Статья «Теория и практика игрового обучения и воспитания детей»
«Теория и практика игрового обучения и воспитания детей»
Дошкольный возраст разделяется на несколько периодов: младший, средний и старший. В детском саду существуют соответствующие группы, что позволяет подобрать оптимальную теорию, практику и игровое обучение для образования в зависимости от возрастных особенностей.
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Почему игровое обучение самое эффективное?
Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и снимает эмоциональное напряжение. Дети всегда с радостью соглашаются поиграть. Именно в игре они стараются выполнить поставленные задачи, и получить заветную победу и похвалу.
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:
- сюжетно-ролевы
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. д.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, продавец и покупатель, врача и пациента и т.д)
Театрализованные игры – это игры-представления, где в лицах разыгрываются литературные произведения (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки) с помощью выразительных средств (мимики, жестов, походки,позы, интонации).
Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. В содержании подвижных игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребёнка и уточняющего его представления. Тематику сюжетных игр составляют некоторые эпизоды из жизни людей, явления природы, повадки животных. Всё это отображается в своеобразно-условной игровой форме («Путешественники», «Лётчики», «Гуси – лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и др.)
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация}, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.
Основная задача всех игр заключается в развитии ребенка и формировании личности. Таким образом, теория и практика игрового обучения и воспитания играет важную роль в жизни детей и педагогов!
Автор: Самсонова.О.А