Статья «Теория и практика игрового обучения и воспитания детей»
УДК 371.38
Шармаков Дмитрий Вячеславович, учитель истории и обществознания МБОУ «Академический лицей», Республика Карелия г.Петрозаводск.
«Теория и практика игрового обучения и воспитания детей»
Аннотация: Данная статья посвящена теоретическому и практическому применению игровых методов обучения в среднем звене.
Ключевые слова: игра, игровые ситуации, ФГОС, метапредметные, личностные, предметные результаты.
Игра — в значительной степени основа всей человеческой культуры.
Анатолий Васильевич Луначарский.
Многие учителя не любят использовать игровые методы в образовательном процессе, так как это отнимает много времени. С одной стороны игры, игры на уроках окончились с окончания начальной школы, а, с другой стороны, игровые методы обучения и воспитания – это неотъемлемая часть всего процесса обучения с 1 по 11 класс. Игра - это репетиция всей нашей жизни.
Что же такое игровое обучения в среднем звене школы?
По существу, игровое обучение - это вид деятельности, направленный на создание и усвоение общественного опыта. Игровые ситуации на уроках помогают обострить мыслительные процессы у учащихся. С помощью игры ребята усваивают:
- общественные функции;
- образы поведения в той или иной ситуации;
- сложную информацию;
- ролевые отношения.
В игровом обучении в среднем звене можно выделить несколько технологий, которые помогут правильно организовать учебный процесс:
- деловые игры;
- игровые ситуации;
- игровые приемы и процедуры.
Я на своих уроках истории и обществознания отдаю предпочтение игровым ситуациям и игровым приемам, так как они занимают наименьшее количество времени.
Игровые технологии лучше использовать в конце урока для закрепления пройденного материала.
Какова же теоретическая сторона игрового обучения и воспитания?
Педагогический феномен игры у учащихся рассматривается в трудах таких великих теоретиков, как: А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Они выделяли игру, как связующее звено между детством и зрелостью.
В отличиии от простой игры, педагогическая игра четко ставит цель и решает определенные задачи. Результатом педагогической игры будет являться обучение и воспитание определенных компетенций обучающихся (УУД).
Сегодня в школах России технологии игрового обучении могут использоваться как:
1. Самостоятельная педагогическая технология (дидактические игры, развивающие игры).
2. Компонент педагогической технологии (игра в технологии проблемного обучения).
3. Игровая форма взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля).
Выбор игры зависит, в первую очередь, от того, каков класс, что ребятам необходимо, какие учебно-воспитательные задачи требуют своего разрешения. Для игры в коллективе необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровень общения и совместимости и т.п.
Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, коллажи).
Главная задача педагога – завлечь учеников игрой, которая будет обучать их. В названии игры уже должна быть интрига, чтобы ребята заинтересовались ей с первых минут.
Перед тем как начать игру и получить долгожданный педагогический результат, нужно правильно объяснить суть игры. Объяснять правила нужно кратко и точно непосредственно перед самым началом игры.
Разбивка класса на группы требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Ответственный момент в подготовке игры - это распределение ролей (они могут быть пассивными и активными). Необходимо постараться, чтобы все учащиеся были задействованы в процессе. Учитель в игровой ситуации занимает место ведущего.
Как же это все выглядит на практике?
Хотелось бы привести пример из собственной педагогической практики, где было применено игровое обучение. Игровая форма была выбрана для взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета.
Тема урока: «Ассирийская держава» в 5 классе. Материал сложный, ребятам трудно усвоить его целиком. В учебнике много «лишнего» текста по данному параграфу. Хотелось изучить эту тему «на одном дыхании», просто и так, чтобы запомнилось. Чтобы завлечь ребят, в начале урока я поставил непростой вопрос, на который они должны были ответить в конце урока. Вопрос: «Могла ли Ассирия располагаться на Тигре?».
Ребята заинтригованы. Далее мы перешли к инструктажу и к самой игровой ситуации. Класс был поделен на 3 равные группы. Учитель выступал в роли Ассирийского царя, а ученики - в роли преданных солдат. У каждой группы было свое название и имя главнокомандующего. Всем группам был выдан путевой лист будущих завоеваний. В конце группы выступали перед классом (царем и войском) с докладом о проделанной работе.
В процессе игры ребята пользовались такими методами, как мозговой штурм, создание кластера и т.п.
По ФГОС были проработаны и сформированы основные УУД:
1. Метапредметные результаты - умение работать с учебной информацией, готовность к коллективной работе, способность сознательно организовывать свою деятельность.
2. Личностные результаты - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности.
3. Предметные результаты - создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
Цель урока была достигнута.
Нужно ли использовать игровые ситуации на уроках?
Любой учитель хочет, чтоб его ученики быстро и легко запоминали материал, а также смогли его реализовать на практике.
С помощью введения в урок игровых моментов, мне удалось преодолеть некоторые трудности в обучении. Игра помогает развиваться полноценно, игра укрепляет интерес к изучаемому предмету. Я пришел к выводу, что с учащимися необходимо играть, независимо в каком они классе.
Не стоит также переживать, что игра отнимет много времени. Главное - все заранее запланировать и расписать сценарий.
Список литературы:
1. Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. — М., 2000. – 222 с.
2. Макаренко А.С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко: сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев. – М.: Просвещение, 1969. – 359 с.
3. «Педагогика» И. П. Подласый. 2-й том. Москва. Издательство «ВЛАДОС». 2004. – 256 с.
4. Степанова О.А. Психолого-педагогический потенциал детской игры: ретроспектива и современные подходы к изучению / О.А. Степанова // Начальная школа плюс До и После, 2006. – № 01. – С. 3–11.
Ольга Владимировна