Тематическое планирование по музыке «Перспективная начальная школа» Т.В. Челышева, 1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования / УМК «Перспективная начальная школа» авторская программа по музыке 1 - 4 класс Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова. 2012 год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.
Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «МУЗЫКА»
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем – в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), 2 – 4 классы 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения музыки являются:
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС (33 Часа).
«Мир музыки в мире детства».
Содержание курса направлено на реализацию задачи музыкального образования: связи музыки с жизнью и, прежде всего, с жизнью самого ребенка. Это – звуки, окружающие его. Это – музыка природы и дома. Это – музыкальные встречи с героями, любимыми и понятными для детей младшего школьного возраста. Это – звучащий образ Родины и народные напевы.
Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов.
Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.
Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования (связь музыки с жизнью), программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела, урока |
Наименование раздела, тема урока |
Кол-во часов |
дата |
Примечания |
||
план |
факт |
|||||
1 четверть. «Звуки вокруг нас» |
||||||
1 |
Звуки в доме Маши и Миши. |
1 |
||||
2,3 |
Рождение песни. |
2 |
||||
4 |
Колыбельная песня. |
1 |
||||
5 |
Поющие часы. |
1 |
||||
6, 7 |
«Кошкины» песни. |
2 |
||||
8, 9 |
О чём «поёт» природа. |
2 |
||||
2 четверть. «Музыкальные встречи Маши и Миши» |
||||||
10 |
Музыка осени. |
1 |
||||
11, 12 |
Музыка про разное. |
2 |
||||
13, 14 |
Звучащий образ Родины. |
2 |
||||
15 |
Здравствуй, гостья-зима. |
1 |
||||
16 |
Новогодний хоровод. |
1 |
||||
3 четверть. «Так и льются сами звуки из души!» |
||||||
17, 18 |
Зимние забавы |
2 |
||||
19, 20 |
Музыкальные картинки. |
2 |
||||
21 |
Мелодии жизни. |
1 |
||||
22 |
Музыкальная азбука |
1 |
||||
23, 24 |
Весенние напевы. «Перед весной». |
2 |
||||
25, 26 |
«Поговорим» на музыкальном языке. |
2 |
||||
4 четверть. «Волшебная сила музыки» |
||||||
27, 28 |
Композитор - исполнитель — слушатель. |
1 |
||||
29, 30 |
Музыка в стране «Мульти-пульти» |
1 |
||||
31, 32 |
Всюду музыка живет. |
1 |
||||
33 |
Урок - концерт. |
1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
К концу первого года обучения научатся знать и различать:
средства музыкальной выразительности (мелодия, лад, регистр, тембр, динамика, темп, ритм);
основные жанры (марш, песня, танец);
инструменты (фортепиано, скрипка, флейта, труба);
размеры (2/4, 3/4, 4/4);
русских композиторов (не менее 3);
зарубежных композиторов (не менее 3).
Получат возможность уметь:
определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;
различать на слух разные (контрастные) или одинаковые (повторы) части в простых двух- и трехчастных произведениях;
привести 2 – 3 примера (название произведения, фамилию автора) музыки разного эмоционального содержания, дать определение ее характера;
привести примеры марша, танца, песни;
назвать свои любимые произведения.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основная и дополнительная учебная литература (учебники, учебные пособия, хрестоматии).
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник.
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
«Музыка» Нотная хрестоматия: Методическое пособие для учителя: / Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. – М.: Академкнига/Учебник.
Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1-2 классы.
«Искусство слышать» под ред. Д.Б. Кабалевского: / Издательство «Учитель» 2009 г.
Справочные пособия (словари, справочники).
Наглядный материал (альбомы, таблицы, работа с проектором).
Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей образовательной программы (компьютер, колонки, проектор).