12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
власова Наталья Николаевна3570
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Классное руководство»

Теоретические основы составления программы воспитательной работы

(о пояснительной записке)

Не бойтесь расти медленно,

бойтесь оставаться неизменными

(Китайская пословица)

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества

(Т. Рузвельт)


Одним из направлений концепции модернизации российского образования является создание системы, обеспечивающей качественное образование. Основополагающий принцип такой системы — ориентация на приоритет воспитательной деятельности, создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся, интегрирующей процесс обучения и развития. Определяя сущность педагогической поддержки, О.С. Газман представляет ее как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, образе жизни. Воспитание как приоритет в образовании является органичной составляющей педагогической деятельности наряду с развитием и обучением учащихся. Воспитание (от древнерусского) как возвышенное духовное питание человека, связанное с умением извлекать «спрятанное», представляет собой управление процессом развития личности (Х.Й. Лийметс). Исследователи видят суть воспитания в создании такого уклада жизнедеятельности ОУ, который формирует первичные социальные нормы и опыт взаимодействия учащихся с разными людьми. Основными принципами воспитания исследователи считают воспитание духовных начал в человеке, воспитывающий характер преподавания (подход, в котором обеспечивается приобретение определенных качеств личности на уроке, опирающихся на знания и умения), воспитание воображения, фантазии, творческих способностей через сопереживание, сотворчество, что предполагает высокий интеллектуальный и духовный уровень учителя (Т.В. Орлова).

Общие положения

Целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте — это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (А. Дистервег). Идея и принцип «воспитывающего обучения» были введены И.Ф. Гербартом, в концепции которого приоритет воспитания в образовательном процессе обеспечивался особой логикой педагогической целесообразности, заключающейся в том, что обучение, направленное на «создание умственного кругозора» и развитие «многостороннего интереса» ученика, создает основу для образования у него нравственного характера, становится главным средством воспитания, т.е. «воспитывающим обучением». Ориентация воспитывающей деятельности на личность меняет многие воспитательные и образовательные методики, выдвигает на первый план диалоговые методы и метод педагогических ситуаций, т.е. не лобовые, а косвенные, опосредованные способы воспитательного воздействия. О.С. Газман, разработчик идеи педагогической поддержки, сформулировал гуманистические максимы (или принципы) воспитания, которые могут служить своего рода закономерностями совместной деятельности лицеистов и педагогов:

    -ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

    -самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка;

    -всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

    -все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;

    -не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

    -дети — НОСИТЕЛИ грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур;

    -не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;

    -доверяй — не проверяй!

    -признавай право на ошибку и не суди за нее;

    -умей признать свою ошибку;

    -защищая ребенка, учи его защищаться.

Ученые выявили, а практическая деятельность доказала, что воспитание успешно, если оно системно. Отсюда, создание гуманистических воспитательных систем представляет наиболее верный и эффективный путь в воспитании. Воспитательная система, в свою очередь, — это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Воспитательная система школы имеет определенную структуру, компонентами которой являются:

    -цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);

    -деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

    -субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;

    -рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

    -среда системы, освоенная субъектом;

    -управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Структурная определенность (стандартность) воспитательной системы ОУ предусматривает некоторую содержательную вариативность (доминанту), которая позволяет говорить об ее уникальности в зависимости от внутренних особенностей конкретного учреждения. Другими словами, должны существовать такие параметры воспитанности, ориентируясь на которые каждая современная школа могла бы строить собственную воспитательную модель, органично вписывая ее в общую образовательную деятельность. Основными такими параметрами личностного развития ребенка в настоящее время можно считать ориентацию его на общечеловеческие ценности, интеллигентность, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и ответственность в поступках, «самостроительство» и толерантность. Выбор этих параметров не случаен, о чем свидетельствует их расшифровка:

    1.Общечеловеческие ценности — это то, на что надо ориентировать детей с самого раннего возраста. Ребенок — член мирового сообщества, гражданин своей страны, труженик, ученик своей школы, член своей семьи и сам будущий семьянин.

    2.Интеллигентными не рождаются, этот процесс требует больших усилий, как воспитателей, так и самой личности. Это сложное многослойное качество, но выражается, прежде всего, в уважительном отношении к людям.

    3.Развивая у детей такие качества как исполнительность, ответственность за свои слова и поступки, мы не должны забывать о том, что он не автомат, не только исполнитель воли взрослых, но и фантазер, творец, создатель нового. Творческое начало в ребенке надо угадать и помочь ему развить в себе, ибо оно может ввести его в мир будущей профессии или стать хобби.

    4.Адаптивность свойственна любому подрастающему поколению. Способность к адаптации развивается под влиянием как взрослых, так и самих детей: через погружение детей в те или иные жизненные ситуации, через включение их в выбор тех или иных адаптационных стратегий, связанных с предстоящими в их жизни событиями.

    5.Ребенок с первых шагов склонен к такой самостоятельности и пытается утвердить себя, свою независимость среди окружающих. Требуя от него послушания, взрослые нередко теряют чувство меры и лишают его самостоятельности. Свобода должна выступать в тандеме с ответственностью, и не только за себя и за свои поступки, но и за коллектив, свою школу, свою малую родину.

      6.Важнейшей характеристикой развивающейся личности, показателем ее воспитанности является ее самостьоятельность, способность к самопознанию, самооценке, самопроектированию, самореализации. Стать личностью и развиваться как личность можно не только под влиянием других, но и в результате собственных целенаправленных усилий.

Перечисленные характеристики личности не являются показателями эффективности реального воспитательного процесса, а представляют собой его идеальную, гипотетическую модель. Они позволяют сделать вывод о том, что базой воспитания в современном образовательном учреждении является воспитывающее обучение, основанное на духовно-национальных началах, на принципах органического восприятия гражданских идей и гуманистического сознания и долга по отношению к другим народам, т.е. гуманизации учебно-воспитательного процесса. В свою очередь, «воспитывающее обучение — это специальная форма организации общения учителя и учащихся по поводу овладения ими научными знаниями и способов деятельности, а также общеучебными навыками и умениями, при которой содержание, формы и методы обучения отбираются, исходя из задач воспитания на том или ином этапе общественного развития и конечного результата общего образования (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье). Отсюда, суть воспитания видится в создании такого уклада жизнедеятельности ОУ, который формирует первичные социальные нормы и опыт взаимодействия учащихся с разными людьми, создает условия для самореализации.

Стержневой линией в формировании условий для саморазвития и самореализации учащихся является создание воспитывающего образовательного пространства, проводниками которого являются классные руководители — организаторы и координаторы воспитательной работы в классе. Они в сотрудничестве со всеми участниками учебно-воспитательного процесса призваны создавать комфортную среду внутришкольного сообщества.

Воспитание как один из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства успешно осуществляется через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива: создание эмоционального комфорта для развития личности учащихся в процессе самопознания, саморазвития, самоутверждения (см. схему).


Из схемы становится очевидным интегративный характер воспитательной деятельности, рациональное осуществление которой повышает интерес к совместной, корпоративной, деятельности, будь то учебная или внеучебная, классная или внеклассная, индивидуальная или коллективная, основная или дополнительная и пр. Естественно, ведущая роль в создании воспитательного пространства принадлежит педагогу (классному руководителю, воспитателю, учителю-предметнику…). Отсюда общие приоритетные задачи педагогов:

    1.Обеспечение качества образования и подготовка конкурентоспособного ученика, обладающего глубокими знаниями в области профилирующих предметов, подкрепленных высокими нравственными качествами, способного успешно социально и личностно самореализовываться в современном обществе.

    2.Создание воспитательной среды как средства активизации жизнедеятельности школьного сообщества и формирование ученика-лидера, гражданина, труженика в различных видах деятельности (познавательной, социальной, творческой и др.).

    Создание благоприятных педагогических условий, обеспечивающих становление личности, ее мотивов и ценностно-целевых ориентиров в соответствии с духовными основами и стратегическими направлениями модернизации образования, ведущих к обогащению творческой индивидуальности учащихся.

Опубликовано в группе «Классное руководство»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.