Развёрнутое тематическое планирование слушания музыки (1 класс)
Развёрнутое тематическое планирование слушание музыки.
Первый год обучения
№№ |
Наименование раздела, темы |
Содержание учебного материала |
||
Музыкальный материал |
Самостоятельная работа |
|||
1. |
Раздел1. Окружающий мир и музыка |
|||
1.1. |
Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды о музыке и музыкантах. |
План беседы: 1. Что такое музыка? 2. Когда она появилась? 3. Когда и где человек знакомится с музыкой? 4. Для чего нужна музыка людям? Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых духов, радовали людей. |
Г. Струве. «Я хочу услышать музы-ку»; Е. Крылатов. «Откуда музыка берет начало?»; А. Гурилев. «Музыка», В. Глюк опера «Орфей и Эвридика», Римский-Корсаков опера «Садко» |
Самостоятельно прочитать мифы древней Греции. Познакомиться с музами. Сочинить небольшую историю на тему «мир, где нет музыки». |
1.2. |
Пульс. Доли. Метр. |
Характеристика высоты и длительности звука. Сравнение пульса в музыке и музыкальных долей с пульсом человека и ходом часов. Понятие о равномерности пульса. Ускорение и замедление темпа. |
С Прокофьев, балет «Золушка»- Полночь, В Гаврилин «Часы», Л. Шитте «Этюд», соч. 160 № 6, «Мячик», русская народная песня «Дроздок», Э. Григ «В пещере горного короля».1 |
Уметь определять доли в музыке «сильная», и «слабая». Элементы тактирования. |
1.3. |
Музыкальная речь |
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. |
«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский. |
Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений. Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Давать определения общего характера музыки. |
1.4. |
Мир детства в музыке. Музыка для детей и о детях. |
Знакомство с детскими произведениями композиторов. Изображение настроения, характера детей, их увлечения. |
П.И. Чайковский «Детский альбом» (по выбору педагога), С.С. Прокофьев «Детская музыка», Шуман «Альбом для юношества», К. Дебюсси «Детский уголок», С. Слонимский «Альбом для детей и юношества», Майкапар «Бирюльки». |
Уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). |
Раздел 2. Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь. |
||||
2.1. |
Музыка и природа. |
Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. |
Музыкальный материал: П А. Холминов. «Дождик»; Э. Григ. «Весной»; Н. Мясковский. «Весеннее настроение»; А. Самонов. «Дыхание осени»; И. С. Бах. «Весна»; Р. Леденев. «ЛивеньК. Дебюсси. «Шаги на снегу»; Э. Григ. |
Знать произведения композиторов, уметь дать характеристику мелодической линии и настроению музыки. |
2.2. |
Времена года в музыке . |
Знакомство с творчеством различных композиторов. . Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Найти всё это в произведениях композиторов. |
Чайковский. «Времена года»; А. Вивальди. «Времена года»; »; Г. Свиридов. «Весна и осень» (из музыкальных иллюстраций к к/ф «Метель»); |
По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе. |
2.3. |
Состояние природы в разное время суток. Музыка утра. |
Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. |
«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский П. «Утро»; В. Калинников. Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент, до начала средней части); С. Прокофьев. |
По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе.
|
2.4. |
Музыка дня. |
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности. |
«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря. |
Воспринимать художественные образы классической музыки. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего характера музыки. |
2.5. |
Музыка вечера. |
Звучание окружающей природы в вечернее время. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Средства музыкальной выразительности. |
«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин. |
По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. |
2.6. |
Музыка ночи. |
Звучание окружающей природы в ночное время.. Средства музыкальной выразительности. Музыкальная палитра художника. |
«Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарт, «»Ночь в Мадриде»М.Глинка. С. Прокофьев. «Ходит месяц над лугами»; |
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. |
Редел 3 .Животные, птицы, рыбы в музыке. |
||||
3.1. |
Образы животных в музыке. |
Беседа о том, каких диких и домашних животных, птиц, рыб дети знают, есть ли у них дома пи-томцы, как они о них заботятся, каковы их повадки и характер. Стоит обратить внимание на размеры животных, на то, где они обитают (на земле, под землей, в воде, в воздухе), как (в каком темпе, с какой скоростью) могут двигаться, какие по ширине (ам-плитуде) их движения (шаги, прыжки, бег, ползание). Выразительная роль тембра, штрихов, регистров, темпа.
|
. Музыкальный материал: К. М. Журбин. «Косолапый мишка»; Г. Галынин. «Медведь»; Д. Шостакович. «Медведь»; Д. Кабалевский. «Ежик»; |
Уметь давать характеристику мелодии, тембра, штрихов, динамических оттенков . |
3.2. |
Всё о море. |
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. |
Н. Римский-Корсаков. Пляска золотых рыбок из оперы «Садко»; « Океан-море синее» |
Узнавать произведения Н.А. Римского-Корсакова, давать яркие характеристики творчества, особенности музыкального языка композитора. |
3.3. |
Сказочные звери. |
Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. |
В. Бояшов. «Рыба-кит» (из сюиты к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»). |
Уметь различать жанровые особенности произведений. Самостоятельно давать характеристики средств музыкальной выразительности. Привести примеры сказочных героев в музыке. |
3.4. |
Птицы. |
Знакомство с произведениями композиторов о птицах. Беседа о разновидностях птиц, их повадках, как эти особенности можно выразить в музыке. (Тембром, регистром, мелодией и.т.д.) |
Э.Тамберг. «Кукуют кукушки»; Ж. Метпаллиди. «Воробушкам холодно»; Леммик. «Песня птиц»; Цагерейшвили. «Дятел»; |
Уметь давать характеристику мелодии, тембра, штрихов, динамических оттенков. . |
3.5. |
Музыка в цирке. |
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. |
Сен-Санс «Карнавал животных» (Королевский марш льва, Слон, Аквариум, Антилопы, Петухи и курицы, Кукушка в чаще леса, Лебедь, Финал); |
Определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш. |
3.6. |
Всё о кошках. |
Знакомство с произведениями композиторов о кошках. Изучение их повадок. Музыкальный язык, как средство выразительности. |
Ф. Рыбицкий. «Кот и мышь»; А.Манчини «Розовая пантера». |
Определять жанровую основу произведений, самостоятельно давать характеристики мелодического рисунка, синкоп, регистра, лада . |
3.7. |
Музыкальный зоопарк. |
Продолжение беседы о средствах выразительности в музыке. Музыкальных жанрах и формах. |
Слушение понравившихся произведений. |
Уметь различать жанровые особенности произведений. Самостоятельно давать характеристики средств музыкальной выразительности. |
3.8. |
Музыкальная сказка «Петя и волк». |
Знакомство с С.Прокофьевым. Инструменты симфонического оркестра. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). |
С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк». |
Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. |
4. |
Раздел 4. Возраст, настроение и характер человека в музыке. |
|||
4.1. |
Как музыка рассказывает о человеке . |
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Беседа, в ходе которой детям предлагается подумать и дать ответы на такие вопросы: Знакомясь с музыкой, мы обращаем внимание на качественную сторону интервалов (консонансы и диссонансы), на выразительные возможности лада, темпа и регистра, штрихи. |
Музыкальный материал: Дм. Кабалевский. «Плакса», «Злюка», «Резвушка»; С. Прокофьев. «Болтунья»; Г. Свиридов. «Упрямец»; С. Слонимский. «Ябедник»; П. Чайковский. «Мама», «Сладкая греза»; Ю. Геворкян. «Обидели»; Т. Смирнова. «Шалун», «Жалоба»; А. Гречанинов. «Жалоба»; Д. Благой. «Хвастунишка»; Р. Шуман «Веселый крестьянин». |
Вслушиваться в музыкальную ткань произведения. На слух определять характер и настроение музыки. |
4.2. |
Музыкальный портрет. Настроение в музыке. |
Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке. |
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто. «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев. |
Уметь давать характеристику средствам выразительности, лад, темп, регистр, динамика и.т.д. |
4.3. |
Характер человека в музыке. |
Продолжение темы изобразительности и выразительности в музыке. Понятие «лейтмотив» , характер героя в музыке. |
Ария «Варлаама», «Гном» М.Мусоргский , Д.Кабалевский «Три подружки» .Фрагменты арий из известных опер. |
Самостоятельно давать характеристики средств музыкальной выразительности. Рисовать музыкальные портреты. |
4.4. |
Лирическое настроение . |
Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке. |
Романсы М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», П. Чайковский «Средь шумного бала». |
Вслушиваться в музыкальную ткань произведения. На слух определять характер и настроение музыки. |
4.5 |
Любовь в музыке . |
Как понятие любовь отражается в музыке. Жанры классической музыки, опера, балет. |
П. Чайковский «Евгений Онегин», С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта». |
Выявлять жанровое начало музыки; Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание. |
4.6. |
Шутка в музыке. |
Дать определение понятиям «скерцозность», сарказм, гротеск ,шутка, ирония. Как эти чувства отражены композиторами в музыке. |
И.С.Бах «Шутка», П.Стравинский «Петрушка». М.Мусоргский «Картинки с выставки». |
Определять средства выразительности, настроение музыки, движение мелодии |
4.7. |
Столкновение характеров в опере. |
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Формы построения музыки. |
А. Даргомыжский опера «Русалка». |
Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. |
4.8. |
Урок –закрепление . |
Подведение итогов. |
Музыкальная «Угадайка». |
Закрепление музыкальных понятий. |
5. |
Раздел 5. Фантастические и сказочные персонажи в музыке. |
|||
5.1. |
Музыкальная живопись сказок и былин. |
Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства; рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. |
Музыкальный материал: Н.А. Римский –Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». И. Стравинский «Жарптица». |
Определять жанровую основу произведений, самостоятельно давать характеристики мелодического рисунка, синкоп, регистра, лада . |
5.2. |
Отрицательные герои сказок. |
Сказочные образы в произведениях И. Стравинского, М. Мусоргского; музыкальный язык , яркие характеристики творчества композиторов. |
Стравинский «Заколдованный сад Кощея», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) из цикла «Картинки с выставки», А. Лядов. «Кикимора», «Волшебное озеро»; |
Самостоятельно давать характеристики средств музыкальной выразительности. Рисовать музыкальные портреты. |
5.3. |
Фантастические герои в балете. |
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. |
П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица» (темы Феи Карабос и Феи Сирени), Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»; |
Взаимосвязь музыки и движения. |
5.4. |
«Зимняя сказка» в опере Н.А. Римского-Корсакова. «Снегурочка». |
Новогодняя сказка, волшебство фантазии. Сказочные образы героев оперы «Снегурочка» Н. Римского- Корсакова. |
Р. Шуман. «Дед Мороз», Н. Римский-Корсаков. Песня Деда Мороза из оперы «Снегурочка», Вступление и хор цветов из 4-го действия оперы. |
Самостоятельно давать характеристики средств музыкальной выразительности. Рисовать музыкальные портреты. |
5.5. |
Э. Григ сюита «Пер Гюнт». Норвежская сказка о великанах и гномах. |
Сказочные образы норвежского композитора. Изобразительность и выразительность в музыке. |
Э. Григ «В пещере горного короля»; «Танец Анитры». |
|
5.6. |
Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане». |
Тема «Царевны», тема «Богатырей» «Три чуда». |
||
5.7. |
М.И. Глинка «Опера Руслан и Людмила». |
«Марш Черномора», |
||
5.8. |
Урок –закрепление. |
Подведение итогов . |
Музыкальная викторина. |
Выявление полученных знаний. |
Всего часов |
34 |