12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Саловарова Анна Викторовна74
2

Тестовые проверочные работы к темам курса "Человек и его здоровье" для учащихся 8 класса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка содержит дидактические материалы по биологии к различным темам курса «Человек и его здоровье», изучаемые в 8 классе. Дидактические материалы представлены тестовыми заданиями с выбором одного правильного ответа и проблемными вопросами к темам курса. Тестовые задания направлены на проверку знаний учащихся по теме и могут использоваться как в течении урока, при закреплении темы, так и при актуализации знаний по теме. Проблемные вопросы могут использоваться в течение урока, для активизации мыслительной деятельности, направления учащихся к самостоятельному поиску ответа, развивают способность анализировать информацию, аргументировано представлять варианты ответов на вопрос.










































ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА


1. В клетках животных и человека отсутствуют:

А — хромосомы

Б — митохондрии

В — хлоропласты

Г — рибосомы


2. В процессе биосинтеза происходит:

А — образование углекислого газа

Б — распад органических веществ с освобожде­нием энергии

В — поступление органических веществ в клет­ку

Г — образование в клетке сложных органичес­ких веществ из более простых


3. Вода — основа жизни, так как:

А — охлаждает поверхность при испарении

Б — в клетках зародыша ее больше 90%

В — может находиться в жидком, твердом и газообразном состоянии

Г — является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов распада


4. Понятие «гомеостаз» характеризует:

А — общее снижение жизнеспособности орга­низма

Б — состояние динамического равновесия при­родной системы, поддерживаемое деятельнос­тью регуляторных систем

В — процесс разрушения клеток путем их рас­творения

Г — процесс окисления органических веществ клетки


5. Белки — биологические полимеры, мономерами которых являются:

А — аминокислоты

Б — нуклеиновые кислоты

В — углеводы

Г — ферменты


6. Ферменты выполняют следующие функции:

А — транспортируют кислород

Б — участвуют в химической реакции, превра­щаясь в другие вещества

В — ускоряют биохимические реакции в клет­ках

Г — являются основным источником энергии


7. Рефлекс - это:

А — действие раздражителя

Б — путь, по которому проходит нервный им­пульс

В — изменение работы одних органов под вли­янием других

Г — ответная реакция организма на раздраже­ние, осуществляемая нервной системой


8. Физиология — наука, изучающая:

А — жизнедеятельность организма, органов и их систем

Б — строение тканей

В — условия сохранения здоровья

Г — химический состав клеток


9. Свойства мышечной ткани:

А — возбудимость и проводимость

Б — возбудимость и сократимость

В — только сократимость

Г — только проводимость


ОТВЕТЫ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

В

Г

Г

Б

А

В

Г

А

Б






ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА


1. Энергия, необходимая для работы мышц осво­бождается в процессе:

А — биосинтеза

Б — пищеварения

В — распада органических веществ

Г — газообмена


2. Источником энергии, необходимой для движе­ния, являются:

А — органические вещества

Б — минеральные вещества

В — вода и минеральные вещества

Г — витамины


3. Кости образованы:

А — межклеточным веществом

Б — эпителиальной тканью

В — соединительной тканью

Г — разными тканями


4. Гиподинамия — это:

А — активный образ жизни

Б — пониженная подвижность

В — нарушение осанки

Г — повышение работоспособности


5. Поперечнополосатая мышечная ткань:

А — расположена во всех внутренних органах

Б — образует скелетные мышцы

В — образует стенки кровеносных сосудов

Г — выстилает носовые полости


6. Миофибриллы представляют собой:

А — тонкие сократительные нити внутри мы­шечного волокна

Б — мышечное волокно

В — разновидность мышечной ткани

Г — гладкие мышцы


7. Скелетные мышцы:

А — иннервируются вегетативной нервной сис­темой

Б — иннервируются соматической нервной сис­темой

В — сокращаются под влиянием парасимпати­ческого отдела вегетативной нервной системы

Г — сокращаются под влиянием симпатическо­го отдела вегетативной нервной системы


8. Правильная осанка формируется:

А — сама по себе

Б — под влиянием физических упражнений

В — при контроле за правильным положением тела

Г — под влиянием различных видов работы


9. Работа мышц благотворно действует:

А — только на сами мышцы

Б — только на кости

В — на весь организм

Г — только на сердце


10. При малоподвижном образе жизни:

А — повышается работоспособность

Б — замедляется процесс старения

В — развивается слабость сердечной мышцы

Г — происходит перестройка костей


ОТВЕТЫ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

А

В

Б

Б

А

Б

Б, В, Г

В

в, г



КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ


1. Внутреннюю среду организма образуют:

А — кровь, лимфа, тканевая жидкость

Б — полости тела

В — внутренние органы

Г — ткани, образующие внутренние органы


2. Жидкая часть крови называется:

А — тканевой жидкостью

Б — плазмой

В — лимфой

Г — физиологическим раствором


3. Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:

А — участие в свертывании крови

Б — обезвреживание бактерий

В — перенос кислорода

Г — выработка антител


4. Способность организма вырабатывать антитела обеспечивает организму:

А — защиту от образования тромбов

Б — иммунитет

В — постоянство внутренней среды

Г — превращение фибриногена в фибрин


5. Любой круг кровообращения начинается в:

А — одном из предсердий

Б — одном из желудочков

В — предсердии или в желудочке

Г — тканях внутренних органов


6. Артерии — это сосуды, несущие:

А — только артериальную кровь

Б — только венозную кровь

В — кровь от органов к сердцу

Г — кровь от сердца к органам


7. Резус-фактор — это:

А — особый белок, находящийся в эритроцитах

Б — невосприимчивость к заболеванию

В — заболевание крови

Г — вещество, связанное со свертыванием кро­ви


8. Заболевшему дифтерией необходимо срочно ввести:

А — вакцину

Б — сыворотку

В — физиологический раствор

Г — антигены


9. Антигенами называют:

А — белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ

Б — чужеродные для организма вещества, спо­собные вызвать ответную иммунную реакцию

В — форменные элементы крови

Г — особый белок, который назвали резус-фак­тором


10. При заболевании СПИДом:

А — уменьшается способность организма выра­батывать антитела

Б — нарушается противоопухолевый иммунитет

В — понижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям

Г — происходит быстрая потеря веса без види­мой причины


ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А, Г

Б

В

Б

Б

Г

А

Б

Б

А, Б, В, Г





ДЫХАНИЕ


1. Дыхание — это:

А — процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа

Б — процесс окисления органических веществ с выделением энергии

В — совокупность процессов А и Б

Г — газообмен в легких


2. Газообмен — это:

А — процесс поглощения кислорода

Б — процесс выделения углекислого газа

В — процесс поступления вдыхаемого воздуха в легкие

Г — совокупность процессов обмена газами меж­ду организмом (клеткой) и средой путем диффу­зии


3. Углекислый газ образуется:

А — в легких

Б — в клетках тела

В — в воздухоносных путях

Г — в эритроцитах


4. Гемоглобин — это:

А — красный железосодержащий пигмент крови

Б — форменный элемент крови

В — белок, переносящий кислород

Г — вещество, входящее в состав плазмы


5. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем выражается в том, что они:

А — состоят из органов

Б — обеспечивают газообмен в легких и тканях

В — доставляют органам и тканям кислород

Г — удаляют из клеток углекислый газ


6. При вдохе:

А — диафрагма не изменяется

Б — мышцы диафрагмы расслабляются

В — сокращаются мышцы брюшной стенки и туловища

Г — сокращаются межреберные мышцы и мышцы диафрагмы


7. Дыхательный центр расположен:

А — в продолговатом мозге

Б — в коре больших полушарий

В — в мозжечке

Г — в спинном мозге


8. Возбудителем туберкулеза является:

А — ВИЧ

Б — палочка Коха

В — сенная палочка

Г — канцерогенные вещества


9. Табачный дым, отрицательно влияя на вегета­тивную нервную систему, нарушает работу:

А — сердца и легких

Б — желудка и кишечника

В — кровеносных сосудов

Г — органов зрения и слуха


10. Канцерогенным веществом табачного дыма яв­ляется:

А — углекислый газ

Б — угарный газ

В — бензопирен

Г — сероводород


ОТВЕТЫ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

Г

Б

А, В

Б

Г

А

Б

А, Б, Г

B





ПИЩЕВАРЕНИЕ


1. Питательные вещества выполняют функции:

А — строительную

Б — энергетическую

В — двигательную

Г — транспортную


2. Расщепление белков происходит в:

А — ротовой полости

Б — желудке

В — тонком кишечнике

Г — толстом кишечнике


3. Слюнные железы принимают участие в расщеп­лении:

А — белков

Б — жиров

В — углеводов

Г — белков и углеводов


4. Печень играет большую роль в пищеварении, так как:

А — выделяет пищеварительный сок

Б — вырабатывает различные пищеваритель­ные ферменты

В — выделяет желчь, эмульгирующую жиры

Г — вырабатывает ферменты, расщепляющие жиры


5. Соляная кислота входит в состав:

А — поджелудочного сока

Б — желудочного сока

В — слюны

Г — содержимого толстого кишечника


6. Сокоотделительные рефлексы осуществляются:

А — пищеварительной системой

Б — выделительной системой

В — нервной системой

Г — мышцами


7. Гуморальная регуляция органов пищеваритель­ной системы заключается в:

А — воздействии на их работу химических ве­ществ через кровь

Б — передаче нервного импульса железам, вы­деляющим ферменты

В — удалении ядовитых веществ из организма

Г — расщеплении веществ под действием фер­ментов


8. Всасывание — это процесс:

А — расщепления сложных веществ на простые

Б — образования растворимых питательных ве­ществ

В — прохождения веществ через слой или ряд слоев клеток пищеварительного тракта в кровь и лимфу

Г — обезвреживания ядовитых веществ в печени


9. Причиной возникновения дизентерии являются:

А — токсины

Б — бактерии, вызывающие инфекционное за­болевание

В — гельминты

Г — консервы из бомбажных банок с признака­ми химического разложения (порчи) продуктов


10. Воспаление слизистой оболочки желудка назы­вают:

А — колитом

Б — гастритом

В — энтеритом

Г — аппендицитом


ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А,Б

Б,В

В

В

Б

В

А

В

Б

Б





ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.

ВЫДЕЛЕНИЕ


1. Обмен веществ — это процесс:

А — поступления веществ в организм

Б — удаления из организма непереваренных ос­татков

В — удаления жидких продуктов распада

Г — потребления, превращения, использова­ния, накопления и потери веществ и энергии


2. Почки выполняют следующую функцию:

А — удаляют из организма лишний сахар

Б — выводят из организма непереваренные ве­щества

В — удаляют жидкие продукты распада

Г — превращают глюкозу в гликоген


3. Белки, свойственные организму, строятся:

А — из аминокислот

Б — из глицерина и жирных кислот

В — из углеводов

Г — из жиров


4. Пластический обмен — это процесс:

А — распада веществ клетки с освобождением энергии

Б — образования в клетке веществ с накоплени­ем энергии

В — всасывания веществ в кровь

Г — переваривания пищи


5. Витамины участвуют в ферментативных реакци­ях, потому что:

А — входят в состав ферментов

Б — поступают с пищей

В — являются катализаторами

Г — образуются в организме человека



6. Гиподинамия способствует отложению жира в запас, так как:

А — расходуется мало энергии

Б — развивается атеросклероз

В — снижается устойчивость к инфекциям

Г — происходит перестройка костей


7. Энергия, поступившая с пищей, расходуется на:

А — рост

Б — рост и дыхание

В — дыхание

Г — рост, дыхание и другие процессы жизнеде­ятельности


8. Авитаминоз возникает при:

А — избытке витаминов в пище

Б — продолжительном пребывании на солнце

В — отсутствии в пище витаминов

Г — питании растительной пищей


9. Биологическими катализаторами в организме яв­ляются:

А — гормоны

Б — ферменты

В — вода и минеральные соли

Г — желчь


10. Энергетический обмен — это процесс:

А — биосинтеза

Б — удаления жидких продуктов распада

В — теплорегуляции

Г — окисления органических веществ клетки с освобождением энергии


ОТВЕТЫ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Г

В

А

Б

А

А

Г

В

Б

Г



КОЖА


1. Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:

А — рецепторы

Б — пигмент меланин

В — сальные железы

Г — эпидермис


2. Дерма состоит из клеток:

А — ороговевших и постоянно слущивающихся

Б — образующих пигмент, от которого зависит цвет кожи

В — содержащих много жира

Г — способных к делению


3. Потоотделение происходит рефлекторно:

А — только под влиянием тепла

Б — только под влиянием физической нагрузки

В — только при эмоциональных состояниях («холодный пот»)

Г — только под влиянием нервных импульсов


4. При охлаждении:

А — кровеносные сосуды рефлекторно сужива­ются

Б — кровеносные сосуды рефлекторно расширя­ются

В — просвет сосудов остается неизменным

Г — сосуды могут расшириться, а могут сузить­ся


5. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в орга­низме человека образуется:

А — витамин D

Б — подкожная жировая клетчатка

В — пигмент меланин

Г — органические вещества для питания



6. Функции сальных желез:

А — охлаждение поверхности тела

Б — обеспечение смазки кожи

В — уничтожение бактерий

Г — частично выполняют функции почек


7. Продолжительность пребывания на солнце:

А — не должна превышать 30—40 мин

Б — можно не ограничивать

В — должна быть не более 5 мин

Г — необходимо полностью исключить


8. Гнойные заболевания кожи бактериального происхождения вызываются:

А — механическими раздражителями

Б — ожогами

В — стрептококками и стафилококками

Г — химическими раздражителями


9. При перегревании организма наблюдается:

А — головокружение

Б — головная боль

В — общая слабость

Г — тошнота


ОТВЕТЫ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

А-Г

Б,Г

Г

А

А,В

Б

А

В

А-Г




ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ


1. Регуляция функций в организме осуществляется:

А — только нервной системой

Б — только эндокринной системой

В — нервно-гуморальным способом

Г — с помощью безусловных рефлексов


2. Гуморальная регуляция функций организма за­ключается

А — в передаче органам нервного импульса

Б — в химическом взаимодействии клеток, орга­нов и их систем через кровь

В — в удалении из клеток углекислого газа путем диффузии

Г — в поступлении питательных веществ с пищей


3. Слюнные железы относятся к железам:

А — внешней секреции

Б — внутренней секреции

В — смешанной секреции

Г — пищеварительной системы


4. К железам смешанной секреции относят:

А — гипофиз

Б — поджелудочную железу

В — щитовидную железу

Г — половые железы


5. Для желез внутренней секреции характерно то, что:

А — они не имеют специальных протоков

Б — клетки железы соприкасаются со стенкой кровеносного сосуда

В — выделяемый гормон поступает в кровь

Г — выделяемый гормон поступает в кровь или выводится через специальные протоки


6. Поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который:

А — поступает в кишечник

Б — выводится в специальные протоки

В — поступает в кровь

Г — разносится кровью по всему организму


7. При избытке гормона щитовидной железы раз­вивается заболевание:

А — сахарный диабет

Б — базедова болезнь

В — микседема

Г — ожирение


8. Развитие сахарного диабета связано с:

А — недостатком секреции инсулина

Б — избытком секреции инсулина

В — нарушением функции половых желез

Г — нарушением функции щитовидной железы


9. Гормоны поступают в:

А — тканевую жидкость

Б — желудок

В — кишечник

Г — кровь


10. Развитие вторичных половых признаков регу­лируется:

А — ферментами

Б — центральной нервной системой

В — половыми гормонами

Г — гипоталамо-гипофизарной системой


ОТВЕТЫ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

Б

А,Г

Б,Г

А-В

в, г

Б

А

Г

в, г




НЕРВНАЯ СИСТЕМА. ОРГАНЫ ЧУВСТВ.

ВЫСШАЯНЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Нервная система выполняет следующие функ­ции:

А — транспортирует питательные вещества

Б — осуществляет гуморальную регуляцию

В — связывает организм с внешней средой

Г — обеспечивает согласованную деятельность органов

2. Нервная система состоит из нервных клеток, ко­торые называют:

А — аксонами

Б — нейронами

В — дендритами

Г — медиаторами

3. По функции вся нервная система подразделяет­ся на:

А — соматическую и вегетативную (автоном­ную)

Б — симпатическую и парасимпатическую

В — центральную и симпатическую

Г — периферическую и соматическую

4. Вегетативная нервная система регулирует:

А — движение скелетной мускулатуры

Б — работу внутренних органов

В — тонус сосудов

Г — перистальтические сокращения кишечника

5. Серое вещество представляет собой:

А — скопление тел нейронов

Б — нервные волокна

В — скопление длинных отростков, нейронов

Г — сосудистую оболочку мозга

6. Нерв — это:

А — пучки нервных волокон за пределами ц. н. с.

Б — аксон одного нейрона

В — скопления тел нейронов

Г — проводящие пути спинного мозга

7. Функции рецепторов:

А — несут возбуждение от ц. н. с. к рабочему органу

Б — воспринимают раздражение

В — переключают возбуждение с чувствитель­ных нейронов на двигательные

Г — переключают возбуждение с чувствитель­ных нейронов на вставочные

8. Синапс:

А — область контакта нервных клеток друг с другом или с тканями

Б — вещество, выделяемое благодаря действию нервного импульса

В — окончание чувствительных нервных воло­кон

Г — «энергетическая станция» клетки

9. Свойство нервной ткани:

А — возбудимость и сократимость

Б — возбудимость и проводимость

В — сократимость

Г — только возбудимость

10. Рефлекс — это:

А — путь, по которому нервное возбуждение воспринимается и передается рабочему органу

Б — ответная реакция на раздражение, осу­ществляемая нервной системой

В — переключение возбуждения с чувствитель­ных нейронов на двигательные

Г — передача возбуждения к рабочему органу

11. Безусловный рефлекс:

А — приобретается в процессе жизни

Б — вырабатывается на определенные сигналы

В — передается по наследству

Г — лежит в основе различения внешних сигналов

12. Гипоталамус представляет собой:

А — железу внутренней секреции

Б — железу внешней секреции

В — отдел промежуточного мозга, осуществляющий контроль над внутренними органами

Г — гормон, выделяемый гипофизом

13. Анализатором называют:

А — рецепторы, воспринимающие раздражение

Б — зону коры головного мозга, анализирующую полученную информацию

В — нервы, передающие нервные импульсы от рецептора к зоне коры больших полушарий

Г — функциональную систему, включающую А, Б и В.

14. К высшей нервной деятельности относят:

А — мыслительную, речевую деятельность и память

Б — группу ориентировочных рефлексов (реф­лексы «что такое»)

В — инстинкты

Г — рефлексы, обеспечивающие органические потребности (голод, жажда и др.)

ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

в, г

Б

А

Б, В, Г

А

А

Б

А

Б

Б

В

В

Г

А


РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ


1. Размножение — это:

А — свойство всех живых организмов

Б — увеличение числа организмов

В — воспроизведение себе подобных

Г — процесс слияния мужской и женской поло­вых клеток


2. Человеку свойственно:

А — внутриутробное развитие плода в течение 280 суток

Б — внутреннее оплодотворение

В — питание плода через плаценту

Г — развитие зародыша из оплодотворенной яйцеклетки


3. Оплодотворение — это процесс:

А — развития оплодотворенного яйца

Б — слияния яйцеклетки и сперматозоида

В — передвижения зрелой яйцеклетки в матку

Г — образования половых клеток


4. Женские половые железы называют:

А — яйцеклетками

Б — яичниками

В — маткой

Г — плацентой


5. Мужскими половыми клетками являются:

А — семенники

Б — мужские половые гормоны

В — сперматозоиды

Г — яйцеклетки




6. Оплодотворенная яйцеклетка содержит только:

А — 23 хромосомы матери

Б — 46 хромосом матери

В — только 23 хромосомы отца

Г — 46 хромосом, из которых 23 хромосомы ма­тери и 23 хромосомы отца


7. Попадая в матку и яйцеводы женщины, сперма­тозоиды живут:

А — 30 минут

Б — 30—40 дней

В — 5—8 дней

Г — год и более


8. Беременность — это процесс:

А — оплодотворения

Б — внутриутробного вынашивания плода у живородящих животных и человека

В — развития плода и рождения ребенка

Г — родов


9. Алкоголь и никотин противопоказаны беремен­ной женщине, так как:

А — попадают в кровь плода

Б — легко проходят через плаценту

В — могут вызвать физические уродства у плода

Г — могут вызвать нарушения психики ребенка


10. Беременным женщинам необходимы:

А — ежедневные прогулки на воздухе

Б — внимательное и заботливое отношение

В — избыточное питание

Г — умеренное, но полноценное питание


ОТВЕТЫ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А, Б, В

А - Г

Б

Б

В

Г

В

Б

А - Г

А, Б, Г



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

При проверке тестов за каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл.

Если в ответе 1-2 ошибки, выставляется оценка «4»

Если в ответе 3-4 ошибки, выставляется оценка «3»

Если более 5-ти ошибок, оценка «2»

Суммарная сумма баллов определяется количеством вопросов в тесте.


ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПО БИОЛОГИИ


Тема: «Строение и функции клетки. Ткани, организм человека»

1. Вид одной и той же клетки, рассматриваемой под световым и электронным микроскопом, значительно отличается. Как это объяснить? Можно ли предположить, что со временем в клетке будут открыты какие-нибудь органоиды, кроме тех, что известны?

2. Отличаются ли по размерам клетки одних и тех же тканей слона, мыши, и человека?

3. Для сохранения тканей живыми вне организма, их помещают не в воду, а в физиологический раствор, содержащий 0,95 % поваренную соль. Объясните, почему необходимо это делать.

4. Концентрация солей физиологического раствора, заменяющего иногда в опытах кровь, разная для холоднокровных (0,65%) и теплокровных (0,95%). Чем объясняется такое различие?


Тема: «Опорно-двигательная система»

1. Мышечная ткань обладает свойствами возбудимости и сократимости, нервная ткань обладает возбудимостью и проводимостью. Как можно судить о возбудимости нерва, связанного с мышцей, по ее мышечной ткани?

2. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

3. Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните, это явление?

4. У молодого петуха удалили бедренную кость, оставив только надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

5. Давно известно, что если ампутировать одну ногу, то происходит изменение внутреннего строения другой ноги. Дайте объяснение этого явления.

6. Какие свойства костей скелета обеспечивают прочность и легкость?

7. Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?

8.Замечено, что заблудившийся путник обычно уклоняется влево. Однако у людей, лучше владеющих левой рукой (левшей), наблюдается обратное явление – он «кружит вправо». Дайте объяснение этого явления.

9. При раскопках в кургане был найден скелет человека. Как определить по костям скелета пол человека?


Тема: «Учение об инфекции. Иммунитет»

1. Почему в районах Восточной Сибири не встречается малярия?

2. Почему во время болезни увеличиваются лимфатические узлы?

3. Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену левой руки, если он должен подействовать на легкие.

4. Почему в местах воспаления образуются гнойные нарывы?

5. Почему при пересадке органов больному дают препараты снижающие иммунитет?


Тема: «Система органов дыхания»

1. Легкие – орган дыхания, не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. Объясните, благодаря чему легкие могут расширяться и сжиматься.

2. При каждом дыхательном движении человек пропускает через легкие в среднем 500 кубических сантиметров воздуха. Выдыхаемый воздух содержит 16% кислорода, (на 4% меньше вдыхаемого). Рассчитайте, сколько кислорода потребляет ученик, класс (25 учащихся) за урок, если один ученик делает в 1 минуту 18 дыхательных движений.


Тема: «Пищеварение»

1. Вычислите свою (примерную) суточную потребность в воде, если суточная потребность в ней для взрослого человека равна 40г на 1 кг массы тела.

2. Если долго жевать корочку черного хлеба, то ее кисловатый вкус сменяется сладким. Почему?

3. У людей, привыкших есть много пищи и пить много жидкости, желудок растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?

4. В древней Индии для решения вопроса о невиновности или виновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен. На основании каких знаний применялось «испытание» рисом?

5. Печень называют «химической лабораторией», «продовольственным складом», «диспетчером организма». Что лежит в основе этих выражений?


Тема: «Обмен веществ. Витамины»

1. Человек может прожить без пищи 30 и более суток, без воды – около недели. Чем объяснить, что при отсутствии воды человек гибнет быстрее, чем при отсутствии пищи?

2. Недостаточное поступление воды в организм или избыточное ее выделение вызывает жажду. Объясните, как возникает жажда.

3. Давно замечено, что жажду нельзя утолить слабоминерализованной талой или дистиллированной водой, а в горячих цехах при жажде рабочим дают пить подсоленную или минеральную воду. Объясните оба случая.

4. Взрослому человеку нужно 2-2,5 л воды в сутки. При физической нагрузке потребность организма в воде увеличивается. Объясните, почему?

5. Подопытное животное кормили только белками и не давали ему углеводов. После смерти животного в его печени был обнаружен крахмал. Дайте объяснение этому явлению

.

Тема: «Выделительная система»

1. С какой целью при проверке здоровья человека и при многих заболеваниях людям делают анализ мочи?

2. При анализе мочи больного в ней было обнаружено довольно много сахара. Что можно предположить?

3. За сутки почки пропускают1700 л крови. В организме подростка ее содержится 10% от массы тела. Рассчитайте, сколько раз кровь пройдет через почки подростка массой 50 кг.

4. У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендовал ему лечить больные зубы и ангину. Объясните, чем вызвана такая рекомендация врача.


Тема: «Кожа»

1.Оставаясь длительное время в сырой одежде, можно легко простудиться даже в теплый летний вечер. Почему?

2. Почему человек, находящийся на холоде , стремится как можно быстрее двигаться?

3. Если поместить человека в бассейн, температура воды в котором 50-60 градусов Цельсия, то произойдет перегревание организма, вплоть до ожогов кожи. Почему при такой же температуре воздуха человек не получает ожогов?

4. Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются. Объясните причины этих явлений.

5. Шуба грет человека или человек шубу?

6. Почему появляется гусиная кожа?

7. Почему одежда не должна быть как очень тесной, таки очень свободной?


Тема: « Эндокринная система»

1.Ситуация: человек при переходе улицы заметил резко приближающийся автомобиль. Опишите процессы, которые происходят в организме в данной ситуации. Объясните, какую роль играет в данной ситуации эндокринная система.

2. Больная жалуется на сухость во рту, жажду, похудание, слабость, повышение аппетита. В крови наблюдается повышение уровня глюкозы, в моче – сахар. Функция какой железы у нее нарушена?

3.У жителей некоторых регионов отмечается недостаток йода в организме, функция какой железы будет нарушена из-за недостатка йода?

4. Гормоны инсулин и адреналин противоположно действуют на углеводный обмен организма. Это поддерживает постоянство внутренней среды организма. Подумайте, что произойдет, если одного из этих гормонов будет вырабатываться больше или меньше.

5. Большинство заболеваний, связанных с деятельностью желез внутренней секреции теперь вылечивается. Выскажите предположение, на каких принципах основано это лечение.



Тема: « Органы чувств»

1. Находясь в прокуренной комнате, люди через некоторое время перестают ощущать запах дыма. Почему?

2. Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрывах рекомендуют открывать рот. Почему?

3. Один физик сказал: « Глаз смотрит, а мозг видит». Как вы понимаете это выражение?

4. Глаза человека и животных не чувствуют ни жары, ни холода. Почему?

5.Двое учащихся поспорили: один утверждал, что глаза сильнее устают при рассматривании мелких предметов, расположенных близко, а другой – удаленных предметов. Кто из них прав?

6. При разговоре о вкусной пище, при виде красиво накрытого стола, приятном запахе у человека выделяется слюна, а при виде несвежей скатерти и подгоревшей пищи, наоборот, желание есть пропадает.




























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.