Ты цвети, моя земля Донская!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №17 «Звёздочка»
СЦЕНАРИЙ
музыкально-литературного мероприятия
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовил:
Пестова Л.Н., старший воспитатель
2025г.
ТЕМА: Ты цвети, моя земля донская!
ЦЕЛЬ: Приобщение детей к культуре донского края. Воспитание гордости за свой народ и развитие духовности.
ЗАДАЧИ: Формировать опыт общения ребёнка с донской культурой, дающей знания, близкие и понятные ребёнку. Закрепить знания детей о традициях, духовно – нравственном образе жизни человека, живущего на Дону. Через связь музыки, художественного слова показать красоту родного края. Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоционально – художественную отзывчивость к культурному наследию донского казачества. Обогащать словарный запас словами: урядник (унтер – офицер в казачьих войсках), домовничать(заниматься домашним хозяйством), полотно, холсты, валик.
СПОСОБЫ: чтение стихов, пение песен, называние пословиц и поговорок, общение с домовёнком Прошкой, толкование (разъяснение понятий), проведение соревнований между мальчиками, хороводная игра «Сон казака».
МОТИВАЦИЯ: Путешествие в прошлое Донского края.
СОДЕРЖАНИЕ.
Под музыку дети входят в зал и выстраиваются полукругом; читают стихи.
1-й ребёнок:
Наша страна Россией зовётся,
Пусть мирное небо сияет над ней.
Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей.
2-й ребёнок:
Вот она, Россия, наша страна,
Очень и очень большая она.
Россия – Родина, наш общий дом,
Где вместе с вами мы живём.
3-й ребёнок:
Под тёплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живём.
Россия – милая, родная…
Все:
Цвети и крепни с каждым днём!
4-й ребёнок:
Под самым небом – горные отроги,
Внизу – поля, раздолье, ширина.
Бегут тропинки и пути – дороги…
Просторы эти – Родина моя!
Песня «Россия, Россия» (сл.М.Трениной, муз. С. Булдакова
Обр.Л.Олиферовой).
5-й ребёнок:
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где – то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
6-й ребёнок:
Посмотрите вокруг: зачарует краса,
Нету края прекраснее нашего.
Золотятся хлеба, зеленеют леса.
7-й ребёнок:
А какие сады на Дону,
А какие девчата – красавицы!
Наша Донская земля
Стихами и песнями славится.
8-й ребёнок:
Народ Донской – хлебосольный,
Много в нём душевной теплоты.
Славься, край певучий и раздольный,
Красота родимой стороны!
9-й ребёнок:
Ты цвети, наша Донская земля,
Становись всё краше!
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!
10 ребёнок.
Дорогие наши гости!
Мы, ребята – дошколята,
Весело живём
И трудиться очень любим,
Но и песни мы поём.
О нашем крае мы будем Вам петь,
А Вас приглашаем на нас посмотреть.
Песня «Как на зорьке заиграет» (музыка и слова народные)
Как на зорьке заиграет
Ветерок весной.
Солнце ярко озаряет
Край наш дорогой.
Кто у нас не бывал,
Кто Дона не видал,
Всех мы рады пригласить
На Дону погостить!
Вырастает, расцветает
Край наш с каждым днём.
Мы, ребята – дошколята,
Вместе с ним растём!
Ведущий: Край у нас действительно замечательный. Мы любим свой край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с нашими традициями, песнями. Да – да, именно платок, но не простой, а из бабушкиного сундука, волшебный.
Глазки вы сейчас закройте
И тихонечко постойте!
Гаснет свет. На заднем плане видны декорации: дом, плетень и т.д.
Ведущий:
Платком ярким мы махнём –
В прошлое мы попадём.
В платке ярком, расписном
Входит старина в наш дом.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг,
Вдаль бегут степные тройки,
Тают в дымке голубой.
Это старина торопит
И ведёт нас за собой.
(Дети расходятся на две стороны).
Вот и свершилось чудо, мы попали в деревню, посмотрите, как жили люди много лет назад. Что – то никого не видно!
Домовёнок Прошка: Апчхи! Апчхи!
Ведущий: Ой, кто это?
Прошка: Кто, кто! А то не знаешь! (Выскакивает из – за печки). Это я, домовёнок Прошка. В этом доме живу – поживаю, про всё на свете знаю.
Песня домовёнка Прошки.
(На мелодию «Песенки водовоза», муз. И.Дунаевского, сл.Т.Коник).
Удивительный вопрос
Задаёте вы всерьёз.
Стыдно вам, должно, друзья,
Домовёнок – это я!
В доме в каждом я живу
И покой в нём берегу.
Охраняю я очаг,
Без меня, друзья, никак!
Прошка: А вы кто такие?
Ведущая. Мы дети из детского сада.
Хотим посмотреть, как люди раньше жили, какие песни пели, как трудились. Здесь, кроме тебя, никого нет. Где все?
Прошка: Как где? Все делом заняты. Девчата «домовничают»: наводят порядок в доме, готовят обед. Да мало ли дел по хозяйству. А казачата к военной службе готовятся. Хотите посмотреть?
В центре зала стоит казак (урядник).
1 упражнение «Строевая подготовка».
Урядник: На построение становись!
Казачата строятся.
- Здорово бывали, казаки!
- Здравия желаем, господин урядник!
- Справа по два! Шагом марш!
Перестроение по два в ряд. Ходьба широким шагом по залу. Перестроение в одну шеренгу.
Урядник: Ну что, казачата, готовы к соревнованиям? (Да).
Выполняются задания:
Кто быстрее возьмёт фуражку.
Скачки на «конях».
Не слезая с «коня» саблей перерубить яблоко, лежащее на бочке (модуле).
Кто дальше прыгнет.
Победителя приветствуют троекратным «Ура!»
Урядник: А теперь нашим славным казачатам нужно отдохнуть.
Выходят девочки, исполняют песню – имитацию (на мелодию русской народной песни «А кто у нас белая…)
А в деревне у реки
Девки ткали полотно.
Они ткали и мочили,
В золушку опускали.
А с золы их вынимали,
На реку спешили.
На реку спешили,
Там холсты мочили.
А с воды их вынимали
Валиками выбивали.
На траве холсты сушили,
А потом рушники шили!
Прошка: С утра до вечера люди трудились. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.
Ребёнок: Мы знаем много пословиц и поговорок!
1-й ребёнок: Что посеешь, то и пожнёшь.
2-й ребёнок: Труд человека кормит, а лень портит.
3-й ребёнок: Терпение и труд всё перетрут.
4-й ребёнок: Мала пчела, да и та работает.
5-й ребёнок: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
6-й ребёнок: Откладывай безделье, да не откладывай дела.
7-й ребёнок: Не всяк хлеб сеет, да всяк его ест.
Ведущий: Трудятся люди днём, а вечером отдыхают: хороводы водят, песни поют, в игры играют. Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Сон казака».
Из играющих выбирается «казак», который встаёт в середине круга. Ему завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети движутся по кругу со словами: Кто с утра курей гоняет,
Песни звонкие поёт,
Спать мешает казаку,
И кричит: «Ку - ка – ре – ку!»?
Один из стоящих в кругу кричит по – петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричит. Если ему это удаётся – забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается.
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Непонятно никому,
Почему: «Му – му! Му – му»?
Кто – то из игроков мычит, изображая корову. «Казак» угадывает его и забирает к себе в середину круга. Игра продолжается.
Вот казак заснул опять,
Но недолго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать: «Кря – кря – кря!»
Действие повторяется – «казак» забирает «утку».
Надоело казаку
Кря – кря – кря с ку – ка – ре – ку.
Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
Дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротики», а «казак» догоняет тех детей, которых он забрал в круг.
Ребёнок: Посмотрите, гости наши,
Как мы весело Вам спляшем!
Нам плясать и петь не лень,
Мы б плясали целый день!
Мальчики приглашают девочек на танец «Лебеда» («Посею лебеду на берегу…).
Ведущий: Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое, пора возвращаться домой. До свидания, Прошка! А мы с вами, ребята, всегда будем помнить, на какой земле мы живём, будем беречь и уважать наследие своего народа.
1-й ребёнок: Мы гордимся тем, что здесь живём,
На земле, что стала сердцу близкой.
2-й ребёнок: Есть много мест на Дону родном,
В них добрые люди живут,
Но отдано сердце только ему –
Все: Городу Гуково одному.
В конце занятия проводится ярмарка совместных творческих работ детей и родителей.