Статья «Теория и практика игрового обучения и воспитания детей»
«Теория и практика игрового обучения и воспитания детей»
Игра как средство развития коммуникативных действий у воспитанников подготовительной группы
В последнее время современные педагоги всё чаще сталкиваются с проблемой организации преемственности обучения, особенно при переходе из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу. При этом, трудности, переживаемые учащимися имеют схожий характер. Дети не могут связно выражать свои мысли, ставить перед собой осмысленные, соразмерные своим силам и возможностям задачи, удерживать поставленную цель на длительное время. Они не умеют общаться между собой и с другими людьми, договариваться. И вся эта проблема формируется ещё в дошкольном звене. Проводимая там подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы активной деятельности ребёнка дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества). Они либо уступают место обучению на занятиях, либо сами существенно изменяются – в их содержании прослеживаются черты учебных предметов. Таким образом, вместо предпосылок учебной деятельности (умение слушать взрослого и выполнять его инструкции, умение общаться со взрослыми и сверстниками, вступать в диалог, умение действовать, не мешая другим, способность находить пути решения практических и познавательных задач и т.п.) у дошкольников пытаются сформировать конкретно её элементы – мотивы, целеполагание, учебные действия, контроль, оценка. Хотя формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно и непринуждённо в рамках специфически детских видов деятельности – игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной и т.д. Психологически оправданным можно считать только такой путь, однако значение детской игры, конструирования и других видов детской деятельности часто недооценивается, что приводит в дальнейшем к проблемам психологической готовности первоклассников к обучению.
Многие родители ошибочно подразумевают под понятием «готовность к обучению в школе» умение читать слова, считать, писать буквы. На самом деле это сложное и многогранное понятие. Оно не имеет конкретного определения, но подразумевает в себе взаимосвязь нескольких компонентов – физической, волевой, мотивационно-личностной, эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной готовности. Каждая из них несёт в себе определённые характеристики, так или иначе влияющие на обучение. Недостаточная сформированность какого-либо вида готовности отрицательно сказывается на эффективности образовательного процесса, благополучии первоклассника в его новой школьной жизни, его отношении к школе.
Коммуникативная готовность, на наш взгляд, является одной из самых важных. Она является важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса. Исходя из анализа литературы по теме, мы выделили следующие коммуникативные действия, которые должны быть сформированы у первоклассников. Это:
1. Коммуникативные действия, направленные на сотрудничество (кооперацию).
2. Коммуникативные действия, которые направлены на учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности.
3. Коммуникативные действия, которые служат средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Таким образом, воспитателю в период подготовительной группы нужно через игровую деятельность способствовать развитию данных качеств - умения сотрудничать и работать в группе, уметь слушать и слышать партнёра, свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения, принимать мнения других. Учитывая актуальность вышеизложенного, мы разработали комплекс игровых упражнений, направленных на реализацию следующих задач: учить принимать участие в работе парами и группами; способствовать развитию коммуникативных умений, умения выражать своё настроение вербальными и невербальными средствами общения; контролировать движения и работать по инструкции; выделять и отображать в речи существенные ориентиры действий и сообщать их партнёру в понятной форме; согласовывать свои действия с партнёром; строить понятные для партнёра высказывания, учитывая, что он знает и видит, а что нет; ориентироваться на позицию другого человека; устанавливать обратную связь при взаимодействии с другими; задавать вопросы с целью получения необходимой информации; способствовать формированию атмосферы доверия.
1. «Как вы считаете?»
Дети слушают высказывание воспитателя и оценивают их. Если утверждение несёт негативный характер, дети топают, если положительный – хлопают.
- Серёжа сегодня задел нечаянно Свету и не извинился.
- Маша навестила бабушку и подарила ей букет полевых цветов.
- Миша попросил помощь у своего товарища.
- Мы с друзьями баловались в группе и пороняли стулья. Но потом всё поставили как было.
- Катя забыла принести необходимый материал для аппликации.
- Алёша очень расстроился, что его команда проиграла в соревновании.
- Наша группа самая дружная, мы всегда помогаем друг другу и не обижаемся.
2. «Близнецы».
Дети садятся парами за стол, связывают правую руку одного ребёнка и левую другого. Каждому даём мел разного цвета. Задача детей: придумать совместный рисунок и нарисовать его.
После игры дети отвечают на вопросы:
- Комфортно ли вам было рисовать?
- Что вам мешало?
3. «Мини-театр»
Дети сидят в кругу, воспитатель бросает кому-нибудь мяч и просит разыграть ситуацию.
- Ты потерял рюкзак. Подойди к детям и узнай, не видел ли кто его.
- Ты увидел на дороге слабого замученного котёнка, пожалей его.
- Ты не можешь завязать шнурки, попроси кого-нибудь тебе помочь.
- Ты обидел своего друга, пойди извинись и помирись с ним.
- Маша не может сложить паззлы, предложи ей свою помощь.
4. «Снежинка».
Дети берут салфетку и закрывают глаза. Воспитатель просит их сложить лист пополам. Потом ещё раз пополам и ещё раз. Затем оторвать у салфетки уголок, развернуть и посмотреть, что у них получилось.
-Что у тебя получилось? Похоже это на снежинку?
- Почему у нас получился такой результат? ( Нужно передавать конкретные существенные ориентиры деятельности, чтобы партнёр тебя понял и правильно выполнил действия.)
5. «Найди предмет».
Водящий ребёнок выходит из группы. В это время воспитатель прячет в группе игрушку. Задача детей – правильно давать команды водящему, чтобы он как можно быстрее нашёл игрушку, используя в речи только понятия «выше», «ниже», «вперёд», «назад», «вправо», «влево», «ближе», «дальше».
6. «Общий рисунок».
Дети в парах, держась за один карандаш, рисуют каждый свой рисунок.
- Удобно вам было выполнять задание? Что мешало?
- Что вам помогало справиться с трудностями?
7. «Мини-сценки».
Воспитатель предлагает детям:
- улыбнуться как …(кот, получивший колбасу; Винни-Пух, нашедший мёд);
- позлиться как … (злая колдунья; два сцепившихся быка; голодный медведь);
- испугаться как … (заяц, увидевший волка; поймавшаяся мышка; потерявшийся цыплёнок);
- нахмуриться как … (недовольный пёс, насупившийся ребёнок).
8. «Горячо-холодно»
Воспитатель прячет в классе предмет. Водящий ищет его, опираясь на подсказки детей «вперёд пять шагов», «два шага влево», «горячо», «холодно» и т.п.
9. «Поезд».
Дети, стоя в круге, рассчитываются на первый-второй. Первые номера делают два хлопка и один притоп, вторые – один хлопок и два притопа. Движения выполняются по порядку: первый – второй, первый – второй и т.д. Таким образом, получается стук колёс поезда.
- Удалось нам вместе воссоздать картину движения поезда?
- Трудно это было? Много усилий приложил каждый из вас?
- Так чем хороша групповая форма работы?
10. «Котёнок».
Дети работают в парах. Один – котёнок, другой – его хозяин. Хозяин с любовью относится к котёнку, обожает его, гладит, прижимает к себе пушистика. А котёнок тает от удовольствия, жмурит глаза, мурлычет и трётся головой.
11. «Сюрприз».
Из всей группы выбирают водящего, он встаёт около сундучка и смотрит, что там лежит. Задача остальных детей – с помощью вопросов о форме, свойствах, цвете, предназначении отгадать предмет. Задача водящего – отвечать на все вопросы только словами «да» или «нет».
12. «Зеркальные движения».
Выбирают одного водящего, все остальные закрывают глаза. В это время воспитатель показывает водящему ряд движений.
Дети открывают глаза, водящий рассказывает им, какие движения они должны выполнить.
13. «Слушай внимательно».
Дети сидят в кругу. Воспитатель предлагает:
- попрыгать тем, у кого волосы собраны в хвост;
- встать тем, у кого есть собачка;
- похлопать тем, у кого есть шнурки;
- потопать тем, у кого тёмные волосы;
- покружиться тем, кто одет в чёрную одежду.
14. «Сообщение».
Из группы выбирают четырёх связистов, одного получателя, все остальные - наблюдатели. Воспитатель – отправитель сообщения. Он вызывает одного связиста и проговаривает ему предложение. Потом первый связист подзывает второго связиста и передаёт ему информацию, второй – третьему, третий - четвёртому, четвёртый – получателю. Получатель проговаривает полученное сообщение наблюдателям и спрашивает, верно ли он понял.
15. «Рисунок».
К вниманию детей представлена выставка рисунков. Каждому рисунку дано название. Дети, рассматривая выставку, загадывают понравившийся рисунок. Воспитатель вызывает ребёнка, который говорит слова: «Все рисунки хороши, но один лучше!» Задача других детей - с помощью вопросов угадать, что это за рисунок. Если дети правильно угадали, то водящий отвечает: «Спасибо всем! Правильно! Это рисунок … (название)».
16. «Чей голос».
Дети встают в круг, взявшись за руки. Водящий становится в центр круга. Ему завязывают глаза. Все идут по кругу и говорят слова:
«Вот построили мы круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе скажем: «Скок, скок, скок!»,
Отгадай, чей голосок!
Слова «Скок, скок, скок!» говорит один из детей, на кого укажет воспитатель. Водящий угадывает по голосу, кто произнёс эти слова.
17. «Змея».
По считалке определяется водящий – голова змеи, все остальные встают вслед за ним, держась за талию. Так змея двигается по группе. По сигналу первый ребёнок идёт в хвост, а второй становится, при этом, головой и т.д., пока каждый участник не побудет головой.
18. «Обойдём препятствие вместе».
Дети распределяются по парам: один – ведущий, другой – ведомый, ему завязывают глаза. Задача ведущего – провести ведомого через препятствия, объясняя, как двигаться. Задача ведомого – внимательно слушать ведущего и выполнять его указания, задавать уточняющие вопросы, например: «Высоко ли поднять ногу?» Потом дети в парах меняются местами.
19. «Отражение».
Выбираем четыре пары. Каждая пара «исполнитель – отражатель» имитирует выполнение какого-либо действия в зеркальном отражении (копать картошку, рубить дрова, поднимать штангу, танцевать, чистить зубы и др.). Зрители наблюдают. Затем партнёры меняются местами, потом - пары.
20. «Составь рисунок»
Дети играют в парах «направляющий – управляющий». Направляющий получает набор из геометрических фигур, управляющий - образец простого рисунка, из них сложенный. Задача управляющего – не показывая рисунка, помочь выложить его направляющему, используя только речевые высказывания. Направляющий должен внимательно слушать и действовать согласно указаниям партнёра. В результате эффективного сотрудничества должен получиться рисунок как на образце.
21. «Слушай внимательно».
Встаньте те:
- кто любит конфеты;
- кто не моет уши;
- у кого есть брат;
- кому нравится лето;
- кто не ест котлеты;
- кто помогает убираться;
- кто забывает причесаться;
- кто моет сам посуду.
22. «Совместный поход».
Дети сидят в кругу. Один ребёнок встаёт и говорит: «А я в поход!». К нему подходит второй и, берясь руками за пояс, произносит «Я с тобой!», потом присоединяется третий с фразой: «А я вместе с … (имя)!» и т.д. каждый присоединившийся вагончик говорит эти слова. Таким образом, получается длинный караван ребят, идущих в поход всеми вместе.
23. «Тим-пам».
«Тим-пам» - это предмет в нашей группе. Водящий загадывает предмет, дети с помощью вопросов пытаются отгадать. Отвечать нужно полным ответом.
24. «Мост».
Воспитатель заранее рисует узкий мост, примерно 30 сантиметров в ширину. Два участника одновременно шагая навстречу друг другу, пытаются его пройти. Задача каждого – дойти до конца моста, вежливо разойтись.
25. «Орнамент».
Одному выдаётся комплект геометрических фигур, другому – образец орнамента.
Первый ребёнок должен выложить орнамент как на образце, опираясь на подсказки товарища. При этом второй участник не показывает образец и не произносит вслух названия фигур, а опирается только на их свойства. Например, возьми красную фигуру, у которой все стороны равны, положи её по центру. Ниже положи жёлтую фигуру, у которой нет углов и т.п. Потом игроки меняются местами.
Ольга Владимировна