Теоретические основы составления программы воспитательной работы (о пояснительной записке)
Теоретические основы составления программы воспитательной работы
(о пояснительной записке)
Не бойтесь расти медленно,
бойтесь оставаться неизменными
(Китайская пословица)
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества
(Т. Рузвельт)
Одним из направлений концепции модернизации российского образования является создание системы, обеспечивающей качественное образование. Основополагающий принцип такой системы — ориентация на приоритет воспитательной деятельности, создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся, интегрирующей процесс обучения и развития. Определяя сущность педагогической поддержки, О.С. Газман представляет ее как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, образе жизни. Воспитание как приоритет в образовании является органичной составляющей педагогической деятельности наряду с развитием и обучением учащихся. Воспитание (от древнерусского) как возвышенное духовное питание человека, связанное с умением извлекать «спрятанное», представляет собой управление процессом развития личности (Х.Й. Лийметс). Исследователи видят суть воспитания в создании такого уклада жизнедеятельности ОУ, который формирует первичные социальные нормы и опыт взаимодействия учащихся с разными людьми. Основными принципами воспитания исследователи считают воспитание духовных начал в человеке, воспитывающий характер преподавания (подход, в котором обеспечивается приобретение определенных качеств личности на уроке, опирающихся на знания и умения), воспитание воображения, фантазии, творческих способностей через сопереживание, сотворчество, что предполагает высокий интеллектуальный и духовный уровень учителя (Т.В. Орлова).
Общие положения
Целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте — это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (А. Дистервег). Идея и принцип «воспитывающего обучения» были введены И.Ф. Гербартом, в концепции которого приоритет воспитания в образовательном процессе обеспечивался особой логикой педагогической целесообразности, заключающейся в том, что обучение, направленное на «создание умственного кругозора» и развитие «многостороннего интереса» ученика, создает основу для образования у него нравственного характера, становится главным средством воспитания, т.е. «воспитывающим обучением». Ориентация воспитывающей деятельности на личность меняет многие воспитательные и образовательные методики, выдвигает на первый план диалоговые методы и метод педагогических ситуаций, т.е. не лобовые, а косвенные, опосредованные способы воспитательного воздействия. О.С. Газман, разработчик идеи педагогической поддержки, сформулировал гуманистические максимы (или принципы) воспитания, которые могут служить своего рода закономерностями совместной деятельности лицеистов и педагогов:
-ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
-самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка;
-всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
-все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
-не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
-дети — НОСИТЕЛИ грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур;
-не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;
-доверяй — не проверяй!
-признавай право на ошибку и не суди за нее;
-умей признать свою ошибку;
-защищая ребенка, учи его защищаться.
Ученые выявили, а практическая деятельность доказала, что воспитание успешно, если оно системно. Отсюда, создание гуманистических воспитательных систем представляет наиболее верный и эффективный путь в воспитании. Воспитательная система, в свою очередь, — это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Воспитательная система школы имеет определенную структуру, компонентами которой являются:
-цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
-деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
-субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
-рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
-среда системы, освоенная субъектом;
-управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Структурная определенность (стандартность) воспитательной системы ОУ предусматривает некоторую содержательную вариативность (доминанту), которая позволяет говорить об ее уникальности в зависимости от внутренних особенностей конкретного учреждения. Другими словами, должны существовать такие параметры воспитанности, ориентируясь на которые каждая современная школа могла бы строить собственную воспитательную модель, органично вписывая ее в общую образовательную деятельность. Основными такими параметрами личностного развития ребенка в настоящее время можно считать ориентацию его на общечеловеческие ценности, интеллигентность, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и ответственность в поступках, «самостроительство» и толерантность. Выбор этих параметров не случаен, о чем свидетельствует их расшифровка:
1.Общечеловеческие ценности — это то, на что надо ориентировать детей с самого раннего возраста. Ребенок — член мирового сообщества, гражданин своей страны, труженик, ученик своей школы, член своей семьи и сам будущий семьянин.
2.Интеллигентными не рождаются, этот процесс требует больших усилий, как воспитателей, так и самой личности. Это сложное многослойное качество, но выражается, прежде всего, в уважительном отношении к людям.
3.Развивая у детей такие качества как исполнительность, ответственность за свои слова и поступки, мы не должны забывать о том, что он — не автомат, не только исполнитель воли взрослых, но и фантазер, творец, создатель нового. Творческое начало в ребенке надо угадать и помочь ему развить в себе, ибо оно может ввести его в мир будущей профессии или стать хобби.4.Адаптивность свойственна любому подрастающему поколению. Способность к адаптации развивается под влиянием как взрослых, так и самих детей: через погружение детей в те или иные жизненные ситуации, через включение их в выбор тех или иных адаптационных стратегий, связанных с предстоящими в их жизни событиями.
5.Ребенок с первых шагов склонен к такой самостоятельности и пытается утвердить себя, свою независимость среди окружающих. Требуя от него послушания, взрослые нередко теряют чувство меры и лишают его самостоятельности. Свобода должна выступать в тандеме с ответственностью, и не только за себя и за свои поступки, но и за коллектив, свою школу, свою малую родину.Перечисленные характеристики личности не являются показателями эффективности реального воспитательного процесса, а представляют собой его идеальную, гипотетическую модель. Они позволяют сделать вывод о том, что базой воспитания в современном образовательном учреждении является воспитывающее обучение, основанное на духовно-национальных началах, на принципах органического восприятия гражданских идей и гуманистического сознания и долга по отношению к другим народам, т.е. гуманизации учебно-воспитательного процесса. В свою очередь, «воспитывающее обучение — это специальная форма организации общения учителя и учащихся по поводу овладения ими научными знаниями и способов деятельности, а также общеучебными навыками и умениями, при которой содержание, формы и методы обучения отбираются, исходя из задач воспитания на том или ином этапе общественного развития и конечного результата общего образования (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье). Отсюда, суть воспитания видится в создании такого уклада жизнедеятельности ОУ, который формирует первичные социальные нормы и опыт взаимодействия учащихся с разными людьми, создает условия для самореализации.
Стержневой линией в формировании условий для саморазвития и самореализации учащихся является создание воспитывающего образовательного пространства, проводниками которого являются классные руководители — организаторы и координаторы воспитательной работы в классе. Они в сотрудничестве со всеми участниками учебно-воспитательного процесса призваны создавать комфортную среду внутришкольного сообщества.
Воспитание как один из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства успешно осуществляется через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива: создание эмоционального комфорта для развития личности учащихся в процессе самопознания, саморазвития, самоутверждения (см. схему).
Из схемы становится очевидным интегративный характер воспитательной деятельности, рациональное осуществление которой повышает интерес к совместной, корпоративной, деятельности, будь то учебная или внеучебная, классная или внеклассная, индивидуальная или коллективная, основная или дополнительная и пр. Естественно, ведущая роль в создании воспитательного пространства принадлежит педагогу (классному руководителю, воспитателю, учителю-предметнику…). Отсюда общие приоритетные задачи педагогов:
1.Обеспечение качества образования и подготовка конкурентоспособного ученика, обладающего глубокими знаниями в области профилирующих предметов, подкрепленных высокими нравственными качествами, способного успешно социально и личностно самореализовываться в современном обществе.
2.Создание воспитательной среды как средства активизации жизнедеятельности школьного сообщества и формирование ученика-лидера, гражданина, труженика в различных видах деятельности (познавательной, социальной, творческой и др.).
Создание благоприятных педагогических условий, обеспечивающих становление личности, ее мотивов и ценностно-целевых ориентиров в соответствии с духовными основами и стратегическими направлениями модернизации образования, ведущих к обогащению творческой индивидуальности учащихся.
Купрякова Любовь Александровна