12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Молькова Наталия1678
Место работы МОУ Бурмакинская СОШ №2 ( группы детского сада) работаю с дошкольниками учителем - логопедом и воспитателем . Стаж работы почти 20 лет воспитателем и 10 лет учителем- логопедом. Закончила Ярославский государственный педагогический университет
Россия, Ярославская обл., Ярославская область Некрасовский район с. Бурмакино

Совместное развлечение в музее русского быта для детей 5-10 лет

«Ты капуста моя и бела и спела»

Цель: приобщение детей к русской народной культуре, обычаям, традициям.

Задачи:

- Дать представление детей о народном осеннем празднике «Капустница».

- Продолжить знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой.

- Развивать быстроту, ловкость, смекалку.

- Создавать радостное настроение.

Предварительная работа:

беседа об осени, о народных традициях связанных с осенними работами. Разучивание игры «Вейся, вейся барыня капуста»

Оборудование и материалы:

капуста, тяпка для рубки капусты, корытце, соль, сарафаны (костюмы) для хозяйки и Марфушеньки, муляжи овощей, деревянный строительный материал, канат, маска - шапочка теленочка, лошадки деревянные.

Ход мероприятия

Хозяйка

Милости просим в нашу избу. Красному гостю – красное место (дети рассаживаются). Проходите мои дороги, будьте как дома.

А собрались мы с вами на капустные посиделки, на капустницу, так крестьяне называли время, когда приходила пора убирать и солить капусту. Собрали люди последний урожай с полей, срубили капусту, ее обычно крестьяне убирали самую последнюю и начались на Руси веселые капустные посиделки. Нарядные девушки и парни обходили с песнями все дома своей деревни и помогали хозяевам капусту рубить, да солить. И мы сегодня с вами будем солить капусту, а потом веселиться. Но мне хотелось бы узнать, готовы ли вы к празднику веселому, народному. Сильные ли у вас ноги и руки? Сможете ли вы мне помогать, капусту рубить, да солить? А ну, красны молодцы умеете ли вы ногами богатырскими топать, а вы, красны девицы, умеете ли руками рукодельными хлопать? (дети отвечают) А мы сейчас и проверим.

Игра « Хлопаем, топаем»

Хозяйка предлагает детям потопать (мальчикам) и похлопать ( девочкам). Кто громче это сделает тот победитель

Хозяйка

Как я крикну «Добры молодцы» мальчики топают, а крикну «Красны девицы» девочки хлопают. (Дети выполняют задание.)

Молодцы ребятушки размялись, вижу, вы все сильные и ловкие, значит, работа у нас будет спориться.

( выходит Марфушенька- душенька ( переодетый взрослый), потягивается)

Марфушенька

Ну и разшумелись! Спать мне не дают, топают, да хлопают.

Хозяйка

Марфушенька - душенька у нас ведь гости дорогие. Ты Марфа , не ленись, хватит спать - почевать, пора дела делать. Капусту на зиму запасать, ведь без капусты щи не густы.

Марфушенька

Ой, матушка, не до гостей мне и не до работы тем более. Мне так грустно и тоскливо, осень дождливая наступила, солнышко не светит. Я сейчас на сундук залезу, да к печи поближе и спать - почевать буду .( устраивается спать на сундук)

Хозяйка

Как же ты Марфушенька можешь спать. Посмотри сколько гостей у нас сегодня много. Вставай доченька, да разомни свои ручки, да ножки. Сейчас будем капусту солить и праздник отмечать – капустницу.

Марфушенька

Праздники веселые я люблю, а работать нет. Но, думаю, вы мне все равно спать не дадите. Надо вставать… (встает с сундука идет помогать хозяйке)

Хозяйка

Посмотрите какую капусту я вырастила и бела и кругла и велика, а какая сладкая и полезная .( показать капусту) Весной я ее в огороде посадила, все лето ухаживала , поливала, полола, вот и выросла она на радость.

Огород я городила

И капустку садила

Садила беленьку

Ты, капустка, родись

И бела, и спела.

И бела, и спела

И со тыном ровна.

Но нам капусты надо много засолить, народу у нас вон сколько. (показать на детей) А чтобы засолить надо ее собрать. Давайте ребята соберем капусту с грядок, но только внимательно собираем капусту в корзину, а овощи в ведерки.У меня тут много разных овощей они мне потом пригодятся.

Игра «Соберем капусту»

( игра для детей младшего возраста)

На «грядках» разложены муляжи овощей, рядом корзина и два ведерка. Дети собирают капусту в корзину, а в ведра другие овощи.

Хозяйка

Молодцы ребята, набрали много капусты, теперь пришло время засолки. А для работы, мне нужны тяпка и корытце. Вот они (показать детям).Раньше у каждой хозяйки была своя тяпка. Она ее бережно хранила, ухаживала за ней, чтобы она не ржавела. Корытца для рубки капусты были разных размеров , как у меня.( дать возможность детям рассмотреть )

Посмотрите, как я буду это делать (показать, как рубить капусту, приговаривая).

Ты капуста, и бела, и спела, и со тыном равна. А вы хотите мне помочь? Тогда давайте поиграем.

Игра «Посолим капусту»

( Дети выполняют движения соответственно тексту).

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту мнем, мнем.

Мы капусту солим, солим.

Мы морковку трем, трем.

Молодцы поиграли, а теперь хотите попробовать порубить тяпкой капусту, в корытце.

А ну выходите, красны девицы, умение свое показать,

Не пригожим лицом, а руками золотыми.

Ведь без капусты и щи не густы!

(дети пробуют рубить капусту тяпкой)

Молодцы получается у вас хорошо! Хорошо у нас работа спориться, вот и закончили мы засолку. Пришло время веселого праздника с играми разными.

Марфушенька

Матушка я тебе забыла сказать, что у нас нынче приключилось. Сосед дед Ваня на коне скакал, да забор нам весь поломал.

Хозяйка

Ну что же делать надо забор чинить. Ребята у нас ловкие умелые нам помогут.

Игра « Починим забор»

На полу разбросаны кубики, дети строят забор из деревянного строительного материала. Игра повторяется 2-3 раза по желанию детей.

Хозяйка

Молодцы, ребята.

Марфушенька

Ой, матушка, а еще дед Ваня не только забор поломал, он еще веревку оборвал, на которой ты белье вешаешь. Надо новую веревку повесить, а прежде чем ее натянуть надо ее на прочность проверить.

Хозяйка

Давайте ребята проверим веревку на прочность.

Игра «Перетянем канат»

Дети встают по разным сторонам каната и тянут его в разные стороны. Выигрывает команда, которая перетянула канат через отметку.

Марфушенька

Молодцы ребята, но я матушка еще тебе не все сказала. Ведь дед Иван не только забор сломал, веревку разорвал , он еще нашего теленочка отпустил. Ехал- ехал на коне, да весь загон и сломал.

Хозяйка

Ребята, ой беда теленок в лес забредет, волк его съест. Останется от теленочка рожки да ножки, поймаем теленочка.

Игра «Поймаем теленочка»

Дети встают в круг, выбирают «Теленочка» (ребенок одевает шапочку) и водящего. Оба ребенка встают в круг. По команде « Раз, два, три теленочка лови» водящий ловит теленка, бегая по кругу. Дети, стоящие в кругу не выпускают теленочка из круга. ( игра повторяется несколько раз по желанию детей)

Хозяйка

Молодцы, теленочка поймали, веревку проверили, забор починили. Ну, Марфушенька - душенька, что еще дед Иван натворил?

Марфушенька

Простите меня матушка и ребята. Я специально вас проверяла, что бы узнать умеете ли вы трудиться и помогать взрослым. Я вижу, вы настоящие добры молодцы и красны девицы. Все умеете и капусту солить, и заборы чинить, и веревки тянуть, и телят ловить. Я тоже лениться больше не буду, буду матушке помогать во всех делах.

Матушка

Конечно, мы тебя прощаем, больше так не делай. А теперь, давайте устроим соревнование, кто быстрее на лошади проскачет.

Игра «Кто быстрее?»

Двое детей наперегонки скачут на деревянных лошадках.

Хозяйка

А еще в капустницу играли в игру «Вейся, вейся, барыня - капуста»

Хороводная игра «Вейся, вейся, барыня - капуста»

Дети встают в круг, но за руки не берутся, выбирают водящего «кочерыжку» он встает в середину круга. Играет плясовая музыка, дети, стоящие по кругу могут выполнять по желанию любые танцевальные движения, «кочерыжка» ходит по кругу. Как только музыка останавливается «кочерыжка» выбирает себе первый лист капусты со словами «Ты капуста завивайся, Лена ко мне присоединяйся» берет за руку ребенка. Играет музыка, и дети уже вдвоем ходят по кругу, музыка останавливается, дети берут третьего ребенка за руку со словами «Ты капуста, завивайся, Саша к нам присоединяйся», дети, стоящие по кругу помогают и говорят все вместе. Дети ходят до тех пор, пока все не встанут в круг и не возьмутся за руки.

Теперь дети все вместе говорят:

«В огороде нашем выросла капуста, вот такой ширины (расходятся, показывают),

вот такой вышины (поднимаются на носочки).

Наша барыня-капуста коренаста и крепка,

(садятся на корточки, разводят руки в стороны)

и бела и хороша. (показывают на свои щеки и улыбаются).

Будем петь и плясать (руки на пояс, ногой назад вперед)

урожай собирать, в зиму запасать!» (дети ходят, взявшись за руки по кругу).

Хозяйка

А теперь игра веселая, забавная.

Хороводная игра «У дядюшки Трифона»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

«У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!»

При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Марфушенька

Как мне с вами понравилось солить капусту, играть. Приходите еще к нам в гости, будем вместе трудиться, а потом веселиться!

Хозяйка

Конечно, придут. Вот и праздник наш веселый подошел к концу, пора нам ребята расставаться, ждем вас в гости в нашу избу. Знайте вам здесь рады всегда!

(Дети прощаются)

Список использованной литературы

Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.- сост. А.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3 изд. перераб. и допол. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015.- 304с.

Ищук В.В., Нагибина М.И. «Народные праздники», академия развития. г. Ярославль, 2000.- 160 с.

Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторы-составители: Пугачева Н.В, Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие.- м: Педагогическое общество России, 2007.- 144с.

Калина М. Сценарий развлечения с русскими народными играми «Матрена и Марфущенька» /М.Калина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2019.-№2.- 80с.

Молькова Н.В., Бутылина Н.Н./Н.В.Молькова, Н.Н. Бутылина// Ребенок в детском саду,

Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь - Волгоград: Правда. 1991. – 496с.



Приложение 1

t1667487071aa.jpg

t1667487071ab.jpg

t1667487071ac.jpg

t1667487071ad.jpg



Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.