Статья на тему «Приоритетные образовательные направления от теории к практике»
Приоритетные образовательные направления: от теории к практике
(на примере системно-деятельностного подхода в изучении общепрофессиональной дисциплины «Техническое оснащение и организация рабочего места»
обучающихся профессии «Повар, кондитер»)
Системно-деятельностый подход в обучении не является инновационным, но относится к актуальным и значимым среди приоритетных направлений в образовании, т.к. стал связующим звеном между традиционным и компетентностным подходом. Согласно деятельностному подходу основной целью процесса обучения являются не сами знания, их приобретение и накопление, а формирование умения применять эти знания, умения применять их в профессиональной деятельности. Знания усваиваются гораздо лучше, если их опробовать на практике, при этом знания, не получившие применения, забываются значительно быстрее.
Речь пойдет о применение системно-деятельностного подхода в изучении общепрофессиональной дисциплины «Техническое оснащение и организация рабочего места» обучающихся профессии «Повар, кондитер» в организациях СПО. Реализация системно - деятельностного подхода при изучении общепрофессиональных дисциплин требует системной организации всего образовательного процесса, которая подразумевает, что все виды деятельности обучающихся направлены на формирование их готовности к изучению профессиональных дисциплин, модулей, прохождению учебной и производственной практик, к будущей профессиональной деятельности.
Данная дисциплина считается одной их основных дисциплин в процессе формирования профессиональных компетенций обучаемых профессии «Повар, кондитер». Программа обучения по дисциплине «Техническое оснащение и организация рабочего места» подготовки квалифицированных рабочих и служащих разработана с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и основного общего образования в части общеобразовательной подготовки в профессиональной образовательной организации. Методологической основой реализации программы определен системно - деятельностный подход, реализация которого обусловлена не только требованиями нормативных документов образования, но и современными условиями рынка труда.
Реализация системно - деятельностного подхода в процессе изучения дисциплины «Техническое оснащение и организация рабочего места» осуществляется посредством следующих педагогических технологий:
Технологии, основанной на реализации проектной деятельности – методе проектов.
На пример:
- исследовательские проекты «Создание благоприятной воздушной среды в производственных помещениях предприятий питания», «Модернизация оборудования для очистки овощей и корнеплодов», «Шоковая заморозка продуктов «За» и «Против»», которые включают обязательное определение проблемы с последующей ее проверкой и презентацией результата.
- информационные проекты «Современное тепловое оборудование предприятий питания», «Использование измельчителей отходов в индустрии питания», которые направлены на сбор информации по теме и презентации полученной информации.
2. Технологии создания производственной ситуации: решение ситуационных задач, практически значимых для изучения будущей профессиональной деятельности. Создание проблемных ситуаций и организация самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
На пример: «В процессе работы, куттер внезапно отключился от сети. В чем причина неисправности?» Обоснуйте свой ответ практическим показом.
3.Информационные и коммуникативные технологии, которые предполагают
владение компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, звуковой, видеоинформации.
4. Здоровьесберегающие технологии, непосредственно связанные с требованиями ХААСП в
индустрии питания.
5. Профессиональные технологии, ориентированные на действие методами направляющего текста; дидактических задач; исследования частного случая. Основная идея - «обучи себя сам», суть ее заключается обучение навыкам самостоятельной работы, выработке социального поведения и навыков общения друг с другом.
Основная цель занятия с использованием системно - деятельностного подхода заключается в достижении трех видов целей:
- личностных (принятие новых ценностей),
- метапредметных (освоение способов деятельности),
- предметных (приобретение знаний и умений по изучаемой дисциплине).
Задачи учебного занятия – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения
результата.
Структура учебного занятия, используемая для изучения дисциплины «Техническое оснащение и организация рабочего места» с использованием технологии деятельностного обучения, выглядит следующим образом:
№ п/п | Этапы учебного занятия деятельностной направленности | Деятельность обучающихся, продолжительность этапа |
1.1 | Организационный момент Мотивация | - установить рамки деятельности «могу-хочу-надо»; - включиться в учебную деятельность (1-2 минуты). |
2. | Актуализация | - повторить необходимый материал; - активизировать мыслительные операции; - совершить пробное действие; - зафиксировать затруднение (4-5 минут). |
3. | Затруднения | - проанализировать свои действия; - зафиксировать место затруднения; - найти причину затруднения (3 -4 минуты). |
4. | Проект выхода из затруднения | - сформулировать цель действий; - согласовать тему урока; - выбрать способ и средства для действий; - сформулировать план действий (4-6 минут). |
5. | Реализация проекта | - реализовать проект в соответствии с планом; - открыть новый способ и зафиксировать его в речи и знаках; - зафиксировать преодоление затруднения; - сделать вывод в общем виде (5-8 минут). |
6. | Первичное закрепление | - решить фронтально, в группах, в парах задания на новый способ; - проговорить новый способ вслух (4-5 минут). |
7. | Самостоятельная работа | - самостоятельно выполнить задание; - проверить по эталону; - выявить причины новых ошибок и исправить их, если они есть (3-5 минут). |
8. | Включение в систему знаний | - выполнить задания, где новые знания связаны с изученными; - подготовиться к изучению следующих разделов (5-8 минут). |
9. | Рефлексия | - оценить свою деятельность на уроке; - соотнести цель и результаты; - наметить новую цель; - определиться с домашним заданием (2-3 минуты). |
Системно-деятельностный подход преподавания дисциплины «Техническое оснащение и организация рабочего места», как условие формирования профессиональных компетенций, обучающихся профессии «Повар, кондитер», рассматривается как педагогический ресурс, имеющий возможность создать условия для решения следующих задач:
- разработка учебно – методической документации, способствующей формированию у обучающихся интегрированных знаний и универсальных учебных действий, необходимых для изучения общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей в условиях профессиональной образовательной организации;
- создание условий, способствующих формированию навыков самостоятельной творческой деятельности обучающихся, направленных на освоение изучаемого материала по общепрофессиональной дисциплине «Техническое оснащение и организации рабочего места» и другим дисциплинам;
- расширение возможности деятельностного изучения общепрофессиональных дисциплин посредством вовлечения обучающихся в проектную деятельность, участие в научно – практических конференциях, олимпиадах, ориентированных на самореализацию личности обучаемых, развитие их интеллектуальных качеств и творческих способностей.