Статья «Теория и практика игрового обучения и воспитания детей»
Статья «Теория и практика игрового обучения и воспитания детей».
Первой ступенью в получении детьми знаний – является детский сад, поэтому в своей статье я расскажу о теоретических и практических аспектах обучения и воспитания детей.
Игровое воспитание используется в ДОУ во всех видах деятельности:
Игровая,
Познавательно-исследовательская,
Продуктивная,
Двигательная активность.
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л. С.Выготский, Д. В. Эльконин, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Л. А. Венгер, И. Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С. Т. Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).
В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий.
С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения,
мышления; на становление его произвольности.
Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.
Как высказывался К.Д. Ушинский - «Игра является генеральной формой поведения, внутри игры зарождаются другие виды деятельности».
В детском саду используются разные виды игровой деятельности.
Игры, направленные на развитие и обучение ребенка:
Игры с правилами:
—дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные
— игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки);
—подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т. д.);
—развивающие;
—компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие)
—музыкальные;
Игры, направленные на воспитание, формирование личностных качеств, жизненной позиции и развития творческих способностей:
Творческие игры:
— режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);
—сюжетно-ролевые;
—игры-драматизации;
—театрализованные;
—игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п.; с природным материалом; с бросовым материалом);
—игры-фантазирование;
—импровизационные игры-этюды.
В настоящее время игр огромное количество, но для того чтобы достичь необходимых результатов не достаточно просто играть в разные игры. Не стоит забывать и об организации предметно-игрового пространства. Воспитатели дошкольных учреждений планируют свои действия на каждый день. Подбирают необходимые игры по тематике, по возрасту и интересам детей. И только соблюдая все условия можно добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей.
На мой взгляд в игровой деятельности и непринужденной обстановке дети обучаются легче. Лучше усваивают знания и учатся применять их в жизни.