Пояснительная записка
Дисциплина: Элементы высшей математики.
Курс: 2.
Тема: Элементы теории игр.
Цель: контроль знаний по теме; развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
Количество заданий: с выбором ответа – 20, на установление соответствия – 2.
Время выполнения: 15-20 мин.
Теория игр
«Многие обитатели континента считают, что жизнь – это игра; англичане считают, что крикет – это игра»
Джордж Микеш, английский писатель (1912-1987)
Часть I. Выберите один правильный ответ.
- Теорией игр называется раздел математики, изучающий:
- различные типы игр
- искусственно организованные игры
- принятие решений в условиях неопределенности
- конфликтные ситуации на основе их математических моделей
- Теория игр сформировалась в самостоятельный раздел:
- в конце 19 века
- в начале 20 века
- в середине 20 века
- в конце 20 века
- Ситуации, в которых интересы сторон не совпадают, называются:
- игровыми
- противоположными
- конфликтными
- неопределенными
- Игры, в которых участники стремятся добиться для себя лучшего результата, осознанно выбирая допустимые правилами игры способы действий, называются:
- стратегическими
- матричными
- играми с природой
- оптимальными
- Игра, в которой общий капитал игроков не меняется, а лишь перераспределяется в ходе игры, называется:
- парной игрой
- игрой с нулевой суммой
- многоходовой игрой
- игрой в чистых стратегиях
- На конечные и бесконечные игры делятся по критерию:
- количества стратегий в игре
- количества участников игры
- количества ходов игры
- характера выигрышей
- Игра в шашки может служить примером:
- коалиционной игры
- многоходовой игры
- бесконечной игры
- игры с неполной информацией
- Азартные игры – это:
- игры, состоящие только из случайных ходов, при анализе которых применяется теория вероятностей
- игры, в которых отсутствует информация о действиях противника
- игры, в которых игрок не в состоянии перебрать и проанализировать все свои возможные ходы
- Конечные парные игры с нулевой суммой можно представить в виде:
- матрицы
- определителя
- функции
- схемы
- Элементы матрицы игры определяют:
- проигрыш первого игрока и выигрыш второго игрока
- выигрыш первого игрока и проигрыш второго игрока
- выигрыши первого и второго игроков
- проигрыши первого и второго игроков
- Гарантированный выигрыш игрока А при любой стратегии игрока В называется:
- седловой точкой
- ценой игры
- нижней ценой игры
- верхней ценой игры
- Стратегии игроков называются оптимальными, если:
- цена игры равна нулю
- верхняя цена игры равна нулю
- нижняя цена игры равна нулю
- верхняя цена игры совпадает с нижней ценой игры
- Критерий, при котором оптимальной считается та стратегия лица, принимающего решение, которая обеспечивает максимум минимального выигрыша, называется:
- критерием Вальда
- критерием Сэвиджа
- критерием Гурвица
- критерием максимума
- Подход азартного человека, оптимистический критерий, при котором считается, что «природа» будет наиболее благоприятна для человека, это:
- критерий Вальда
- критерий Сэвиджа
- критерий Гурвица
- критерий максимума
- Компромиссный способ принятия решений, учитывающий возможность как наихудшего, так и наилучшего поведения «природы», это:
- критерий Вальда
- критерий Сэвиджа
- критерий Гурвица
- критерий максимума
- Оптимальная стратегия, найденная по критерию Сэвиджа:
- совпадает с нижней ценой игры
- минимизирует риск
- максимизирует ожидаемый выигрыш
- придерживается промежуточной позиции
- Решение матричной игры не изменится, если из платежной матрицы исключить строки и столбцы, соответствующие:
- дублирующим стратегиям
- дублирующим и доминируемым стратегиям
- оптимальным стратегиям
- чистым стратегиям
- Цена игры – это:
- оптимальная стратегия
- седловая точка
- величина гарантированного выигрыша
- максимальный из возможных проигрышей
- Нобелевская премия за вклад в теорию игр была присвоена:
- Джону фон Нейману в 1944 г., опубликовавшему книгу «Теория игр и экономическое поведение»
- Джону Нэшу в 1994 г., который расширил теорию игр и ввел понятие седловой точки равновесия
- Альберту Уильяму Такеру, сформулировавшему в 1950 г. дилемму заключенного
- Сильвии Назар за популяризацию теории игр
- В экономических задачах ситуация товароснабжения в условиях неопределенного покупательского спроса формализуется:
- парной игрой, в которой первый игрок магазин, а второй – покупательский спрос
- матричной игрой, в которой первый игрок магазин, а второй – покупательский спрос и каждый из игроков имеет по n стратегий
Часть II. Каждому элементу первого столбца поставьте в соответствие один или несколько элементов второго столбца.
1. Терминология теории игр.
Термин | Определение |
1. стратегия | А. каждый вариант реализации игры определенным образом |
2. игра | Б. выбор и реализация игроком одного из вариантов поведения |
3. партия | В. совокупность правил, однозначно определяющих последовательность действий игрока в каждой конкретной ситуации |
4. ход | Г. упрощенная математическая модель конфликтной ситуации, отличающаяся от реального конфликта тем, что ведется по определенным правилам |
5. правила игры | Д. система условий, регламентирующая возможные варианты действий обеих сторон |
2. Примеры игр
Игра | Вид игры |
1. шахматы | А. парная |
2. лотерея | Б. конечная |
В. одноходовая | |
Г. бескоалиционная | |
Д. стратегическая | |
Е. с ненулевой суммой | |
Ж. игра с «природой» |
Приложения:
Тест в интерактивной форме:
Парочки "Терминология теории игр"
Викторина с выбором правильного ответа