12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Софья372
Сокольникова Софья Борисовна
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

«Приоритетные образовательные направления: от теории к практике»

Современные технологии меняются и дифференцируются с высокой скоростью, и задача современного образования – как можно быстрее и качественнее подстроиться под эти изменения. В условиях постоянных перемен школьному и дошкольному образованию важно придерживаться идеи о развитии гармонически сформированной личности, о самореализации учащихся, а также преемственности.

В данной ситуации актуален вопрос о формировании функциональной грамотности обучающихся на любом уровне образования. Сегодня функциональная грамотность это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире []. Поэтому на протяжении всего процесса обучения, с ранних лет, нельзя забывать о том, что образование не только даёт знания, умения и навыки, но формирует личность и индивидуальность. Главная цель образования – успешная социализация и адаптация в обществе.

В современных условиях всё больше детей имеют те или иные особенности, которые ограничивают не только процесс усвоения материала, но адаптацию и социализацию в целом. Это могут быть, как ограниченные возможности здоровья, так и одарённость. Учитель в начальной школе получает ребёнка со сложностями коммуникации, поведения, которого совершенно непонятно как учить. Следовательно, современная педагогика нуждается в особых теоретических и практических знаниях, которые позволят сделать процесс образования эффективным, как для ученика, его родителей, так и для педагога.

С точки зрения коррекционного педагога, актуальным направлением является использование методов и методик специальной психологии и педагогики. Изучая закономерности и механизмы развития психики детей с различными отклонениями в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии, можно использовать и практические методы работы. Эти методы помогают не только в обучении детей с установленными нарушениями, но и с детьми с парциальными особенностями личностной, эмоционально-волевой сферы. Не всегда специальные образовательные потребности ребёнка зафиксированы документально.

Специальная психология и педагогика – это и теоретическая и практическая дисциплина. Опираясь на зону ближайшего развития ребёнка, она даёт возможность видеть особенности и в тоже время постоянно двигаться вперёд. Специальная психология и педагогика позволяет минимизировать дезадаптацию, депривацию и девиации в поведении. В массовом образовании, в условиях большой наполняемости можно эффективно использовать элементы методик и технологий, широко используемые в коррекционной сфере.

Если мы возьмём дошкольное образование, начиная с раннего возраста, то без интегративного подхода, говорить об эффективности воспитания и развития ребёнка не приходится. Логопед не может работать исключительно с речью, если восприятие, память и внимание имеют значительные нарушения, отклонения от возрастной нормы. Нарушения речи способствуют нарушению формирования мышления и интеллектуальной сферы, и наоборот. Страдает эмоционально-волевая сфера.

На данный момент с развитием нейронаук, всё большее развитие и применение находит нейропсихология и нейропедагогика. Формирование, воспитание и обучение на основе интегративного строения высших психических функций человека. Нейропсихологические знания помогают понять левшей, амбидекстров, которые нередки в практике учителя начальной школы. Нейропсихологические приёмы межполушарного взаимодействия помогают в области мотивации, поддержания тонуса, внимания и памяти, предотвращают развитие дисграфии и дислексии. А самое главное способствуют самостоятельности, самоконтроля и саморазвитию ученика в любом возрасте!

«Жетонный» метод, техники эмпатического слушания и «я-высказывания», элементы арт-терапевтических методов, психогимнастики, ролевых игр, десенсибилизация отлично работают с детьми с СДВГ и РАС.

В заключение хочется сказать, что в современных условиях родители детей, имеющих особенности в области социализации и адаптации имеют два пути: общеобразовательная школа (вариант инклюзии) или частная школа («можно вообще не сказать об особенностях»). Индивидуальный учебный план в государственной школе, особенно без заключения ПМПК вопрос сложный. Частная школа – «гарантирует» индивидуальный подход. Тем ни менее, возникают вопросы: а будут ли новообразования у ребёнка? Станет ли он учеником? Освоит программу?

Таким образом, образование остро нуждается именно в специальных психологах и педагогах, имеющих знания в данной области. Они готовы принимать, понимать и работать с детьми, формируя полноценную, гармоничную личность.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.