Статья «Теория и практика игрового обучения и воспитания детей»
Теория и практика игрового обучения и воспитания детей
Формирование коммуникативных умений у учащихся начальных классов с нарушением интеллекта через игровую деятельность
Социальный опыт ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии складывается под влиянием общественных отношений и связей, на основе коммуникации с другими людьми. Ведущим механизмом такого влияния и взаимодействия является общение.
Учащиеся коррекционных школ - интернатов с интеллектуальной недостаточностью имеют негативный опыт общения с взрослыми и у них отсутствуют позитивные модели поведения. Практически для всех детей этой группы характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Характерной особенностью учащихся с интеллектуальным недоразвитием является несовершенство умений, связанных с использованием речи, как средства общения. Это объясняется низким уровнем развития речевой культуры. Речь учащихся и выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует самореализации ребёнка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции.
Выпускники не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими. Наблюдаются трудности в установлении речевой коммуникации с людьми как в сфере делового, так и межличностного общения , и это нередко становится источником социальных проблем. Причиной тому является низкий уровень сформированности коммуникативных умений у данной категории школьников.Формирование коммуникативных способностей школьников с особыми образовательными возможностями является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Специально организованная работа позволит не только оптимизировать процессы речевого развития учащихся, но и значительно расширить их коммуникативную компетентность.
Основные задачи – сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимании причин конфликтов; учить детей осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника; сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения.
Играя, ребенок изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать огромное поле коммуникативных средств предпочтительнее также через игру.
Познавательное общение тесно переплетается с игрой, которая для детей с нарушением интеллекта в начальной школе тесно переплетается с ведущим видом. В сочетании оба эти вида активности обеспечивают стремительное расширение познаний детей об окружающем мире, углубление их сведений о сторонах действительности.
В ходе игровой психокоррекции детей с нарушениями интеллекта в младшем школьном возрасте в общении необходимо снизить конфликтность, снять неадекватные стереотипы поведения, разрешить основные психологические проблемы ребенка.
Каждый ребенок получает обратную связь в специально организованных для этого играх: «Модифицированное зеркало», «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения», «Фанты». Организуя обратную связь, можно помочь сформировать у ребенка более продуктивный образ «Я». Обычно это делается в форме словесной интерпретации игровой обратной связи, с особенным акцентом на положительные стороны ребенка.
Коррекционные игры и упражнения делятся на несколько различных направлений:
«Я и мое тело». Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психически защищен.
«Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.
«Я и мои эмоции». Игры и упражнения направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
«Я и Я». Здесь собраны игры, направленные на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
«Я и другие». Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувство общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного к людям и друг к другу.
«Я и моя семья». Игры, направленные на осознание, отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи.
В работе можно использовать
игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними;
создание проблемных ситуаций.
В классе можно специально создать проблемную ситуацию с целью приобретения детьми практического опыта в выполнении правил поведения с учётом интересов сверстников;
групповую работу, которая даёт огромные возможности развития готовности к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог.
оценивание друг друга и себя (сопоставление работы с образцом; вырабатывание критерии оценки учебной работы; сопоставление своей оценки с оценкой другого человека
Приём «Перепутанные цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
“Толстые и тонкие вопросы” .
Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).
Дайте объяснение, почему…
Почему вы думаете…
В чём разница…
Игра «Круг»
Цель: снятие напряжения через движения, организация взаимодействии.
Участники становятся в круг. Все протягивают руки к его середине. По команде все одновременно берутся за руки и делают это так, чтобы в каждой руке оказалась чья-то одно рука. При этом надо стараться не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. После того, как все руки соединены, участникам предлагается распутаться, не разнимая рук.
Игра «Давай поругаемся
Цель: Игра направлена на снятие психоэмоционального напряжения.
Помогает трансформировать негативные эмоции в конструктивное взаимодействие. Также способствует развитию творческого мышления и расширению словаря ребенка.
Психолог предлагает ребенку «поругаться», при этом обзывать друг друга можно только овощами и фруктами. Потом психолог предлагает «хвалить» друг друга, называя разными цветами
Игра «Передача чувств».
Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.
Игра «Через стекло».
Назначение упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.
Один из участников передает текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое.
Проведенная работа дала следующие положительные результаты: повысилась культура речи и уровень коммуникативных умений учащихся; улучшился микроклимат в школьном коллективе; снизилась социальная напряженность в семьях; наблюдается снижение правонарушений среди учащихся.
Закрепление положительного результата возможно при дальнейшей комплексной целенаправленной работе по обогащению активного и пассивного словаря учащихся, повышению культуры общения при использовании действенных коррекционных форм и приемов и компетентности педагога. Живой пример и устное слово учителя – важное средство формирования правильного коммуникативного поведения учащихся.
Литература:
1. Александрова, О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2005. - 26 с.
2. Баранова, О. Д. Поговорим о детях / О. Д. Баранова. - М.: Просвещение, 1996. - 202 с.
3. Григорьева, М. В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. - 2003. - № 10. - С. 103.
4. Ломов, Б.Ф. Психологические процессы и общение / Б.Ф. Ломов. - М., 1975.
5. Максимова, Р.А. Познание и общение. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности / Р.А. Максимова. - М., 1981.
6. Немов, Р. С. Психология : Психология образования / Р. С. Немов. - М.: Просвещение, 2000. - 109 с.
Ольга Владимировна