12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кунанбаева Масрипа272
учитель начальных классов, классный руководитель
Россия, Алтайский край, с. Михайловское

Теория и практика игрового обучения и воспитания детей

Формирование коммуникативных умений у учащихся начальных классов с нарушением интеллекта через игровую деятельность

Социальный опыт ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии складывается под влиянием общественных отношений и связей, на основе коммуникации с другими людьми. Ведущим механизмом такого влияния и взаимодействия является общение.

Учащиеся коррекционных школ - интернатов с интеллектуальной недостаточностью имеют негативный опыт общения с взрослыми и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Характерной особенностью учащихся с интеллектуальным недоразвитием является несовершенство умений, связанных с использованием речи, как средства общения. Это объясняется низким уровнем развития речевой культуры. Речь учащихся и выпускников коррекционных  школ  примитивна, шаблонна, недостаточно точна. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует  самореализации ребёнка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции.

Выпускники не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими. Наблюдаются трудности в установлении речевой коммуникации с людьми как в сфере делового, так и межличностного общения , и это нередко становится источником социальных проблем. Причиной тому является низкий уровень сформированности коммуникативных умений у данной категории школьников.Формирование коммуникативных способностей школьников с особыми образовательными возможностями является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Специально организованная работа позволит не только оптимизировать процессы речевого развития учащихся, но и значительно расширить их коммуникативную компетентность.

Основные задачи – сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимании причин конфликтов; учить детей осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника; сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения.

Играя, ребенок изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать огромное поле коммуникативных средств предпочтительнее также через игру.

Познавательное общение тесно переплетается с игрой, которая для детей с нарушением интеллекта в начальной школе тесно переплетается с ведущим видом. В сочетании оба эти вида активности обеспечивают стремительное расширение познаний детей об окружающем мире, углубление их сведений о сторонах действительности.

В ходе игровой психокоррекции детей с нарушениями интеллекта в младшем школьном возрасте в общении необходимо снизить конфликтность, снять неадекватные стереотипы поведения, разрешить основные психологические проблемы ребенка.

Каждый ребенок получает обратную связь в специально организованных для этого играх: «Модифицированное зеркало», «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения», «Фанты». Организуя обратную связь, можно помочь сформировать у ребенка более продуктивный образ «Я». Обычно это делается в форме словесной интерпретации игровой обратной связи, с особенным акцентом на положительные стороны ребенка.

Коррекционные игры и упражнения делятся на несколько различных направлений:

«Я и мое тело». Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психически защищен.

«Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.

«Я и мои эмоции». Игры и упражнения направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

«Я и Я». Здесь собраны игры, направленные на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.

«Я и другие». Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувство общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного к людям и друг к другу.

«Я и моя семья». Игры, направленные на осознание, отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи.

В работе можно  использовать

игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними;

создание проблемных ситуаций. 

В классе можно специально создать проблемную ситуацию с целью приобретения детьми практического опыта в выполнении правил поведения с учётом интересов сверстников;

групповую работу, которая даёт огромные возможности развития готовности к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог.

оценивание друг друга и себя (сопоставление работы с образцом;  вырабатывание критерии оценки учебной работы; сопоставление своей оценки с оценкой другого человека

Приём «Перепутанные цепочки

Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные

Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки

Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

Толстые и тонкие вопросы” .

Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).

Дайте объяснение, почему…

Почему вы думаете…

В чём разница…

Игра «Круг»

Цель: снятие напряжения через движения, организация взаимодействии.

Участники становятся в круг. Все протягивают руки к его середине. По команде все одновременно берутся за руки и делают это так, чтобы в каждой руке оказалась чья-то одно рука. При этом надо стараться не браться за руки с теми, кто стоит рядом  с вами. После того, как все руки соединены, участникам предлагается распутаться, не разнимая рук.

Игра «Давай поругаемся

Цель: Игра направлена на снятие психоэмоционального напряжения.

Помогает трансформировать негативные эмоции в конструктивное взаимодействие. Также способствует развитию творческого мышления и расширению словаря ребенка.

Психолог предлагает ребенку «поругаться», при этом обзывать друг друга можно только овощами и фруктами. Потом психолог предлагает «хвалить» друг друга, называя разными цветами

Игра «Передача чувств».

Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.

Игра «Через стекло».

Назначение упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Один из участников передает текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое.

Проведенная работа дала следующие положительные результаты: повысилась культура речи и уровень коммуникативных умений учащихся; улучшился микроклимат в школьном коллективе; снизилась социальная напряженность в семьях; наблюдается снижение правонарушений среди учащихся.

Закрепление положительного результата возможно при дальнейшей комплексной целенаправленной работе по обогащению активного и пассивного словаря учащихся, повышению культуры общения при использовании действенных коррекционных форм и приемов и компетентности педагога. Живой пример и устное слово учителя – важное средство формирования правильного коммуникативного поведения учащихся.

Литература:

1. Александрова, О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2005. - 26 с.

2. Баранова, О. Д. Поговорим о детях / О. Д. Баранова. - М.: Просвещение, 1996. - 202 с.

3. Григорьева, М. В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. - 2003. - № 10. - С. 103.

4. Ломов, Б.Ф. Психологические процессы и общение / Б.Ф. Ломов. - М., 1975.

5. Максимова, Р.А. Познание и общение. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности / Р.А. Максимова. - М., 1981.

6. Немов, Р. С. Психология : Психология образования / Р. С. Немов. - М.: Просвещение, 2000. - 109 с.

Опубликовано


Комментарии (1)

Ольга Владимировна, 11.04.18 в 19:00 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал!!!!!!!!!!!!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.