Статья на тему «Приоритетные образовательные направления от теории к практике»

1
0
Материал опубликован 5 May 2022 в группе

Приоритетные образовательные направления: от теории к практике

(на примере системно-деятельностного подхода в изучении общепрофессиональной дисциплины «Техническое оснащение и организация рабочего места»

обучающихся профессии «Повар, кондитер»)


Системно-деятельностый подход в обучении не является инновационным, но относится к актуальным и значимым среди приоритетных направлений в образовании, т.к. стал связующим звеном между традиционным и компетентностным подходом. Согласно деятельностному подходу основной целью процесса обучения являются не сами знания, их приобретение и накопление, а формирование умения применять эти знания, умения применять их в профессиональной деятельности. Знания усваиваются гораздо лучше, если их опробовать на практике, при этом знания, не получившие применения, забываются значительно быстрее.

Речь пойдет о применение системно-деятельностного подхода в изучении общепрофессиональной дисциплины «Техническое оснащение и организация рабочего места» обучающихся профессии «Повар, кондитер» в организациях СПО. Реализация системно - деятельностного подхода при изучении общепрофессиональных дисциплин требует системной организации всего образовательного процесса, которая подразумевает, что все виды деятельности обучающихся направлены на формирование их готовности к изучению профессиональных дисциплин, модулей, прохождению учебной и производственной практик, к будущей профессиональной деятельности.

Данная дисциплина считается одной их основных дисциплин в процессе формирования профессиональных компетенций обучаемых профессии «Повар, кондитер». Программа обучения по дисциплине «Техническое оснащение и организация рабочего места» подготовки квалифицированных рабочих и служащих разработана с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и основного общего образования в части общеобразовательной подготовки в профессиональной образовательной организации. Методологической основой реализации программы определен системно - деятельностный подход, реализация которого обусловлена не только требованиями нормативных документов образования, но и современными условиями рынка труда.

Реализация системно - деятельностного подхода в процессе изучения дисциплины «Техническое оснащение и организация рабочего места» осуществляется посредством следующих педагогических технологий:

Технологии, основанной на реализации проектной деятельности – методе проектов.

На пример:

- исследовательские проекты «Создание благоприятной воздушной среды в производственных помещениях предприятий питания», «Модернизация оборудования для очистки овощей и корнеплодов», «Шоковая заморозка продуктов «За» и «Против»», которые включают обязательное определение проблемы с последующей ее проверкой и презентацией результата.

- информационные проекты «Современное тепловое оборудование предприятий питания», «Использование измельчителей отходов в индустрии питания», которые направлены на сбор информации по теме и презентации полученной информации.

2. Технологии создания производственной ситуации: решение ситуационных задач, практически значимых для изучения будущей профессиональной деятельности. Создание проблемных ситуаций и организация самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

На пример: «В процессе работы, куттер внезапно отключился от сети. В чем причина неисправности?» Обоснуйте свой ответ практическим показом.

3.Информационные и коммуникативные технологии, которые предполагают

владение компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, звуковой, видеоинформации.

4. Здоровьесберегающие технологии, непосредственно связанные с требованиями ХААСП в

индустрии питания.

5. Профессиональные технологии, ориентированные на действие методами направляющего текста; дидактических задач; исследования частного случая. Основная идея - «обучи себя сам», суть ее заключается обучение навыкам самостоятельной работы, выработке социального поведения и навыков общения друг с другом.

Основная цель занятия с использованием системно - деятельностного подхода заключается в достижении трех видов целей:

- личностных (принятие новых ценностей),

- метапредметных (освоение способов деятельности),

- предметных (приобретение знаний и умений по изучаемой дисциплине).

Задачи учебного занятия – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения

результата.

Структура учебного занятия, используемая для изучения дисциплины «Техническое оснащение и организация рабочего места» с использованием технологии деятельностного обучения, выглядит следующим образом:



№ п/п

Этапы учебного занятия

деятельностной

направленности

Деятельность обучающихся,

продолжительность этапа

1.1

Организационный момент

Мотивация

- установить рамки деятельности «могу-хочу-надо»;

- включиться в учебную деятельность (1-2 минуты).


2.




Актуализация

- повторить необходимый материал;

- активизировать мыслительные операции;

- совершить пробное действие;

- зафиксировать затруднение (4-5 минут).

3.

Затруднения

- проанализировать свои действия;

- зафиксировать место затруднения;

- найти причину затруднения (3 -4 минуты).

4.

Проект выхода из

затруднения

- сформулировать цель действий;

- согласовать тему урока;

- выбрать способ и средства для действий;

- сформулировать план действий (4-6 минут).

5.

Реализация

проекта

- реализовать проект в соответствии с планом;

- открыть новый способ и зафиксировать его в речи и знаках;

- зафиксировать преодоление затруднения;

- сделать вывод в общем виде (5-8 минут).

6.

Первичное

закрепление

- решить фронтально, в группах, в парах задания на новый способ;

- проговорить новый способ вслух (4-5 минут).

7.

Самостоятельная

работа

- самостоятельно выполнить задание;

- проверить по эталону;

- выявить причины новых ошибок и исправить их, если они есть (3-5 минут).

8.

Включение

в систему

знаний

- выполнить задания, где новые знания связаны с изученными;

- подготовиться к изучению следующих разделов (5-8 минут).

9.

Рефлексия

- оценить свою деятельность на уроке;

- соотнести цель и результаты;

- наметить новую цель;

- определиться с домашним заданием (2-3 минуты).



Системно-деятельностный подход преподавания дисциплины «Техническое оснащение и организация рабочего места», как условие формирования профессиональных компетенций, обучающихся профессии «Повар, кондитер», рассматривается как педагогический ресурс, имеющий возможность создать условия для решения следующих задач:

- разработка учебно – методической документации, способствующей формированию у обучающихся интегрированных знаний и универсальных учебных действий, необходимых для изучения общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей в условиях профессиональной образовательной организации;

- создание условий, способствующих формированию навыков самостоятельной творческой деятельности обучающихся, направленных на освоение изучаемого материала по общепрофессиональной дисциплине «Техническое оснащение и организации рабочего места» и другим дисциплинам;

- расширение возможности деятельностного изучения общепрофессиональных дисциплин посредством вовлечения обучающихся в проектную деятельность, участие в научно – практических конференциях, олимпиадах, ориентированных на самореализацию личности обучаемых, развитие их интеллектуальных качеств и творческих способностей.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации