Рабочая программа по курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» для 11 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
для обучающихся 11 классов,
осваивающих уровень
основного среднего образования
Учитель:
Пименов Александр Николаевич
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол №
от "___"____20__ года
ТУЛА - 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» для 11 классов составлена на основании нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. №273 - ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12. 2010 № 1897;
Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) № 1577 от 31.12.2015 "О внесении изменений в ФГОС основного общего образования", утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897;
Письмо Министерства образования и науки «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» от 4 марта 2010 г. № 03-412;
Письмо Министерства образования и науки «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» от 4 марта 2010 г. № 03-413;
Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2017 и 2018 гг. по обществознанию;
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2018 году ЕГЭ по обществознанию;
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году ЕГЭ по обществознанию;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «ЦО №8».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»
В 11 классе целью предпрофильной подготовки обучающихся является выбор дальнейшей образовательной траектории, поэтому с этой целью из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час элективного курса на изучение предмета «Обществознание» в соответствии с профильным направлением класса.
Реализация курсов по выбору происходит с учетом пожеланий учащихся, наличия программ и педагогов для реализации предпрофильной подготовки.
Предметные и ориентационные курсы по выбору введены с целью расширения учебного материала базовых предметов и удовлетворения познавательных интересов учащихся.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. В программе курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, составлению развёрнутого плана.
Согласно учебному плану школы курс «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» для 11 классов на ступени основного среднего образования изучается в 11 классах, рассчитан на 34 часа. Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» для 11 классов базируется на правовом содержании предмета «Обществознание» средней школы.
Класс |
Количество часов по рабочей программе |
11 |
34 |
«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ» ДЛЯ 11 КЛАССОВ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Тема 1.1. Теория государства и права
Теория государства и права. Понятия «право» и «государство». Цели и задачи права, его функции в современном обществе. Источники права. Признаки государства, его функции. Признаки правового государства.
Тема 1.2. Теория происхождения государства и права
Теории происхождения государства и права. Теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, теория общественного договора, историческая школа права, психологическая, органическая, марксистская, нормативистская, теория естественного права.
Зачетная работа по разделу «Теория государства и права».
РАЗДЕЛ 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Тема 2.1. Конституционное право
Конституционное право. Понятие «конституция». Функции конституции. Виды конституций. Принципы конституционного строя РФ.
Тема 2.2. Государственное управление в РФ
Государственное управление в РФ. Деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ, их полномочия и компетенция. Институт президентства в РФ.
Тема 2.3. Единство прав и обязанностей
Единство прав и обязанностей. Право и мораль.
«Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого». (В. Гюго, фр. писатель).
Обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ).
Тема 2.4. Права и свободы граждан в РФ
Права и свободы граждан в РФ. Основные идеи современной концепции прав и свобод гражданина в РФ. Личные, политические, экономические, трудовые, социальные права, права в области образования и культуры, в области правосудия.
Зачетная работа по разделу «Конституционное право».
РАЗДЕЛ 3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Тема 3.1. Гражданское право
Гражданское право. Цель и задачи гражданского законодательства, его основные принципы. Объекты гражданского права: вещи, деньги, ценные бумаги, информация, нематериальные блага. Субъекты гражданского права: физические и юридические лица.
Понятия «правоспособность» и «дееспособность», виды дееспособности. Понятия «правоспособность» и «дееспособность», виды дееспособности. Классификация юридических лиц.
Тема 3.2. Право собственности
Право собственности. Основные компоненты права собственности: владение, пользование и распоряжение. Условия возникновения права собственности, его реализации и прекращения. Права и обязанности собственника.
Зачетная работа по разделу «Гражданское право».
РАЗДЕЛ 4. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Тема 4.1. Семейное право
Семейное право. Понятия «семья» и «брак». Брачный контракт. Условия вступления в брак и его расторжения. Права и обязанности родителей и детей.
Тема 4.2. Имею право и обязан «В семье»
Семейные правоотношения. Право жить и воспитываться в семье (ст. 54 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ).
Право на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ).
Право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 Семейного кодекса от 29.12.1995 № 223-ФЗ РФ).
Право выражать свое мнение (ст. 57 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ)
Право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ).
Имущественные права ребенка (ст. 60 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ).
Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (п. 3 ст. 38 Конституции РФ; ст. 87 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ).
РАЗДЕЛ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Тема 5.1.Образовательное право
Образовательное право. Цели, задачи и принципы образовательного законодательства. Особенности управленческих, финансовых, трудовых отношений в сфере образования.
Тема 5.2. Имею право и обязан «В школе»
Образовательные правоотношения. Право на образование (ч. 1 ст. 43 Конституции РФ).
Обязанность получения детьми общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ; п. 3 ст. 19 Закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 21.12.2012 г.).
Основные права обучающихся (ст. 34, 35 Закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 21.12.2012 г.; Устав школы, «Правила поведения в школе»).
Основные обязанности обучающихся (п. 1 ст. 38, ст. 43 Закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 21.12.2012 г; Устав школы, «Правила поведения в школе»).
Зачетная работа по разделам «Семейное право» и «Образовательное право».
РАЗДЕЛ 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРА И ПОТРЕБИТЕЛЯ
Тема 6. Имею право и обязан «В общественном транспорте и магазине»
Права и обязанности пассажира общественного транспорта. Права и обязанности пассажира общественного транспорта (ст. 426 Гражданского кодекса Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ; ст. 786, ст. 789 Гражданского кодекса Часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ; ст. 11.17, ст. 11.18, ст. 11.19 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» (КоАП) от 30.12.2001 № 195-ФЗ).
Административная ответственность за повреждение транспортных средств общего пользования (ст. 11.15, ст. 12.33 КоАП), нарушение правил дорожного движения (ст. 12.29, ст. 12.30 КоАП), оскорбление (ст. 5.61 КоАП).
Глава 20 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность».
Права и обязанности потребителя. Права и обязанности потребителя (Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1).
РАЗДЕЛ 7. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Тема 7. Имею право и обязан «В музее»
Культурные права и обязанности гражданина. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ).
Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).
Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (ст. 243 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ), вандализм (п. 2 ст. 20; ст. 214 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ).
Зачетная работа по разделам «Права и обязанности пассажира и потребителя» и «Культурные права и обязанности».
РАЗДЕЛ 8. ТРУДОВОЕ ПРАВО
Тема 8.1. Правовое регулирование трудовых отношений
Трудовое право. Цели, задачи и принципы трудового законодательства. Трудовой кодекс РФ.
Тема 8.2. Имею право и обязан «На работе»
Трудовые правоотношения. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ).
Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ).
Трудовые права несовершеннолетних (ст. 63, 92, 94, 96, 167, 265, 268, 270, 271 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ).
Обязанность платить налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).
Дисциплинарная и материальная ответственность несовершеннолетних. Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних (ст. 192 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ; Правила внутреннего трудового распорядка; Коллективный договор; Трудовой договор).
Материальная ответственность несовершеннолетних (ст. 242, 244 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ).
Тема 8.3. Трудовой контракт
Трудовой контракт. Понятие «трудовой контракт». Виды контрактов. Порядок приема на работу и порядок увольнения.
РАЗДЕЛ 9. УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Тема 9. Уголовное право
Уголовное право. Цели, задачи и принципы уголовного законодательства. Понятия «преступление» и «уголовная ответственность». Виды и категории преступлений.
Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Виды уголовной ответственности. Обстоятельства, отягчающие, смягчающие и исключающие уголовную ответственность.
Зачетная работа по разделам «Трудовое право» и «Уголовное право».
РАЗДЕЛ 10. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Тема 10. Административное право
Административное право. Цели, задачи и принципы административного законодательства. Виды административных правонарушений и административной ответственности.
РАЗДЕЛ 11. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Тема 11.1.Основы экологического права
Экологическое право. Цели и задачи экологического права. Принципы экологического права.
Тема 11.2. Имею право и обязан «На пикнинке»
Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции РФ).
Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).
Права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды (Глава III Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП).
РАЗДЕЛ 12. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
Тема 12. Правовая культура личности
Правовая культура личности. «Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, тем совершеннее право» (И.А. Ильин, философ).
Правовая культура личности: знание законов, прав и обязанностей, соблюдение законов, уважением законов.
Зачетная работа по разделам «Административное право», «Экологическое право» и «Правовая культура личности».
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ В ФОРМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
При работе по программе наряду с традиционными формами проведения уроков (фронтальные беседы, лекции, комбинированные уроки, уроки-беседы, уроки-опросы, контрольные уроки) обязательным является широкое использование активных форм обучения (игры, нестандартные формы контроля, работа в малых группах, соревнования и т.п.)
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Формы организации учебного процесса:
классно-урочная;
индивидуальная;
групповая;
индивидуально-групповая;
фронтальная;
практикумы;
проектно-исследовательская.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, триместра, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.
Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя – непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика – внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься.
Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других – исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих – постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.
Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, на зачетных уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.
Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, триместра, полугодия или года. Это – контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени.
Методы и приемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:
- устные;
- письменные;
- графические;
- практические (работы);
- тестирование.
Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах контроля.
Таблица тематического распределения часов. 11 класс
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|
Рабочая программа |
Зачёты |
||
1. |
Тема 1.1. Теория государства и права |
1 |
- |
2. |
Тема 1.2. Теория происхождения государства и права |
2 |
1 |
3. |
Тема 2.1. Конституционное право |
1 |
- |
4. |
Тема 2.2. Государственное управление в РФ |
1 |
- |
5. |
Тема 2.3. Единство прав и обязанностей |
1 |
- |
6. |
Тема 2.4. Права и свободы граждан в РФ |
2 |
1 |
7. |
Тема 3.1. Гражданское право |
2 |
- |
8. |
Тема 3.2. Право собственности |
2 |
1 |
9. |
Тема 4.1. Семейное право |
1 |
- |
10. |
Тема 4.2. Имею право и обязан «В семье» |
1 |
- |
11. |
Тема 5.1.Образовательное право |
1 |
- |
12. |
Тема 5.2. Имею право и обязан «В школе» |
2 |
1 |
13. |
Тема 6. Имею право и обязан «В общественном транспорте и магазине» |
2 |
- |
14. |
Тема 7. Имею право и обязан «В музее» |
2 |
1 |
15. |
Тема 8.1. Правовое регулирование трудовых отношений |
1 |
- |
16. |
Тема 8.2. Имею право и обязан «На работе» |
2 |
- |
17. |
Тема 8.3. Трудовой контракт |
1 |
- |
18. |
Тема 9. Уголовное право |
3 |
1 |
19. |
Тема 10. Административное право |
1 |
- |
20. |
Тема 11.1.Основы экологического права |
1 |
- |
21. |
Тема 11.2. Имею право и обязан «На пикнинке» |
1 |
- |
22. |
Тема 12. Правовая культура личности |
2 |
1 |
23. |
Итоговое повторение и обобщение в форме тестирования |
1 |
1 |
Итого |
34 |
8 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки выпускников
Личностные результаты:
-
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на занятиях и в доступной социальной практике, на:
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Изучение данного элективного курса способствует формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования, т.к. происходит
целенаправленное формирование интереса к правовым областям знания и видам деятельности;
приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.
Предметные результаты:
-
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
умения находить нужную правовую информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные правовые термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку правовым явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Учебно-методический комплекс (УМК)
9 класс
Класс |
Количество учебных часов в неделю согласно учебному плану школы |
УМК обучающихся |
УМК учителя |
|||
ф.к. |
р.к. |
ш.к. |
||||
9 |
1 |
ЕГЭ-2018. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Интеллект-Центр, 2015-2016. Володина С.И. Основы правовых знаний. Учебник 8 – 9 класс. Книга 1. – М.: Академкнига, 2014. 328 с. Володина С.И. Основы правовых знаний. Учебник 8 – 9 класс. Книга 2. – М.: Академкнига, 2014. 320 с. |
П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание : Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ: Астрель, 2016. – 542с. ЕГЭ-2018. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Интеллект-Центр, 2015-2017. Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007 Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Методическое пособие по курсу «Право». Профильный уровень образования. Вита-пресс.М.; 2009. Володина С.И. Основы правовых знаний. Учебник 8 – 9 класс. Книга 1. – М.: Академкнига, 2014. 328 с. Володина С.И. Основы правовых знаний. Учебник 8 – 9 класс. Книга 2. – М.: Академкнига, 2014. 320 с. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» для 11 классов
№ |
Дата |
Содержание (тема урока) |
Примечание |
|
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 3 ч. |
||||
Тема 1.1. Теория государства и права 1 ч. |
||||
1 |
Теория государства и права. Понятия «право» и «государство». Цели и задачи права, его функции в современном обществе. Источники права. Признаки государства, его функции. Признаки правового государства. |
|||
Тема 1.2. Теория происхождения государства и права 2 ч. |
||||
2 |
Теории происхождения государства и права. Теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, теория общественного договора, историческая школа права, психологическая, органическая, марксистская, нормативистская, теория естественного права. |
|||
3 |
Зачетная работа по разделу «Теория государства и права». |
|||
РАЗДЕЛ 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 5 ч. |
||||
Тема 2.1. Конституционное право 1 ч. |
||||
4 |
Конституционное право. Понятие «конституция». Функции конституции. Виды конституций. Принципы конституционного строя РФ. |
|||
Тема 2.2. Государственное управление в РФ 1 ч. |
||||
5 |
Государственное управление в РФ. Деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ, их полномочия и компетенция. Институт президентства в РФ. |
|||
Тема 2.3. Единство прав и обязанностей 1 ч. |
||||
6 |
Единство прав и обязанностей. Право и мораль. «Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого». (В. Гюго, фр. писатель). Обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). |
|||
Тема 2.4. Права и свободы граждан в РФ 2 ч. |
||||
7 |
Права и свободы граждан в РФ. Основные идеи современной концепции прав и свобод гражданина в РФ. Личные, политические, экономические, трудовые, социальные права, права в области образования и культуры, в области правосудия. |
|||
8 |
Зачетная работа по разделу «Конституционное право». |
|||
РАЗДЕЛ 3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 4 ч. |
||||
Тема 3.1. Гражданское право 2 ч. |
||||
9 |
Гражданское право. Цель и задачи гражданского законодательства, его основные принципы. Объекты гражданского права: вещи, деньги, ценные бумаги, информация, нематериальные блага. Субъекты гражданского права: физические и юридические лица. |
|||
10 |
Понятия «правоспособность» и «дееспособность», виды дееспособности. Понятия «правоспособность» и «дееспособность», виды дееспособности. Классификация юридических лиц. |
|||
Тема 3.2. Право собственности 2 ч. |
||||
11 |
Право собственности. Основные компоненты права собственности: владение, пользование и распоряжение. Условия возникновения права собственности, его реализации и прекращения. Права и обязанности собственника. |
|||
12 |
Зачетная работа по разделу «Гражданское право». |
|||
РАЗДЕЛ 4. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 2 ч. |
||||
Тема 4.1. Семейное право 1 ч. |
||||
13 |
Семейное право. Понятия «семья» и «брак». Брачный контракт. Условия вступления в брак и его расторжения. Права и обязанности родителей и детей. |
|||
Тема 4.2. Имею право и обязан «В семье» 1 ч. |
||||
14 |
Семейные правоотношения. Право жить и воспитываться в семье (ст. 54 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ). Право на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ). Право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 Семейного кодекса от 29.12.1995 № 223-ФЗ РФ). Право выражать свое мнение (ст. 57 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ) Право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ). Имущественные права ребенка (ст. 60 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ). Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (п. 3 ст. 38 Конституции РФ; ст. 87 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ). |
|||
РАЗДЕЛ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 3 ч. |
||||
Тема 5.1.Образовательное право 1 ч. |
||||
15 |
Образовательное право. Цели, задачи и принципы образовательного законодательства. Особенности управленческих, финансовых, трудовых отношений в сфере образования. |
|||
Тема 5.2. Имею право и обязан «В школе» 2 ч. |
||||
16 |
Образовательные правоотношения. Право на образование (ч. 1 ст. 43 Конституции РФ). Обязанность получения детьми общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ; п. 3 ст. 19 Закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 21.12.2012 г.). Основные права обучающихся (ст. 34, 35 Закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 21.12.2012 г.; Устав школы, «Правила поведения в школе»). Основные обязанности обучающихся (п. 1 ст. 38, ст. 43 Закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 21.12.2012 г; Устав школы, «Правила поведения в школе»). |
|||
17 |
Зачетная работа по разделам «Семейное право» и «Образовательное право». |
|||
РАЗДЕЛ 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРА И ПОТРЕБИТЕЛЯ 2 ч. |
||||
Тема 6. Имею право и обязан «В общественном транспорте и магазине» 2 ч. |
||||
18 |
Права и обязанности пассажира общественного транспорта. Права и обязанности пассажира общественного транспорта (ст. 426 Гражданского кодекса Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ; ст. 786, ст. 789 Гражданского кодекса Часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ; ст. 11.17, ст. 11.18, ст. 11.19 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» (КоАП) от 30.12.2001 № 195-ФЗ). Административная ответственность за повреждение транспортных средств общего пользования (ст. 11.15, ст. 12.33 КоАП), нарушение правил дорожного движения (ст. 12.29, ст. 12.30 КоАП), оскорбление (ст. 5.61 КоАП). Глава 20 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность». |
|||
19 |
Права и обязанности потребителя. Права и обязанности потребителя (Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1). |
|||
РАЗДЕЛ 7. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 2 ч. |
||||
Тема 7. Имею право и обязан «В музее» 2 ч. |
||||
20 |
Культурные права и обязанности гражданина. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ). Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ). Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (ст. 243 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ), вандализм (п. 2 ст. 20; ст. 214 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ). |
|||
21 |
Зачетная работа по разделам «Права и обязанности пассажира и потребителя» и «Культурные права и обязанности». |
|||
РАЗДЕЛ 8. ТРУДОВОЕ ПРАВО 4 ч. |
||||
Тема 8.1. Правовое регулирование трудовых отношений 1 ч. |
||||
22 |
Трудовое право. Цели, задачи и принципы трудового законодательства. Трудовой кодекс РФ. |
|||
Тема 8.2. Имею право и обязан «На работе» 2 ч. |
||||
23 |
Трудовые правоотношения. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ). Трудовые права несовершеннолетних (ст. 63, 92, 94, 96, 167, 265, 268, 270, 271 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ). Обязанность платить налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). |
|||
24 |
Дисциплинарная и материальная ответственность несовершеннолетних. Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних (ст. 192 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ; Правила внутреннего трудового распорядка; Коллективный договор; Трудовой договор). Материальная ответственность несовершеннолетних (ст. 242, 244 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ). |
|||
Тема 8.3. Трудовой контракт 1 ч. |
||||
25 |
Трудовой контракт. Понятие «трудовой контракт». Виды контрактов. Порядок приема на работу и порядок увольнения. |
|||
РАЗДЕЛ 9. УГОЛОВНОЕ ПРАВО 3 ч. |
||||
Тема 9. Уголовное право 3 ч. |
||||
26 |
Уголовное право. Цели, задачи и принципы уголовного законодательства. Понятия «преступление» и «уголовная ответственность». Виды и категории преступлений. |
|||
27 |
Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Виды уголовной ответственности. Обстоятельства, отягчающие, смягчающие и исключающие уголовную ответственность. |
|||
28 |
Зачетная работа по разделам «Трудовое право» и «Уголовное право». |
|||
РАЗДЕЛ 10. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО 1 ч. |
||||
Тема 10. Административное право 1 ч. |
||||
29 |
Административное право. Цели, задачи и принципы административного законодательства. Виды административных правонарушений и административной ответственности. |
|||
РАЗДЕЛ 11. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 2 ч. |
||||
Тема 11.1.Основы экологического права 1 ч. |
||||
30 |
Экологическое право. Цели и задачи экологического права. Принципы экологического права. |
|||
Тема 11.2. Имею право и обязан «На пикнинке» 1 ч. |
||||
31 |
Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции РФ). Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ). Права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды (Глава III Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП). |
|||
РАЗДЕЛ 11. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ 2 ч. |
||||
Тема 12. Правовая культура личности 2 ч. |
||||
32 |
Правовая культура личности. «Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, тем совершеннее право» (И.А. Ильин, философ). Правовая культура личности: знание законов, прав и обязанностей, соблюдение законов, уважением законов. |
|||
33 |
Зачетная работа по разделам «Административное право», «Экологическое право» и «Правовая культура личности». |
|||
34 |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ В ФОРМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ 1 ч. |