Тест по русскому языку для учащихся 5 класса по теме «Синтаксис и пунктуация»
Тест по русскому языку для учащихся 5 класса по теме «Синтаксис и пунктуация».
Пояснительная записка.
Назначение работы:
Проверить знания учащихся по теме «Синтаксис. Пунктуация»
Содержание и структура работы:
Тестирование направлено на проверку следующих видов предметных компетенций:
- умение различать именные и глагольные словосочетания, словосочетания от предложений;
- умение определять виды предложений по цели высказывания;
- умение находить главные и второстепенные члены предложения;
- умение различать простые и сложные предложения;
- владение пунктуационными нормами.
Тест состоит из 2 вариантов диагностической работы, каждый вариант содержит задания двух уровней: базовый уровень, повышенный уровень.
Базовый уровень включает 8 заданий. Задания 1,2,4,5,7,8,9,10 даны с выбором ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа.
Повышенный уровень включает 4 задания. Задания 3,6,11,12 с кратким ответом. Задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
.
№п/п | Содержание работы | Максимальный балл | Уровень сложности | Тип задания | Баллы | |
1 | Словосочетание | 1 | Б | Задание с выбором ответа | 5 | |
2 | Виды словосочетаний | 1 | Б | Задание с выбором ответа | ||
3 | Словосочетание и предложение | 5 | П | Задание с кратким ответом | 1 | |
4 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | Б | Задание с выбором ответа | 1 | |
5 | Распространенные и нераспространенные предложения | 1 | Б | Задание с выбором ответа | 1 | |
6 | Виды предложений по цели высказывания | 5 | П | Задание с кратким ответом | 1 | |
7 | Знаки препинания в простом предложении | 1 | Б | Задание с выбором ответа | 1 | |
8 | Главные члены предложения | 1 | Б | Задание с выбором ответа | 1 | |
9 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | Б | Задание с выбором ответа | 1 | |
10 | Простые и сложные предложения | 1 | Б | Задание с выбором ответа | 1 | |
11 | Знаки препинания в простых осложненных предложениях | 2 | П | Задание с кратким ответом | 1 | |
12 | Предложения с прямой речью | 2 | П | Задание с кратким ответом | 1 |
Время выполнения работы: 15-20 минут.
Условия проведения тестирования:
При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение заданий с выбором ответа (задания 1,2,4,5,7,8,9,10) ученик получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение заданий с кратким ответом (задания 3,6) может быть выставлено от 0 до 5 баллов, за задания 11, 12 –от 0 до 2 баллов. Максимальное количество баллов за всю работу - 22 балла
Критерии выставления оценок:
Менее 12 - «2» (неудовлетворительно)
12 - 15- «3» (удовлетворительно)
16 - 19– «4» (хорошо)
20 - 22 - «5» (отлично)
Итоговый тест по разделу «Синтаксис и пунктуация»
Вариант 1.
- Определите, какое выражение является словосочетанием.
- наступило лето
- около дома
- читал и писал
- рассматривать книги
- Найдите именное словосочетание.
- радостное настроение
- очень поздно
- изучать тему
- весело и радостно
- Установите соответствие:
Единица синтаксиса:
| Примеры: а) читать стихи б) свежий воздух в) дорога чернеет г) пришел рано д) птицы улетают |
Ответ: 1)____________ 2)______________
- Найдите повествовательное предложение.
- Как же ты добралась сюда
- Читай внимательно
- Завтра мы отправимся в поход
- Дай мне, пожалуйста, книгу
5.Укажите распространенное предложение.
- Наступила зима.
- Бегать- это глагол.
- Падают желтые листья.
- Похолодало.
6. Установите соответствие:
Виды предложений по цели высказывания:
| Примеры: а) На широких улицах росли тополя б) Куда ведет эта дорога в) Затопи печку г) Шевелятся ветки берез д) Какую книгу читаешь |
Ответ: 1)____________ 2)______________ 3)_________________
7. Определите, в каком предложении знаки препинания расставлены неверно.
1. Лес- наше богатство.
2. В саду росли цветы- розы, тюльпаны, лилии.
3. Звезды тускнеют и падают.
4. Соревнования состоятся не весной, а летом.
8. Укажите грамматическую основу предложения: В лесу мы собирали грибы и ягоды.
1. собирали грибы
2. мы собирали
3. собирали грибы и ягоды
4. в лесу собирали
9. Определите, какое утверждение является неверным.
Таня вскопала небольшую грядку и посадила на ней клубнику.
- вскопала - сказуемое
- клубнику – подлежащее
- небольшую – определение
- грядку- дополнение.
- Найдите сложное предложение.
1. Туча поднялась и заслонила все небо.
2. Взошло солнце, и лес заиграл каплями росы.
3. Тучи низко ползли над землею, над морем.
4. Подари мне, дедушка, удочку.
- Выпишите предложения, в которых необходимо поставить запятые.
1. Саша любит читать книжки про море.
2. Пожалуйста подумай хорошенько.
3. Подмети- ка пол Маша.
4. Старый домик стоял на самом краю деревни.
12. Перестройте предложение так, чтобы оно было с прямой речью:
Учительница сказала, что урока сегодня не будет.
Вариант 2.
- Определите, какое выражение является словосочетанием.
1) пел песню
2) тучки плывут
3) гром и молния
4) около леса
- Найдите глагольное словосочетание.
1) серьезное увлечение
2) чудеса природы
3) пили чай
4) растаял снег
- Установите соответствие:
Единица синтаксиса Примеры
- словосочетание а) размышлять о книге
- предложение б) все смеялись
в) лай собаки
г) интересное сочинение
д) пятиклассники поедут
Ответ: 1)____________ 2)______________
- Найдите повествовательное предложение.
- Взгляни в окно
- Одинокий лист кружится на ветке
- Когда ты получила письмо
- Куда положили карандаш
- Укажите распространенное предложение.
- Выпал первый снег.
- Подморозило.
- Улетают птицы.
- Все радуются.
6.Установите соответствие:
Виды предложений по цели высказывания:
| Примеры а) Рыбаки устроились на берегу б) Берегите природу в) Наступила зима г) Кто стучится в дверь д) Составьте план ответа |
Ответ: 1)____________ 2)______________ 3)_________________
7. Определите, в каком предложении знаки препинания расставлены неверно.
1. В зоопарке живут разные звери: тигры, львы, слоны.
2. Ландыш красивый цветок.
3. Я нажала на дверь, но она не открылась.
4. На озере дети купались, загорали.
8. Укажите грамматическую основу предложения: Ветер переносил через забор сухие стебли соломы.
. 1. Переносил стебли.
2. Переносил сухие стебли.
3. Ветер переносил.
4. Переносил через забор.
9. Определите, какое утверждение является неверным.
Темный лес заиграл каплями росы.
- заиграл - сказуемое
- росы – подлежащее
- темный – определение
- каплями- дополнение
10. Найдите сложное предложение.
1. Вася вернулся домой и лег спать.
2. Мы собирали грибы, ягоды.
3. Нина, ты умеешь кататься на коньках?
4. Игорь толкнул калитку, и друзья вошли в пустой дом.
11. Выпишите предложения, в которых необходимо поставить запятые.
1. Пожалуйста покажи мне свою коллекцию.
2. Не кричи так жалобно кукушка.
3. В буфете стояли красивые чашки и блюдца.
4. Купи в магазине свежий хлеб.
12. Перестройте предложение так, чтобы оно было с прямой речью:
Дежурный ответил, что класс к уроку готов.
Правильные ответы к тестовым заданиям:
Вариант 1
1.4
2.1
3. 1) а, б, г. 2) в, д
4. 3
5. 3
6. 1) а, г 2) б, д 3) в
7. 2
8. 2
9. 2
10. 2
11. Пожалуйста, подумай хорошенько. Подмети-ка пол, Маша.
12. Учительница сказала: «Урока сегодня не будет»
Вариант 2
1.1
2.3
3. 1) а, в, г. 2) б, д
4. 2
5. 1
6. 1) а, в 2) г 3) б, д
7. 2
8. 3
9. 2
10. 4
11. Пожалуйста, покажи мне свою коллекцию. Не кричи так жалобно, кукушка.
12. Дежурный ответил: «Класс к уроку готов».