Теорема косинусов

1
0
Материал опубликован 29 March

СХЕМА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ



1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ


Класс

9

Учитель

Мельникова Валентина Алексеевна

Место урока (по тематическому планированию ФРП)

25

Тема урока

Теорема косинусов

Уровень изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока:

урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты (по ФРП):


Личностные

Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия

Метапредметные

Применять теорему Пифагора, теорему синусов и косинусов, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях


Предметные

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные рассуждения




























ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ УРОКА



Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся


1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


1.1. Мотивирование на учебную деятельность


Приветствие обучающихся. Создание доброжелательной обстановки на уроке.

Разъяснение этапов урока

Приветствие учителя. Настраиваются на продуктивную работу. Узнают тему урока и план работы.

1.2. Актуализация опорных знаний


Устный счет:

t1743275207aa.gif

t1743275207ab.gif

t1743275207ac.gif



На доске представлены задачи (устная разминка)

t1743275207ad.jpg

Что изображено на рисунке?

Как называются стороны АС, ВС, АВ?

Чему равна сумма острых углов в прямоугольном треугольнике?


1. Один из острых углов прямоугольного треугольника равен t1743275207ae.gif. Найдите его другой острый угол. Ответ дайте в градусах.


2t1743275207ad.jpg . Дано:

t1743275207af.gif

t1743275207ag.gif

AB=18см

ВС=9см

Найти: t1743275207ah.gif


t1743275207ai.gif

3. В прямоугольном треугольнике катет и гипотенуза равны 16 и 34 соответственно. Найдите другой катет этого треугольника.






Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.




Обучающиеся комментируют ход решения задач.

1.3. Целеполагание


Предлагает обучающимся решить задачу, для решения которой на данном этапе не хватает знаний, возникает проблема.


1. Николай летом отдыхает у дедушки и бабушки в деревне Анино. Николай с дедушкой собираются съездить на велосипедах в село Игнатьево на железнодорожную станцию. Из Анино в Игнатьево можно проехать по шоссе до деревни Сосновка, где нужно свернуть под углом t1743275207aj.gif налево. Кроме того, из Анино в Игнатьево можно добраться напрямую через озеро, но у дедушки нет лодки. Расстояние от Анино до Сосновки 3 км, а от Сосновки до Игнатьево – 2 км. В следующем году дедушка планирует купить лодку. Какое расстояние придется преодолевать Николаю вместе с дедушкой, если они будут добираться из села Анино до Игнатьево через озеро?

t1743275207ak.png


Для обучающихся с ОВЗ:


Длина отрезка АВ=3, АС=2, t1743275207al.gif. Найдите длину отрезка ВС.

t1743275207am.png

Цель: изучить теорему, позволяющую находить неизвестную сторону в треугольнике по известным двум другим и углу между ними.

Сталкиваются с проблемой в процессе решения задачи, так как имеющихся знаний не хватает.

Формулируют тему и цель урока, записывают в рабочую тетрадь.

2.Освоение нового материала.

2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

t1743275207an.png



t1743275207ao.png

Значение косинуса угла треугольника позволяет сразу определить, какой это угол: острый, прямой или тупой.
Если все углы треугольника со сторонами 
ab и c острые, то и косинусы этих углов должны быть больше нуля.


Учащиеся записывают формулировку теоремы косинусов на математическом языке, отвечают на вопросы учителя.


3. Применение изученного материала

3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях.


2. Найдите неизвестную сторону в треугольнике, если две стороны и угол между ними равны соответственно t1743275207ap.gif см, 11 см и t1743275207aq.gif.



Обучающиеся применяют знания при решении задач

3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни.


Учитель предлагает обучающимся решить задачу, в которой нужно применить теорему косинусов


3. Найдите ширину озера АВ, если АС=12 м, угол С=60о, ВС=15 м. В ответе укажите целое число метров. (вызвать к доске)

t1743275207ar.png

4. Определить вид треугольника, если его стороны равны: (вызвать 3 чел к доске)

I группа: c = 5, b = 4, a = 4.

II группа: c = 17, b = 8, a = 15.

III группа: c = 9, b = 5, a = 6.

Подсказка: против большей стороны лежит больший угол.



I группа

II группа

III группа

c = 5, b = 4, a = 4

c = 17, b = 8, a = 15

c = 9, b = 5, a = 6

cosa =7/32

cosa = 0

cosa = -1/3

cosa > 0

cosa = 0

cosa < 0

треугольник остроугольный

треугольник прямоугольный

треугольник тупоугольный



Обучающиеся решают задачу, в которой используется теорема косинусов, из повседневной жизни

3.3. Выполнение заданий в формате ВПР, ГИА (ОГЭ)


5.Учитель предлагает обучающимся решить задачу в формате ОГЭ по заданной теме

В треугольнике ABC известно, что AB=3, BC=8, AC=7. Найдите cosABC.


Обучающиеся решают задачу в формате ОГЭ, обращают внимание на способ записи ответа

3.5. Систематизация знаний и умений.


6. Учитель предлагает вернуться к проблемной задаче урока и ответить на вопрос.


7. В треугольнике ABC известно, что AB=6, BC=7, AC=8. Найдите cosABC.


8. В треугольнике ABC известно, что AB=8, BC=10, AC=14. Найдите cosABC.

Обучающиеся находят неизвестную сторону треугольника по теореме косинусов.

4. Подведение итогов, домашнее задание

4.1. Рефлексия


Учитель предлагает продолжить предложение

Сегодня на уроке:

Я повторил…

Я узнал…

Я научился…

Учитель подводит итоги и выставляет оценки за урок:

Отвечают на вопросы устно

4.2. Домашнее задание


1. В треугольнике ABC известно, что AB=5, BC=6, AC=4. Найдите cosABC.



2. Футбольный мяч находится у Ежика, который расположился на расстояниях 12 м от одной штанги ворот и 14 м от другой. Ширина ворот 7 м. Найдите угол попадания мяча в ворота.

t1743275207as.png


Записывают задание в тетрадь


9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.