Приоритетные направления литературного и языкового образования в школе
Рекомендации для учителей русского языка и литературы (выбор методической темы для самообразования) Приоритетные направления литературного и языкового образования в школе 1. Изучение художественного произведения в контексте культуры (национальной, мировой). 2. Развитие познавательной активности учащихся средствами предметов. 3. Система работы по обучению различным видам исследовательской деятельности (реферированию, моделированию, проектированию и др.). 4. Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности. 5. Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы. 6. Возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, занятиях элективных курсов и во внеурочной деятельности. 7. Использование регионального компонента в преподавании предметов. 8. Интеграция предметов гуманитарного цикла. 9. Освоение различных интегрированных курсов (русской словесности, стилистики, риторики и др.). 10. Интеграция урочной и внеурочной деятельности по предметам. 11. Преподавание русского языка и литературы в системе развивающего обучения. 12. Проблемы дифференциации (внутренней и внешней) и индивидуализации обучения. 13. Работа с одаренными детьми по предметам. 14. Преподавание предметов в коррекционно-развивающих классах и классах компенсирующего обучения. 15. Специфика работы в гимназиях и гимназических классах. 16. Освоение предметов в разновозрастных группах сельской малочисленной школы. 17. Профилизация обучения: преподавание предметов на базовом и профильном уровнях. 18. Профилизация обучения: разработка авторской программы элективного курса предпрофильной подготовки (профильного обучения). 19. Реализация деятельностного подхода в преподавании предметов. 20. Освоение компетентностного подхода к преподаванию русского языка в школе. 21. Ориентированность на текст как важнейшая составляющая современного гуманитарного образования. 22. Освоение учащимися литературоведческого понятийного аппарата в процессе изучения литературы в школе. 23. Формирование навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы (занятиях элективных курсов). 24. Филологический анализ художественного текста в системе внутрипредметных связей школьного курса литературы. 25. Критериальный подход к оцениванию учебных достижений по русскому языку и литературе: проблемы подготовки учащихся к экзамену по предметам. 26. Совершенствование форм контроля и диагностики по предметам (текущего, промежуточного, итогового). 27. Организация эффективной методической службы в школе (районе): из опыта работы руководителя ШМО (РМО). 28. Преемственность в преподавании предметов (между начальной и основной, основной и средней (полной) школой). 29. Проблемы выбора, освоения и коррекции УМК по предметам. 30. Проблемы сохранения духовного и физического здоровья учащихся на уроках родного языка и литературы. 31. Формирование здоровьесберегающей системы преподавания, создание условий для оптимального усвоения материала учащимися и их развития. Предложенные выше в качестве примера направления могут стать областью Вашего исследования. Однако тему методической работы следует сформулировать самостоятельно в соответствии с теми проблемами, которые возникают в Вашей профессиональной деятельности, и теми целями, которые являются приоритетными для Вас и Ваших воспитанников. Например, если в сложившихся социокультурных условиях для Вашего класса (школы, посёлка) насущной является задача формирования национального самосознания личности учащихся, воспитания уважения к отечественной истории и культуре, то тема исследования в рамках первого направления может звучать следующим образом: «Формирование самосознания личности в процессе изучения (освоения) художественного произведения в контексте национальной культуры». |