производстве. | Составление плана простого технологического процесса (например, приготовление пищи или создание поделки). Практическое выполнение этапов выбранного процесса. |
5 | Производство и техника. Роль техники в производственной деятельности человека | 1 | Определение техники и её применение. Примеры машин и инструментов, которые используются в разных сферах. Как техника помогает человеку улучшать жизнь. | Изучение и обсуждение примеров техники. Подготовка презентации о роли техники в одном из видов производства (по выбору). |
6 | Когнитивные технологии: мозговой штурм, метод интеллект-карт, метод фокальных объектов и др. | 1 | Понятие когнитивных технологий. Методы: мозговой штурм (генерация идей), интеллект-карта (систематизация информации), метод фокальных объектов (поиск нестандартных решений). Примеры их применения. | Участие в мозговом штурме для поиска решения. Создание интеллект-карты на тему «Как улучшить школу». Придумывание идей с помощью метода фокальных объектов. |
7 | Проекты и ресурсы в производственной деятельности человека. Проект как форма организации деятельности. Виды проектов. Этапы проектной деятельности. Проектная документация | 1 | Понятие проекта. Этапы проектной деятельности: от идеи до результата. Типы проектов: исследовательский, творческий, практический. Пример проектной документации. | Выбор темы и разработка мини-проекта. Составление плана работы, распределение ролей в группе. Оформление простой проектной документации (цели, задачи, этапы). Представление результатов. |
8 | Какие бывают профессии | 1 | Разнообразие профессий, связанных с производством и технологиями. Профессии будущего. Как выбирать профессию: интересы, способности, ценности. | Обсуждение профессий, которые окружают школьников. Подготовка небольшого рассказа или презентации о профессии мечты. Интервью с представителем одной из профессий. |
Итого: | 8 |
Тематический план модуля «Производство и технологии» для учащихся 5 класса (8 количество часов)
Тема урока | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты освоения образовательной программы | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
Технологии вокруг нас. Преобразующая деятельность человека и технологии. Мир идей и создание, новых вещей и продуктов | 1 | Наблюдение за примерами технологий в окружающем мире. Обсуждение их роли. Создание идеи нового продукта и её представление. | Осознание роли технологий в жизни человека, развитие интереса к познанию окружающего мира. | Формирование навыков анализа и обобщения информации, участие в обсуждениях. | Знание примеров технологий, понимание этапов создания нового продукта. |
Производственная деятельность. Материальный мир и потребности человека. Свойства вещей | 1 | Исследование свойств материалов. Групповое обсуждение, как свойства предметов связаны с потребностями. Выполнение практической работы по определению свойств материалов. | Формирование уважения к труду и потребностям других людей. | Навыки исследования, проведение простых опытов, работа в группе. | Понимание свойств материалов и их влияния на удовлетворение потребностей человека. |
Материалы и сырьё. Естественные (природные) и искусственные материалы | 1 | Классификация материалов на естественные и искусственные. Проведение опыта с материалами. Сравнение их свойств. | Развитие экологического сознания, осознание ценности природных ресурсов. | Умение проводить наблюдения, работать с информацией, сравнивать и классифицировать. | Знание видов материалов и их свойств, умение отличать естественные материалы от искусственных. |
Материальные технологии. Технологический процесс | 1 | Составление плана простого технологического процесса. Практическое выполнение этапов (например, создание поделки). | Формирование ответственности за выполнение этапов работы, развитие интереса к практической деятельности. | Планирование действий, умение доводить работу до конца. | Понимание этапов технологического процесса и их взаимосвязи. |
Производство и техника. Роль техники в производственной деятельности человека | 1 | Изучение примеров использования техники. Создание презентации о роли техники в одной из областей производства. | Осознание значимости техники в современном мире, развитие уважения к изобретениям. | Умение находить и представлять информацию, работа с цифровыми инструментами. | Понимание роли техники и её применения в производстве. |
Когнитивные технологии: мозговой штурм, метод интеллект-карт, метод фокальных объектов и др. | 1 | Участие в мозговом штурме. Создание интеллект-карты. Решение задачи с помощью метода фокальных объектов. | Осознание значимости творческого мышления, развитие инициативности. | Формирование навыков генерации идей, систематизации информации, поиска решений. | Владение методами когнитивных технологий, умение применять их в учебной деятельности. |
Проекты и ресурсы в производственной деятельности человека. Проект как форма организации деятельности. Виды проектов. Этапы проектной деятельности. Проектная документация | 1 | Разработка и выполнение мини-проекта. Составление плана работы. Подготовка проектной документации. | Формирование навыков самостоятельной и ответственной работы, развитие креативности. | Планирование, работа в команде, распределение ролей, оценка результата. | Знание этапов проектной деятельности, умение оформлять проектную документацию. |
Какие бывают профессии | 1 | Обсуждение профессий. Подготовка рассказа или презентации о профессии мечты. Проведение интервью с представителем профессии. | Осознание ценности труда, формирование положительного отношения к выбору профессии. | Умение задавать вопросы, структурировать информацию, представлять свои выводы. | Понимание разнообразия профессий, умение рассказать о профессии и её значении. |
Итого: | 8 |