12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гусева Анна Владимировна2695
Стаж работы в школе 23 года. Категория высшая.
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск

Теоретические материалы и рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (политология).

Политическая сфера общества.

Политическая сфера общества - одна из основных сфер общества (наряду с экономической, социальной и духовной), включающая в себя государство, политику, право, взаимосвязь и взаимозависимость между ними, отношения людей по поводу власти.

Власть и её виды. Понятие государственной власти.

Власть – способность (свойство) одного субъекта (лица, коллектива, организации) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Власть имеет различные виды:

политическую (власть одной социальной группы над другой, государственная власть, партийная власть, власть политических лидеров);

неполитическую (родительская власть, церковная власть, власть общественных объединений неполитического характера).

По способу организации власти:

Демократическая;

Недемократическая.

Классификация социолога М. Вебера. Он различал власть:

а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени;

б) легальную, т.е. опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые четко регламентируют властную деятельность;

в) харизматическую, которая реализуется за счет особого положения руководителя, чувствующего себя призванным осуществить определенные цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперед. Помимо легальной власти в настоящее время выделяют теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите.

Принято также различать:

- легальную (власть, созданная и функционирующая на законном основании, власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона);

- легитимную (власть, которая признается населением страны, готовым ей подчиняться, и пользуется доверием народа) власть.

Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Основные черты политической власти:

Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:

первичные — крупные социальные группы со своими интересами

вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита

закрепление в законах полномочий субъекта правления

чёткий механизм реализации решений политической власти на практике

принцип (функционального) разделения власти

легитимность власти

легальность (законное основание для власти)

легитимность (поддержка власти обществом)

Функции:

управленческая

интегрирующая (интеграция общественных интересов)

мотивационная

мобилизационная

контролирующая (обеспечение правопорядка)

культурная

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

Государственная власть - общественная власть, которая осуществляется государством или проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Признаки государственной власти:

реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, распространяющий свои полномочия на всех людей, проживающих на данной территории;

публична, то есть осуществляется профессиональным аппаратом, единственно представляющим общество, но не совпадающим с ним;

основная разновидность политической власти, часто приобретает классовый характер. Нередко государственную власть отождествляют с политической властью, ставят знак равенства. Их не следует отождествлять, так как политической является не только государственная власть, но и власть других политических организаций, например власть политических партий;

суверенная власть (верховенство и независимость) - нет власти выше государственной, все обязаны подчиняться ей;

универсальна - распространяется на всю территорию страны и на все население, вправе вмешиваться вовсе сферы жизни общества, где нарушается законодательство;

обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического и политического характера;

Государственная власть имеет политический характер, т.к. общество дифференцировалось по интересам.

Источники власти.

Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы)

Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)

Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Богатство





Государство, его функции.

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Основные признаки:

1. территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);

2. публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);

3. суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);

4. принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);

5. исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;

6. обязательность членства в государстве;

7. представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;

8. наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

Дополнительные признаки:

9. единый государственный язык как средство общения;

10. единая оборонная внешняя политика;

11. единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.

Внутренние функции государства:

хозяйственная — организация и регулирование экономической жизни;

стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;

координационная — обеспечение общественного согласия и единства;

социальная — социальное обеспечение, справедливое распределение благ;

культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;

правовая — нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;

экологическая — охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.

Внешние функции государства

Использование вооруженных сил дня решения внешнеполитических задач государства.

Реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности. Геополитические интересы связаны с соседними государствами, глобальные касаются положения во всем мире (нераспространение ядерного оружия, экологические проблемы).

Стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом.

Защита экономическою пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт).

Государство – главный политический институт, но не только: оно выполняет экономические функции, устанавливает технические регламенты и стандарты образования и др.

Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

t1641369995aa.png

Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственной управление. Его структура определяется функциями государства.

Понятие и признаки государственных органов

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственновластными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.

Орган государства формируется на основе нормативно правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

Признаки государственного органа:

представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;

действует от имени государства и по его поручению;

образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов; на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом");

выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

имеет соответствующую компетенцию (круг ведения);

состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;

имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;

обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).



Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

От порядка их формирования;

Объема выполняемых полномочий;

Широты компетенции;

Характера организационно правовых форм деятельности в соответствии с принципом разделения властей;

Числа государственных гражданских служащих;

Времени функционирования;

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

Высшие органы власти – это правительство, парламент;

Центральные, в частности министерства;

Местные – государственные органы субъектов Федерации;

В зависимости от широты компетенции различают:

Органы общей компетенции – это президент, правительство;

Органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства;

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

Коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

Единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом;

В зависимости от характера организационноправовых форм деятельности различают:

Законодательные;

Исполнительные;

Судебные;

Контрольнонадзорные органы;

В зависимости от времени функционирования:

Постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;

Временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач;

государственные учреждения – государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и пр.);

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

принцип представительства;

принцип разделения властей;

принцип демократизма;

принцип законности;

принцип гласности;

принцип профессионализма и компетентности;

принцип федерализма.

t1641369995ab.png

Виды монархий и их признаки.

t1641369995ac.png























Виды республик и их признаки.

t1641369995ad.png

Форма территориального устройства государства

По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.

Первая группа - это государства с централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных (вертикаль власти), не имеют никакой самостоятельности и реализуют принятые «центром» решения (Ирландия, Люксембург, Португалия).

Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).

Третья группа государств - полуцентрализованные государства. В государствах этой группы местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налоги, финансирование и др.) (Великобритания, Нидерланды).

Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.

Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.

Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).

Конфедерация - союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, экономической системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Германии (1815-1867) и в некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна, потом либо развивается в федерацию, как в случае США, либо распадается после достижения поставленных целей. Объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейское содружество, преобразованное в Европейский Союз. В нем функционируют надгосударственные органы с немалыми полномочиями, координируется политика, имеется общее экономическое пространство. К таким объединениям можно отнести СНГ, Союз России и Белоруссии.

Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.

В России федерализм выступает двояко - в качестве формы государственной организации национальных отношений и формы демократизации управления государством.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории России. Национальный суверенитет означает самостоятельность и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, а также свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов - республик, автономной области, автономных округов.

Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.

2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.


Политический режим — политическое управление, то есть совокупность методов, приемов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

Виды политических режимов

Главный критерий выделения типов политических режимов — совокупность прав и свобод, которые предоставляются населению государством.

В учебниках по обществознанию встречаются различные типологии политических режимов. Приведем наиболее общепринятую:

Демократический — государственная власть создается и действует по принципу подчинения меньшей части населения большей. 

Авторитарный — во главе власти находится одно лицо, государственная власть осуществляется по его произволу, мнение большинства населения не учитывается. 

Тоталитарный — абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, подчинение человека власти и господствующей идеологии. 

Переходный — временный режим, формируется вследствие революции или политического переворота. 

Чрезвычайный — временный режим, формируется при стихийных бедствиях природного или техногенного характера. 

Рассмотрим три основных вида режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический, а также их подвиды.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis «весь, целый, полный») — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания.

Чаще всего в рамках тоталитарного режима власть реализуется одним человеком либо узкой группой лиц через распространение единой идеологии, пропаганды культа личности вождя или правящей элиты.

Ключевой инструмент власти — террор, который может перерастать в геноцид.

Признаки тоталитарного политического режима:

тотальный контроль государства над обществом;

всеобщая концентрация власти в руках правящего меньшинства;

концепция жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;

политизация общественной жизни;

однопартийность, отсутствие оппозиции;

единая идеология общественно-социальной сферы общества;

стандартизация политической, общественной и духовной жизни;

идеологизация. 

Подвиды тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Авторитарный режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas «власть, влияние») — политический режим, при котором носитель власти провозглашает себя имеющим право на власть.

Это промежуточное звено между тоталитаризмом и демократией. Для авторитаризма характерна неограниченная власть государственного аппарата с элементами принудительных и силовых способов влияния на социальные процессы. В тоже время возможна частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская компонента общества.

Признаки авторитарного политического режима:

централизация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов;

значительное ограничение политических прав и свобод граждан;

отсутствие четкого разграничения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;

имитация многопартийности;

формирование органов власти производится в соответствии с личными симпатиями политического лидера;

силовые структуры имеют опосредованное отношение к обществу, т. е. используются исключительно в политических целях;

командные и административные методы государственного управления, при этом отсутствуют насильственные рычаги давления.

Авторитарное правление может проявляться в таких формах, как:

Прямое военное правление — для этой формы характерен захват политической власти группой высших офицеров (которые для этого используют армию). Например: «черные полковники» в Греции в середине XX в.

Теократическое правление — при этой форме государство возглавляет элитарное духовенство. Обычно такое правление формируется на основе харизмы духовного лидера, который и становится главой государства. Например: Иран во времена аятоллы Хомейни. 

Монархическое самодержавие — власть в государстве концентрируется в руках монарха, который обладает всеми властными полномочиями, в том числе законодательными и исполнительными. Например, режимы абсолютной монархии. 

Режим личной власти — это крайняя форма авторитаризма, которая предполагает захват власти и ее удержание одним лицом. Например: власть генерала Пиночета в Чили.

Преимущества авторитарного политического режима: общественный порядок, политическая стабильность, способность мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач. 

Недостатки: жесткая централизация власти, аполитичный настрой граждан.

Демократический режим

Демократия (греч. δημοκρατία «народовластие») — политический режим, при котором единственным источником власти является народ. Власть осуществляется по воле и в интересах народа. Проще говоря, под демократией понимают метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.

Выделяют три вида демократии:

Прямая демократия — система, при которой обладающие правом голоса граждане участвуют в принятии решения общественно-политической жизни общества. Такая система возможна в небольших поселениях.

Представительная демократия — система, при которой решение значимых политических, социальных и других вопросов принимают выбранные представители, у которых есть полномочия. Такой вид демократии распространен в современном мире.

Плебисцитарная демократия — система, в которой проект решения вопроса или закона выставляется на голосование. Сейчас такой вид демократии реализуется через референдумы.

Все три вида демократии могут существовать в рамках одного государства в один момент времени.

Главная особенность демократического политического режима заключается в возможности гражданам принимать непосредственное участие в политической жизни государства. 

Признаки демократического политического режима:

народовластие;

четкое разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;

выборность органов государственной власти;

децентрализация государственной власти;

политический плюрализм или многопартийность;

гласность;

свобода рыночной экономики;

наличие большого пласта социальных гарантий, реализация прав и свобод человека и гражданина.



. Избирательная система.

Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. Избирательная система является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от местных органов до президента страны.

Виды избирательных систем

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и порядком распределения мандатов по итогам голосования. По сути, в мире существует столько типов избирательных систем, сколько существует стран, формирующих органы власти с помощью выборов. Но за многовековую историю выборов были созданы базовые типы избирательных систем, на основе которых происходят выборы во всем мире..

Три основных вида избирательных систем:

Мажоритарная избирательная система. Согласно мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.

Существуют три разновидности мажоритарной системы:

абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос;

относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов;

квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.





Пропорциональная избирательная система.

Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

Смешанная избирательная система.

Избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе. То есть две избирательные системы используются параллельно.

При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ избиралась по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%.

Выборы. Избирательная кампания.

Выборы — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования. Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия людей (граждан и так далее) в общественно-политической жизни государства.

Избирательны процесс – это урегулированная нормами права деятельность соответствующих субъектов по подготовке и проведении выборах. Процесс состоит из стадий. Стадии избирательного процесса – это этапы, по которым организуются и проходят выборы.

Стадии:

Назначение выборов (ст. 81, 91 Конституции).

Образование избирательных округов.

Образование избирательных участков.

Составление списков избирателей.

Формирование избирательных комиссий.

Выдвижение и регистрация кандидатов.

Предвыборная агитация.

Голосование.

Подсчет голосов и подведение итогов выборов.

Назначение выборов. Выборы президента назначает Палата Представителей. Назначает не позднее, чем за 5 месяцев до истечения сроков полномочий и проводятся в воскресение не позднее, чем за 2 месяца до истечения сроков полномочий президента. Если должность президента вакантна, то выборы проводятся не позднее 70 дней со дня открытия вакансии. Выборы в Палату Представителей и Совет Республики назначаются президентом не позднее, чем за 4 месяца до окончания полномочий и проводятся не позднее, чем за 30 дней до окончания полномочий палат. Не очередные выборы в парламент проводятся в течение 3 месяцев со дня их досрочного прекращения. Выборы назначаются президентом за 4 месяца и проводятся не позднее 30 дней. В случае роспуска местного совета не менее 30 дней 8Все выборы в местные советы проводятся одновременно.

Образование избирательных округов. Избирательный округ – это территориальная единица, образованная для проведения выборов депутатов

Образование избирательных участков. Избирательные участки – это территориальные единицы для проведения голосования и подсчета голосов.

Составление списков избирателей. Эти списки составляются по каждому избирательному участку. В них включаются граждане , достигшие ко дню голосования 18 лет, постоянно или временно проживающие на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в выборах.

Формирование избирательных комиссий.

ЦИК - Центральнная избирательная комиссия во главе ЦК. Она работает на постоянной основе. 15 членов в составе, которые избираются сроком на 4 года.

Порядок выдвижения кандидатов.

Регистрация кандидатов.

Предвыборная агитация. Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права участвовать в агитациях. Прекращается за сутки до дня выборов.

День выборов (голосование).

Избиратель приходит с документом, удостоверяющим личность на избирательный участок по месту жительства, регистрируется и делает выбор.

Демократические, свободные выборы предполагают соблюдение пяти главных принципов:

Принцип равного избирательного права предполагает три основных момента. Каждый избиратель обладает одним голосом и имеет одинаковую долю участия в выборах.

Принцип прямых выборов обусловливает то положение, что избиратели лично, напрямую (без всяких посредников) подают свой голос либо за, либо против того или иного кандидата в органы власти.

Принцип альтернативности выборов, предполагающий наличие хотя бы двух (или более) претендентов на власть и состязательность между ними. Это позволяет полнее представить социальные интересы различных слоев населения, сделать саму избирательную кампанию для него более привлекательной и уменьшить тем самым процент неучастия в выборах.

Принцип тайного голосования, поскольку оно делает это участие для избирателей более безопасным и свободным от внешних влияний.

Принцип ограничения срока выборов. Выборы проводятся в строго назначенное время, не откладываются и не переносятся без серьезных на то причин.

Подсчет голосов и подведение итогов выборов.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов:

в федеральные органы государственной власти осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования;

в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.

В течение трех месяцев со дня официального опубликования (обнародования) полных данных о результатах выборов в органы государственной власти, референдума РФ, референдума субъекта РФ данные, которые содержатся в протоколах всех комиссий об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и печатных СМИ.

Абсентеизм - одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит», политика «не мое дело» и т.п. Подобное представление противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Причины абсентеизма:

Низкая политическая и правовая культура населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него.

Причины общесоциального и общеполитического характера. В качестве примера: длительные экономические трудности, на решение которых итоги выборов значительного влияния не оказывают, низкий уровень доверия к действующим органам власти, невысокий престиж депутатского корпуса в глазах населения).

Выражение гражданами протеста.

Причины, связанные с несовершенством законодательства и работой избирательных комиссий. Как отмечается специалистами, после каждых выборов, проходящих как на федеральном, так и на региональном уровне, выявляются недостатки, несовершенство законодательства, что приводит к внесению ряда существенных поправок в основной избирательный закон. Само наличие подобных недостатков провоцирует у населения недоверие.

Причинны, связанные с особенностью конкретной избирательной кампании. В частности, непривлекательный кандидат, неинтересная агитация.

Причины случайного характера. Например, погодные условия, состояние здоровья избирателя.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Признаки правового государства:

Правление по закону

Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент и (при демократии) народ как целое, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом.

Равенство перед законом

Законы в равной степени относятся ко всем без исключений, в том числе к тем, кто издаёт законы. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц.

Выполнимость

Законы должны быть такими, чтобы люди могли им следовать. Как минимум, они должны существовать, быть доступны для ознакомления и содержать понятные (хотя бы юристу) требования. Законы должны ясно и непротиворечиво формулировать критерии наказуемости, чтобы свести к минимуму произвол в их применении.

Независимость судебной власти

Независимость суда от других ветвей власти и их изолированность от внешнего давления играют существенную роль в правовом государстве.

Правосудие

С процедурной стороны, правосудие обеспечивается за счёт того, что система права содержит полный набор заранее известных процедур и правил принятия решений, процесс применения которых отличается справедливостью, последовательностью и прозрачностью.

Защита прав человека



Гражданским обществом обычно называют наивысшую форму общности, состоящую из частных лиц, классов, групп и институтов, прямо не зависящих от политического государства.

Гражданское общество можно также рассматривать как общество, в котором существуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его индивидами, и эти связи не опосредованы государством.

Признаки гражданского общества

наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

развитая демократия;

правовая защищённость граждан;

определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения;

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

самоуправление;

конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

сильная социальная политика государства

многоукладная экономика

большой удельный вес в обществе среднего класса.

Политические партии и движения. Становление многопартийности в России

Политическая партия) — это организованная группа единомыш­ленников, выражающая интересы определенных социаль­ных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).

Отличительные признаки политической партии

1. Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.

2. Нацеленность на завоевание и осуществление власти.

3. Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если пар­тия придет к власти.

4. Наличие организации:

в любой партии есть руководящие органы, как цент­ральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;

любая партия характеризуется членством, т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно пла­тят членские взносы и определенным образом участвуют в де­ятельности партии;

любая партия имеет устав, т. е. документ, в кото­ром устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

Реальное многообразие партий, участвующих в политиче­ской жизни общества, огромно. Отчасти оно связано с тем, что различные партии исповедуют разные идеологии, которые ре­ализуются не только на словах, т. е. в политических програм­мах, но и на деле, в том числе и в том, как партии организова­ны, какие цели они ставят и какие пути достижения выбира­ют. Здесь необходимо учитывать и личностные особенности лидеров, и руководящий состав партии, а также специфику политического режима страны и т. д.

Чтобы охватить все многообразие партий с точки зрения их идеологии и внутреннего устройства, невозможно ограни­читься каким-то одним принципом классификации. Поэтому в политологии существуют многочисленные классификации, при помощи которых в конечном итоге можно описать любую партию.

Виды политических партий

Основа клас­сификации

Виды партий

Идеологиче­ская направ­ленность

Социал-демократические — выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении ос­новных свобод Коммунистические — стремятся к полному ого­сударствлению экономики, распределению бо­гатств с учетом интересов всех социальных слоев общества, полному контролю со стороны госу­дарства над сферами образования, здравоохране­ния и т. д. Консервативные и либеральные — ориентиру­ются на разгосударствление экономики и неко­торых других сфер жизни, т. е. на минимизацию участия государства в жизни общества Клерикальные — придерживаются религиозной идеологии Националистические — строят свою деятель­ность на основе националистических и фашист­ских идей

Участие в осуществ­лении власти

Правящие — это те партии, которые находятся у власти Оппозиционные — это те партии, которые не на­ходятся у власти и имеют главную задачу — за­воевать власть: легальные, полулегальные, неле­гальные

Характер членства

Кадровые партии: — немногочисленны; — в них свободное членство; — опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; — в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию; — проводят деятельность только в период выбо­ров Массовые партии: — многочисленны; — в них преобладает воспитательная функция; — отличаются тесной связью между членами партии; — в них есть жесткая дисциплина; — есть первичные парторганизации; — их деятельность проводится систематически



Основа клас­сификации

Виды партий

Шкала политическо­го спектра

Левые партии (социалистические и коммунис­тические партии): — за реформы; — за вытеснение частного сектора; — социальная защита трудящихся; — радикально-революционные методы действия Центристские партии: — компромисс; — сотрудничество Правые партии (либеральные и консервативные партии): — за сильное государство; — охрана частной собственности; — за стабильность; — отрицательное отношение к революции

Способ деятельности

Реформистские — стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием за­конных средств воздействия на власть и закон­ных средств достижения власти Революционные — стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, ко­торые, с точки зрения существующего государст­венного устройства и политического режима, яв­ляются незаконными

Роль любой партии не ограничивается лишь достижением политической власти или выражением политических интере­сов. В действительности функции, которые выполняет партия в политической жизни, гораздо более многообразны.

Основные функции политической партии: борьба за власть в государстве и влияние на политику государства; участие в осуществлении власти; участие в формировании власти; политическое воспитание; формирование обществен­ного мнения; подготовка кадров политиков; выражение инте­ресов социальных групп.

Партийная система — совокупность партий, участ­вующих в формировании законодательных и исполнитель­ных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийные, двухпар­тийные и многопартийные систем.

Типы партийных систем

Наимено­вание типа

Его сущность

Однопар­тийная

В обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.). Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. ж Нередко сопровождается таким явлением, как «ис­кусственная многопартийность» (не следует пу­тать с многопартийностью в собственном смысле слова): существует множество политических пар­тий, связанных с национальными и другими об­щностями и имеющих форму народных фронтов. Однако идеологическая жизнь зависит от одной партии, которая целиком определяет деятельность и любую политическую активность остальных пар­тий

Двухпар­тийная

В обществе существуют две сильные партии, кото­рые периодически приходят к власти. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, рес­публиканская и демократическая партии в США). Существуют и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Формируется в экономически развитых странах. Обычно базируется на мажоритарной избиратель­ной системе

Многопар­тийная

В обществе существует конкуренция между многи­ми партиями, ни одна из которых не имеет преиму­ществ перед другими. Раздробленность политических сил приводит к не­обходимости поиска компромисса (от лат. compro-missum — соглашение, достигнутое путем уступок) и объединений. Образуются партийные блоки (на­пример, во Франции) и многопартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Формируется в развитых демократических общест­вах, в которых соблюдается большинство свобод граждан, высок уровень экономического развития, что проявляется прежде всего в наличии мощного и большого среднего класса. Складывается под влиянием пропорциональной из­бирательной системы.

В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установи­лась многопартийная система с одной доминирую­щей партией: в выборах принимают участие 4—5 партий, однако лишь одной из них избиратели отда­ют предпочтение — 30—50% голосов

Политические (социально-политические, обществен­но-политические) движения — добровольные формирова­ния, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности сво­их интересов.

В современном мире существуют следующие демократи­ческие движения:

за сохранение и развитие демократии, прав и свобод че­ловека;

антивоенные, антиядерные;

за землю и социальные права крестьян;

за новый экономический порядок (антиглобализм);

неприсоединения;

экологические;

против расовой и национальной дискриминации;

женские, молодежные, студенческие.

Отличительные признаки политических движений

1. Стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении (например, в требо­вании от власти изменения во внутренней или внешней поли­тике, решения социальных проблем и т. д.).

2. Имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством:

в большей степени приближены к обыденной жизни людей, чем политические партии;

более широкая, аморфная, пестрая социальная база, чем у политической партии;

необязательность полного идеологического единения участников в отличие от политической партии.

3. Не имеют строгой иерархии, т. е. четкого распределе­ния между центром и периферией в них не обнаруживается.

4. Ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей.

Функции Президента РФ (представитель исполнительной власти) согласно ст. 80 - 93 Конституции РФ.

Президент — гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизма защиты Конституции РФ и прав человека.

Президент — гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности

Президент — гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить.

Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия, связанные с функционированием федеральных органов государственной власти. Президент:

назначает Председателя Правительства;

назначает заместителей Председателя Правительства;

назначает министров;

имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

принимает решения об отставке Правительства;

предлагает кандидатуры судей судов высших инстанций (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного);

предлагает кандидатуру Генерального прокурора;

предлагает кандидатуру председателя Центрального банка;

формирует и возглавляет Совет Безопасности;

может формировать свою Администрацию;

определяет своих представителей в Федеральных округах и субъектах Федерации, а также в палатах парламента;

назначает высшее командование Вооруженных Сил;

назначает дипломатических представителей.



Полномочия по отношению к власти законодательной:

назначает выборы в Государственную Думу и референдум;

распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных в Конституции;

вносит законопроекты в Государственную Думу;

подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;

подает запросы в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ.



Полномочия в военной области.

Президент утверждает военную доктрину;

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Президенту предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Полномочия по отношению к гражданам:

решает вопросы гражданства;

предоставляет политическое убежище;

награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;

решает вопросы помилования.

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

г) назначение выборов Президента Российской Федерации;

д) отречение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

объявление амнистии;

выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Под принятым федеральным законом по смыслу ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

Политическое лидерство и лидеры"

Понятие и природа политического лидерства.

Лидер в переводе с английского языка означает "ведущий", "указывающий путь". Смысл этого слова отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Для лидера характерна способность воздействовать на других людей, организовать их совместную деятельность для достижения определенных целей. Политическое лидерство - это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) - добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов. В основе феномена политического лидерства - способности руководителя, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Первые объяснения природы лидерства исходили из особенностей индивидуальных качеств лидера. В начале XX века английский антрополог Ф. Гальтон, используя свои исследования, сформулировал теорию черт, которая объясняет природу лидерства наследственностью. В теории черт лидер рассматривается как совокупность определенных психологических качеств, наличие которых помогает выдвижению индивида на лидирующие позиции и позволяет ему принимать властные решения в отношении других. Среди достоинств лидера выделяют чувство юмора, такт, способность привлекать к себе внимание, энергию, ум и сильный характер (американский социолог Э. Богардус).

Определение и качества политических лидеров

Политический лидер - это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движениям, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества. Природные качества политического лидера: сила характера, воля, обаяние (магнетизм) личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.

Функции политических лидеров

Функции лидера - главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни большинства населения. Интегративная функция. Призвание лидера - согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интефативную функцию. Ориентационная функция. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов. Инструменталистская. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами. Мобилизационная. Эта функция актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения - это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов. Функция социального арбитража и патронажа. Она развита в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан. Функция легитимации политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и зачастую проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.



Типы политических лидеров

Американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров.

Консерваторы. Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Активность и программа политического лидера и его действия направлена на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде.

Реформаторы. Эти лидеры стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования властных структур.

Революционеры. Они ставят целью быстрый, скачкообразный переход (как правило, через вооруженное насилие) к принципиально иной общественной системе.

Три типа лидерства:

1. Традиционное лидерство. Этот тип лидерства опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и на передаче власти по наследству. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.

2. Харизматическое лидерство. Основано на вере народа в сверхъестественные способности правителя-вождя, пророка, князя, военачальника, оратора. (Харизма - это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти.)

3. Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Такие лидеры обретают политическую власть на основе всеобщих выборов





Политическая сфера (практика)

. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «политический институт».

 

1) пар­тии

2) общественные движения

3) семья

4) группы давления

5) избирательная система

6) бизнес

 

Ниже при­ве­ден ряд по­ли­ти­че­ских партий. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, об­ра­зо­ва­ны по политико-идеологическому признаку.

 

1) коммунистическая

2) либеральная

3) оппозиционная

4) социал-демократическая

5) кадровая

6) монархическая

3. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют собой ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Федерации.

 

1) Ге­не­раль­ная прокуратура

2) Ад­ми­ни­стра­ция Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Федерации

3) Фе­де­раль­ное Со­бра­ние Рос­сий­ской Федерации

4) Го­су­дар­ствен­ный Совет Рос­сий­ской Федерации

5) Фе­де­раль­ная служ­ба без­опас­но­сти Рос­сий­ской Федерации

4. Найдите в приведённом ниже спис­ке функции по­ли­ти­че­ских партий в де­мо­кра­ти­че­ском обществе и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) разработка и при­ня­тие законов

2) выдвижение по­ли­ти­че­ских лидеров

3) оппонирование правительству

4) контроль над де­неж­ной системой

5) формирование пра­во­охра­ни­тель­ных органов

6) представление определённых групп общества


5. Найдите в приведённом ниже спис­ке признаки, от­ли­ча­ю­щие демократические выборы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) тайная по­да­ча голосов

2) наличие воз­раст­но­го ценза

3) доступность прав­ди­вой информации о кандидатах

4) равноправие избирателей

5) наличие аль­тер­на­тив­ных кандидатов

6) регистрация из­би­ра­те­лей на из­би­ра­тель­ных участках


6. Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества. Ответ запишите цифрами без пробелов.

 1) Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских помещений и стоянок близ столичного мегаполиса.

2) Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности.

3) Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности.

4) Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам.

5) Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста.

6) Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково.


7.Найдите в приведённом ниже спис­ке эле­мен­ты си­сте­мы сдер­жек и про­ти­во­ве­сов между вет­вя­ми вла­сти в пра­во­вом государстве. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) возможность на­ло­же­ния Пре­зи­ден­том РФ вето на законопроект

2) конфедерация об­ществ за­щи­ты прав потребителей

3) свободные сред­ства мас­со­вой информации

4) институт Упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам человека

5) право ро­спус­ка Го­су­дар­ствен­ной Думы Пре­зи­ден­том РФ

6) подотчётность Пра­ви­тель­ства РФ парламенту



8. Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) власть осуществляется замкнутой группой лиц, доступ в которую ограничен для широкого круга людей

Б) гарантировано равенство всех перед законом

В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений

Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека

Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

1) демократический

2) авторитарный

9. Установите соответствие.

 

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

А) По выборам депутатов в парламент формируется единый национальный избирательный округ.

Б) Голосование проводится за кандидатов, представленных списками от политических партий.

В) Кандидаты выдвигаются в одномандатных округах.

Г) Победитель в каждом округе определяется по большинству набранных голосов.

Д) Как правило, вводится избирательный барьер для прохождения партий в парламент.

Е) Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов.

1) мажоритарная

2) пропорциональная

10. Установите со­от­вет­ствие.

ПРИМЕРЫ

КОМПОНЕНТЫ ПО­ЛИ­ТИ­ЧЕ­СКОЙ СИСТЕМЫ

A) государство

Б) вза­и­мо­дей­ствия пар­тий и ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го общества

B) средства массовой информации

Г) по­ли­ти­че­ские ценности

Д) спо­со­бы мас­со­во­го по­ли­ти­че­ско­го поведения

Е) за­ко­ны о вы­бо­рах де­пу­та­тов

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами.

1) институциональный

2) коммуникативный

3) нормативный

4) культурный

11. Установите со­от­вет­ствие.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ГОСУДАРСТВА

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за её пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

12. Найдите в приведенном ниже списке формы территориально-государственного устройства и обведите цифры, под которыми они указаны.

 

1) диктатура

2) республика

3) демократия

4) унитарное государство

5) монархия

6) федерация


13. Гражданка Рос­сии Д. ре­ши­ла выдвинуть свою кан­ди­да­ту­ру в ка­че­стве кандидата на пост Пре­зи­ден­та РФ. Однако, озна­ко­мив­шись с ее документами, из­би­ра­тель­ная комиссия от­ка­за­ла ей в регистрации. Най­ди­те в при­ве­ден­ном списке воз­мож­ные причины отказа.

 

1) гражданке Д. не­дав­но исполнилось 30 лет

2) гражданка Д. не яв­ля­ет­ся гражданкой РФ по рождению

3) гражданка Д. яв­ля­ет­ся атеисткой

4) гражданка Д. на тер­ри­то­рии РФ по­сто­ян­но проживает 3 года

5) гражданка Д. не имеет выс­ше­го образования

14. Найдите в при­ве­ден­ном списке характеристики кон­сти­ту­ци­он­ной монархии. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) глава го­су­дар­ства — на­след­ствен­ный монарх, об­ла­да­ю­щий представительскими функциями

2) высшую су­деб­ную власть осу­ществ­ля­ет монарх

3) законодательную власть осуществляет вы­бор­ный парламент

4) исполнительная власть принадлежит правительству

5) представительские функ­ции осуществляет пред­се­да­тель верхней па­ла­ты парламента


15. Раскрывая роль го­су­дар­ства в жизни общества, учёные-политологи ха­рак­те­ри­зу­ют его как цен­траль­ный институт по­ли­ти­че­ской системы. Какие из пе­ре­чис­лен­ных признаков под­твер­жда­ют это суждение?

 

1) обладает наи­выс­шей концентрацией власти

2) устанавливает об­ще­обя­за­тель­ные нормы

3) его де­я­тель­ность регулируется определёнными нормами

4) выполняет определённые об­ще­ствен­ные функции

5) регулирует де­я­тель­ность граждан и ор­га­ни­за­ций на определённой территории

6) возникло рань­ше других со­ци­аль­ных институтов

16. В го­су­дар­стве Z пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся чле­на­ми обеих палат парламента. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция сви­де­тель­ству­ет о том, что го­су­дар­ство Z яв­ля­ет­ся пар­ла­мент­ской республикой? Вы­бе­ри­те из спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Парламент яв­ля­ет­ся по­сто­ян­но дей­ству­ю­щим органом.

2) Парламент может от­пра­вить пра­ви­тель­ство в отставку.

3) Правительство несет от­вет­ствен­ность перед президентом.

4) Главой пра­ви­тель­ства ста­но­вит­ся лидер по­бе­див­шей на вы­бо­рах в пар­ла­мент партии.

5) Парламент из­би­ра­ет­ся на ос­но­ве все­об­ще­го и рав­но­го из­би­ра­тель­но­го права.

6) Главной функ­ци­ей пра­ви­тель­ства яв­ля­ет­ся раз­ра­бот­ка и при­ня­тие законов.


17. Государство Z воз­глав­ля­ет ха­риз­ма­ти­че­ский лидер. Какие черты свой­ствен­ны дан­но­му типу по­ли­ти­че­ско­го лидерства? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти черты указаны.

 

1) лидерство ос­но­вы­ва­ет­ся на традициях

2) лидерство осу­ществ­ля­ет­ся на ос­но­ве законов, при­ня­тых со­вре­мен­ным де­мо­кра­ти­че­ским обществом

3) лидера от­ли­ча­ют ри­то­ри­че­ские и ком­му­ни­ка­тив­ные способности, артистизм

4) граждане на­де­ля­ют ли­де­ра исключительными, вы­да­ю­щи­ми­ся ка­че­ства­ми вождя

5) лидер за­ря­жа­ет своей энер­ги­ей окружающих

6) лидерство ос­но­вы­ва­ет­ся на при­выч­ке граж­дан к подчинению



Работа с текстом.

Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма.

Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1, 2 ст. 13 Конституции РФ).

Российская Федерация провозглашается светским государством (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется также в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ).

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения. Запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ)...

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита... Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9 Конституции РФ).

Государство гарантирует также единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

21. Какие виды плюрализма называет автор? Дайте их характеристику?

22. Как автор характеризует «социальное рыночное хозяйство»? Назовите любые две формы собственности, которые признаются в Российской Федерации.

23. Автор утверждает, что «Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих данную точку зрения.

24. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три стадии избирательного процесса.

25. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль выборов в политическом процессе». 

26. Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных функции.)



Ответы.

1.. Политические институты — это, в частности, государство и его структуры, избирательная система, политические партии, общественное мнение, средства массовой информации. Всякий политический институт состоит из структуры (организации) и идеи, которую эти структуры обслуживают.

 

Ответ: 36.


2.Оппозиция (в по­ли­ти­ке) — пар­тия или группа, вы­сту­па­ю­щая про­тив гос­под­ству­ю­щей пар­тии или мнения, под­дер­жи­ва­е­мо­го большинством. Также, по­ли­ти­че­ская де­я­тель­ность партий, групп и движений, про­ти­во­сто­я­щих пра­ви­тель­ствен­но­му курсу и ве­ду­щих с пра­вя­щей пар­ти­ей (партиями) борь­бу за го­су­дар­ствен­ную власть.

Кадровая партия: немногочисленна; свободное членство; опираются на про­фес­си­о­наль­ных по­ли­ти­ков и фи­нан­со­вую элиту; в них толь­ко те члены, ко­то­рые го­ло­су­ют на вы­бо­рах за дан­ную партию; проводят де­я­тель­ность толь­ко в пе­ри­од выборов.

 

Ответ: 35.

Ад­ми­ни­стра­ция Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Федерации обес­пе­чи­ва­ет помощь пре­зи­ден­ту в вы­пол­не­нии его работы, Го­су­дар­ствен­ный Совет Рос­сий­ской Федерации — со­ве­ща­тель­ный орган. Эти два понятия «выпадают» из общего списка терминов.

 

Ответ: 24.

236.

1345.

134.

156.

211222.

221121.

 121443.

 21211

46.

14.

134

125

24.

 345.


Работа с текстом.


21.

указаны два вида плюрализма, каждый охарактеризован, например:

- идеологический плюрализм ( означает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной)

- политический плюрализм (предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности).


22. 1. Указана характеристика "социального рыночного хозяйства"

- хозяйство, " где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита...

2. Указаны две формы собственности, которые признаются в РФ, например:

- частная

- муниципальная

- государственная


23. - верховенство права во всех сферах жизни общества возможно только при высокой правовой культуре населения, его желания участвовать в политической жизни, отстаивать свои права.

- общероссийские общественные организации участвуют в выборах членов Общественной палаты РФ, которая осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти, находя компромисс, защищая права и свободы гражданина;

- формируя инициативные группы, граждане могут требовать проведения местных референдумов, проводит пикетирование, собирать подписи обращаться в суд или прокуратуру по вопросам нарушения экологических прав;


24.

1) Назначение выборов.

Например, согласно Конституции, Совет Федерации назначил выборы Президента Российской Федерации на 4 марта 2012 года.

2) Выдвижение кандидатов.

Например, на внеочередные выборы главы округа партия «Твори добро» выдвинула своего кандидата.

3) Предвыборная агитация. В СМИ широко освещается предвыборная кампания кандидатов на пост президента Франции.

25. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль выборов в политическом процессе». 


1) Де­мо­кра­ти­че­ский ме­ха­низм при­ня­тия по­ли­ти­че­ских решений

2) Из­би­ра­тель­ные права граждан

3) Прин­ци­пы из­би­ра­тель­но­го права:

а) всеобщность;

б) равенство;

в) тайна выборов;

г) пря­мое (непосредственное голосование)

4) Из­би­ра­тель­ные системы

а) мажоритарная;

б) пропорциональная

5) Пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны власти

6) Вы­бо­ры в не­де­мо­кра­ти­че­ских обществах



26. Ответ.

1) в демократическом обществе важно учитывать властно значимые интересы различных социальных групп и организаций, представляемые разными политическими партиями

ИЛИ

политический плюрализм и многопартийность вытекают из свободы слова и права человека участвовать в политической деятельности;

2) партия «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР);

3) - волонтерский центры «Единой России» развернуты во всех регионах страны и объединяют десятки тысяч студентов разных вузов;

- КПРФ приняла участие в выборах в Государственную Думу;

- лидер ЛДПР в телепередаче представил позицию партии по актуальным внешнеполитическим вопросам.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.