Тестовая работа по биологии за первое полугодие, 8 класс
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольных измерительных материалов
для проведения контрольной работы
по БИОЛОГИИ
за первое полугодие (8 класс)
1. Назначение КИМ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 8 класса. КИМ предназначены для контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание тематической работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Содержание работ соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Структура контрольной работы полностью соответствует понятийному аппарату обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственного образовательного стандарта (основное общее образование) и требованиям к уровню подготовки выпускников. Контрольные измерительные материалы направлены на проверку усвоения обучающимися знаний и умений раздела «Человек и его здоровье». Содержание предлагаемых КИМ не выходит за пределы курса биологии основной школы и не зависит от того, по какой рабочей программе и учебнику ведется преподавание.
4. Характеристика структуры КИМ
Контрольная работа представляет из себя тест состоящий из трех частей, которые различаются по тематике и количеству заданий.
Часть 1 содержит 15 заданий с выбором ответа. Часть 2 содержит 3 задания с кратким ответом: 1 задание - на умение устанавливать соответствие, 1 задание - на умение проводить множественный выбор, 1 задание - на умение определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов. Часть 3 содержит 1 задание с развернутым ответом на умение работать с данными представленными в табличной форме.
К каждому из заданий с выбором ответа предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
В заданиях с кратким ответом ответ дается цифрами, записанными в определенной последовательности.
Ответ на задание с развернутым ответом записывается в свободной форме. Проверка выполнения задания проводится на основе специально разработанных критериев.
Распределение заданий тестовой работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части дается в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ |
Часть работы |
Тип заданий |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент от максимального первичного балла |
1 |
Часть 1 |
С выбором ответа |
15 |
15 |
62,5% |
2 |
Часть 2 |
С кратким ответом |
3 |
6 |
25% |
3 |
Часть 3 |
С развернутым ответом |
1 |
3 |
12,5% |
5. Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Тестовая работа включает следующие темы раздела «Человек и его здоровье»: «Общая организация строения организма человека» «Нейрогуморальная регуляция функций организма», «Опорно-двигательная система», «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая система». Содержание работы направлено на проверку знаний о биосоциальной природе человека; строении и жизнедеятельности основных органов и систем органов; составе внутренней среды, иммунитете и его сохранении; нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; санитарно-гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.
Кроме того, в работе предусматривается проверка ряда общих учебных и предметных умений и способов действий: использовать научные методы познания; определять адекватные способы решения учебных задач, исследовать несложные практические ситуации; объяснять биологические процессы и явления; устанавливать взаимосвязи; распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления; анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Данная работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях: базовом, повышенном, высоком
Распределение заданий тестовой работы по уровням сложности приводится в таблице 2.
Таблица 2. Распределение заданий тестовой работы по уровню сложности
Уровень сложности заданий |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент от максимального первичного балла за всю работу, равного 24 |
Базовый |
15 |
15 |
62,5% |
Повышенный |
3 |
6 |
25% |
Высокий |
1 |
3 |
12,5% |
Итого |
19 |
24 |
100% |
7. Продолжительность работы
На выполнение тестовой работы отводится 45 минут
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 24 баллами.
Каждое правильно выполненное задание с выбором ответа оценивается 1 баллом, неверный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов.
За правильный ответ за каждое задание 16 - 18 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка – 1 балл, допущены две и более ошибки, или ответ отсутствует – 0 баллов.
Задание 19 с развернутым ответом оценивается по критериям в зависимости от правильности ответа от 0 до 3 баллов.
Таблица 3. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибальной шкале |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
Первичные баллы |
0 - 8 |
9 - 15 |
16-21 |
22-24 |
Обобщенный план варианта КИМ
для проведения контрольной работы
по БИОЛОГИИ
(8 класс)
№ |
Проверяемые элементы содержания |
Коды проверяемых элементов содержания |
Коды проверяемых умений |
Уровень сложности |
Максимальный балл за выполнение задания |
Время выполнения задания |
1 |
Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира |
1.1 |
2.1.1 |
Б |
1 |
1 |
2 |
Сходство человека с животными и отличия от них |
4.1 |
2.1.7 |
Б |
1 |
1.5 |
3 |
Общий план строения и процессы жизнедеятельности |
2.2 4.1 |
2.2.2 |
Б |
1 |
1.5 |
4 |
Внутренняя среда организма |
4.5 |
2.2.2 2.5 |
Б |
1 |
1.5 |
5 |
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат |
4.11 |
1.3 |
Б |
1 |
1.5 |
6. |
Внутренняя среда организма |
4.5 |
2.5 2.6 |
Б |
1 |
1.5 |
7 |
Группы крови |
4.5 4.14 |
1.2 |
Б |
1 |
1.5 |
8. |
Кровеносная и лимфатическая система |
4.6 |
1.2.1 1.3 |
Б |
1 |
1.5 |
9. |
Кровеносная и лимфатическая система |
4.6 |
1.3 |
Б |
1 |
1.5 |
10 |
Иммунитет |
4.5 4.14 |
3.1 |
Б |
1 |
1.5 |
11 |
Транспорт веществ |
4.6 |
2.5 |
Б |
1 |
1.5 |
12 |
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая система |
4.6 |
2.2.2 |
Б |
1 |
1.5 |
13 |
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая система |
4.6 |
2.2.2 |
Б |
1 |
1.5 |
14 |
Кровеносная и лимфатическая система |
4.6 |
2.3.2 |
Б |
1 |
1.5 |
15 |
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни |
4.14 |
3.1 |
Б |
1 |
1.5 |
16 |
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость |
4.5 |
2.5 |
П |
2 |
4 |
17 |
Кровеносная и лимфатическая система |
4.6 |
2.5 |
П |
2 |
4 |
18 |
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга |
4.2 |
2.2.2 |
П |
2 |
4 |
19 |
Внутренняя среда организма. |
4.5 |
2.8 |
В |
3 |
10 |
Всего заданий - 19, из них по типу заданий: А - 15; В - 3; С - 1.
по уровню сложности: Б - 15; П - 3; В - 1.
Максимальный первичный балл за работу - 24
Общее время выполнения работы - 45 мин.
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение тестовой работы дается 45 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 19 заданий.
Часть первая содержит 15 заданий (1-15). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный.
Часть 2 включает 3 задания с кратким ответом (16-18). Ответ на задания дается цифрами, записанными в определенной последовательности.
Часть 3 содержит одно задание с развернутым ответом. Ответ дается в свободной форме.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполнения задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Не забудьте перенести ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ.
Желаем успеха!
Контрольная работа за первое полугодие.
Биология 8 класс
вариант 1
Задания с выбором одного правильного ответа
1. Наука, название которой происходит от латинского слова, в переводе означающего "рассечение":
1) гигиена 2) физиология 3) анатомия 4) психология
2. Человека относят к классу млекопитающие, так как у его есть:
1) нервная система 2) млечные железы
3) кровеносная система 4) пищеварительные железы
3. Группы клеток и межклеточное вещество, которые имеют сходное строение и происхождение и выполняют общие функции:
1) органоиды 2) органы 3) ткани 4) система органов
4. Жидкую внутреннюю среду организма образует ткань:
1) эпителиальная 2) соединительная 3) мышечная 4) нервная
5. Подвижное соединение костей осуществляется с помощью:
1) швов 2) хрящей 3) суставов 4) хрящевых перепонок
6. К форменным элементам крови относят:
1) воду и минеральные соли
2) белки, жиры и углеводы плазмы крови
3) клетки крови и кровяные пластинки
4) желтые кровяные клетки
7. Людям с I группой крови можно переливать кровь:
1) любой группы 2) только I I группы
3) только I I I и IV групп 4) только I группы
8. Малый круг кровообращения начинается в:
1) правом желудочке 2) левом желудочке
3) правом предсердии 4) левом предсердии
9. Сосуд, стенка которого имеет хорошо выраженный мышечный слой:
1) вена 2) артерия 3) капилляр 4) альвеола
10. Лечебная сыворотка отличается от вакцины тем, что в ней содержатся
1) белки фибрин и фибриноген
2) убитые возбудители заболевания
3) ослабленные возбудители заболевания
4) готовые антитела против возбудителя инфекции
11. Где кровь движется с наименьшей скоростью?
1) в капиллярах 2) в плечевой артерии
3) в верхней полой вене 4) в нижней полой вене
12. Чем обеспечивается движение крови по сосудам?
1) большой разветвлённостью сосудов
2) разностью давления в артериях и венах
3) разной скоростью движения крови по сосудам
4) работой створчатых клапанов сердца
13. В организме человека превращение артериальной крови в венозную происходит в
1) желудочках сердца
2) капиллярах большого круга кровообращения
3) венах малого круга кровообращения
4) артериях большого круга кровообращения
14. Какой кровеносный сосуд обозначен на рисунке цифрой 2?
1) лёгочная артерия
2) нижняя полая вена
3) аорта
4) лёгочная вена
15. Слишком низкий рабочий стол, за которым ученик выполняет уроки, может стать причиной развития
1) плоскостопия
2) рахита
3) сутулости
4) гипертонии
16. Установите соответствие между форменным элементом крови и признаком, который ему соответствует.
Признак форменного элемента крови |
Форменный элемент крови |
||||||||||||
А. Содержит белок гемоглобин Б. Удаляет углекислый газ из органов и тканей В. Вырабатывает антитела Г.Обеспечивает иммунитет Д. Имеет ядро Е. Имеет красную окраску
|
1. Эритроцит 2. Лейкоцит |
|
|
|
|
|
|
17. Выберите три правильных ответа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Из левого желудочка сердца:
1. кровь поступает в большой круг кровообращения
2. выходит венозная кровь
3. выходит артериальная кровь
4. кровь течет по венам
5. кровь течет по артериям
6. кровь поступает в малый круг кровообращения
18. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) двигательный нейрон
2) чувствительный нейрон
3) спинной мозг
4) рецепторы сухожилия
5) четырёхглавая мышца бедра
19. Изучите таблицу 1 «Нормальные показатели общего анализа крови». Ответьте на вопросы.
В результате анализа крови у мужчины было установлено содержание гемоглобина 120 г/л. Количество эритроцитов 3,5 х 1012/л.
1) Какое заключение можно сделать о содержании гемоглобина и количестве эритроцитов в крови пациента?
2) Дайте название этому состоянию.
3) Каковы могут быть причины такого состояния пациента?
Таблица 1.
Нормальные показатели общего анализа крови
Показатель |
Нормы |
Гемоглобин |
Мужчины: 135-160 г/л Женщины: 120-140 г/л |
Количество эритроцитов |
Мужчины: 4,0 – 5,0 × 1012 /л Женщины: 3,5- 4,7 × 1012 /л |
Количество лейкоцитов |
В пределах 4,0 – 9,0 × 109 /л |
Нейтрофилы сегментоядерные |
47 – 72 % |
Нейтрофилы палочкоядерные |
1 – 6 % |
Лимфоциты |
1,2 – 3,0 × 109 /л |
Моноциты |
0,1 – 0,7 × 109 /л |
Эозинофилы |
0,5 – 5 % |
Базофилы |
0 – 1 % |
СОЭ |
У мужчин не выше 15 мм/час У женщин не выше 20 мм/час |
|
|
|
Контрольная работа за первое полугодие.
Биология 8 класс
вариант 2
Задания с выбором одного правильного ответа
1. Наука о жизненных функциях организма человека и его органов:
1) психология 2) гигиена 3) физиология 4) анатомия
2. Человека относят к классу млекопитающие, так как у его:
1) развита речь 2) кожа покрыта редкими волосками и имеются ушные раковины
3) пальцы заканчиваются ногтями 4)развито прямохождение
3. Анатомически обособленная часть тела, которая имеет четкую структуру и выполняет определенные функции:
1) ткань 2) клетка 3) орган 4) система органов
4. Ткань, в которой хорошо развито межклеточное вещество:
1) эпителиальная 2) соединительная 3) мышечная 4) нервная
5. Полуподвижное соединение костей осуществляется с помощью:
1) хрящей 2) суставов 3) швов 4) сращения костей
6. Внутреннюю среду организма составляют:
1) кровь, желудочный сок, цитоплазма клеток
2) лимфа, тканевая жидкость, цитоплазма клеток
3) кровь, лимфа, тканевая жидкость
4) тканевая жидкость, кровь, внутренние органы
7. Кровь I I группы можно переливать людям с группой крови:
1) I 2) IV 3) I I I 4) любой
8. Большой круг кровообращения заканчивается в:
1) правом желудочке
2) левом желудочке
3) правом предсердии
4) левом предсердии
9. Сосуд, стенка которого состоит из одного слоя клеток:
1) вена 2) артерия 3) капилляр 4) аорта
10. Пассивный искусственный иммунитет у человека
1) возникает как результат действия лечебной сыворотки
2) вырабатывается после перенесённого инфекционного заболевания
3) формируется после введения вакцины
4) является наследственным
11. Где кровь движется с наибольшей скоростью?
1) в аорте 2) в капиллярах
3) в нижней полой вене 4) в верхней полой вене
12. Движение крови по сосудам обеспечивается
1) разной скоростью движения крови по сосудам
2) давлением, создаваемым желудочками сердца
3) большой разветвлённостью сосудов
4) работой створчатых клапанов сердца
13. В организме человека превращение венозной крови в артериальную происходит в
1) желудочках сердца
2) венах малого круга кровообращения
3) капиллярах малого круга кровообращения
4) артериях большого круга кровообращения
14. Какой кровеносный сосуд обозначен на рисунке цифрой 1?
1) лёгочная артерия
2) нижняя полая вена
3) аорта
4) лёгочная вена
15. Слишком высокий стул, за которым ученик выполняет уроки, может стать причиной развития
1) сколиоза
2) гиподинамии
3) малокровия
4) плоскостопия
16. Установите соответствие между форменным элементом крови и признаком, который ему соответствует.
Признак форменного элемента крови |
Форменный элемент крови |
||||||||||||
А. Участвует в свертывании крови Б. Является кровяной пластинкой В. Содержит белок гемоглобин Г.Бесцветен Д. Переносит кислород от легких к органам и тканям Е. Удаляет углекислый газ из органов и тканей
|
1. Тромбоцит 2. Эритроцит |
|
|
||||
17. Выберите три правильных ответа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Из правого желудочка сердца:
1. кровь поступает в большой круг кровообращения
2. выходит венозная кровь
3. выходит артериальная кровь
4. кровь течет по венам
5. кровь течет по артериям
6. кровь поступает в малый круг кровообращения
18. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги человека при отдёргивании руки от горячего предмета. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) вставочный нейрон
2) чувствительный нейрон
3) рецепторы кожи
4) скелетная мышца
5) исполнительный нейрон
19. Изучите таблицу 1 «Нормальные показатели общего анализа крови». Ответьте на вопросы.
В результате анализа крови у пациента было установлено количество лейкоцитов 10 х 109/л и лимфоцитов 3,7 х 109/л.
1) Какое заключение можно сделать о количестве этих клеток в крови пациента?
2) Что может быть причиной таких значений этих показателей?
3) Подтвердит или опровергнет этот диагноз повышенное СОЭ?
Таблица 1.
Нормальные показатели общего анализа крови
Показатель |
Нормы |
Гемоглобин |
Мужчины: 135-160 г/л Женщины: 120-140 г/л |
Количество эритроцитов |
Мужчины: 4,0 – 5,0 × 1012 /л Женщины: 3,5- 4,7 × 1012 /л |
Количество лейкоцитов |
В пределах 4,0 – 9,0 × 109 /л |
Нейтрофилы сегментоядерные |
47 – 72 % |
Нейтрофилы палочкоядерные |
1 – 6 % |
Лимфоциты |
1,2 – 3,0 × 109 /л |
Моноциты |
0,1 – 0,7 × 109 /л |
Эозинофилы |
0,5 – 5 % |
Базофилы |
0 – 1 % |
СОЭ |
У мужчин не выше 15 мм/час У женщин не выше 20 мм/час |
ОТВЕТЫ
Вариант 1.
ответы к заданиям с выбором ответа
№ задания |
ответ |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
2 |
5 |
3 |
6 |
3 |
7 |
4 |
8 |
1 |
9 |
2 |
10 |
4 |
11 |
1 |
12 |
2 |
13 |
2 |
14 |
4 |
15 |
3 |
ответы к заданиям с кратким ответом
№ задания |
ответ |
16 |
112221 |
17 |
135 |
18 |
42315 |
задание с развернутым ответом
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие элементы) |
Баллы |
Элементы ответа: 1. так как это мужчина, то содержание гемоглобина и количество эритроцитов ниже нормы 2. Анемия (малокровие) 3. Кровопотеря, недостаток железа или витамина В12. |
|
Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ в ответе указаны 3 элемента ответа, но содержатся биологические ошибки |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Вариант 2.
ответы к заданиям с выбором ответа
№ задания |
ответ |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
2 |
5 |
1 |
6 |
3 |
7 |
2 |
8 |
3 |
9 |
3 |
10 |
1 |
11 |
1 |
12 |
2 |
13 |
2 |
14 |
3 |
15 |
1 |
ответы к заданиям с кратким ответом
№ задания |
ответ |
16 |
112122 |
17 |
256 |
18 |
32154 |
задание с развернутым ответом
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие элементы) |
Баллы |
Элементы ответа: 1. Количество лейкоцитов и лимфоцитов выше нормы 2. Лейкоциты и лимфоциты – это клетки иммунной системы организма, и повышение их количества указывает на наличие инфекции и воспаления 3. Повышение СОЭ подтверждает воспаление |
|
Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ в ответе указаны 3 элемента ответа, но содержатся биологические ошибки |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Для составления КИМ использованы материалы сайта: https://bio-oge.sdamgia.ru/
БЛАНК ОТВЕТОВ
Ф.И.________________________________________вариант___________________
ответы к заданиям с выбором ответа
№ задания |
ответ |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
ответы к заданиям с кратким ответом
№ задания |
ответ |
16 |
|
17 |
|
18 |
|
задание с развернутым ответом
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Надежда
Артеменко Ирина