12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Насонова Светлана Евгеньевна526
Россия, Ростовская обл., ст. Казанская

МБОУ Верхнедонская гимназия

Рабочая программа по курсу «Краеведение»

 

 Составила учитель

Насонова Светлана Евгеньевна

 

2016 год

Рабочая программа по курсу «Краеведение»

В настоящее время в России происходит изменение системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство. Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала обучающихся и обеспечению успешности ученика школы. ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) во главу угла ставит личностный результат образования, уровень которого зависит от отношения учащихся к процессу обучения в целом.

Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту предполагается, что итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определённых качествах. Идёт ориентация, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: "любящий свой народ, свой край, свою Родину".

Особая роль в развитии данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится именно краеведению. Роль краеведения неуклонно возрастает, особенно в последние годы, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других областей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. По той простой причине, что краеведение – всегда "краелюбие".

Принцип краеведческой работы – обучение путём открытий – это актуальная проблема нашего времени. Краеведение всегда несёт в себе любовь к родному краю – малой Родине, – содействует процессу укрепления и оздоровления общества. Уникальность краеведения в том, что оно является не просто совокупностью сведений о какой-либо конкретной территории, но и является школой познания, школой культурного и экологического воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разных поколений и разного уровня культуры и образования. В этой связи краеведение всегда было ещё и способом освоения и сохранения исторического опыта, своеобразным отбором всего рационального в природопользовании, хозяйственном укладе, народных промыслах, образе жизни и традициях. Использование современных образовательных технологий (СОТ) при изучении краеведения в основной школе, внедрение развивающего обучения положительно повлияет на формирование личностного потенциала учащихся, на формирование культурной, нравственной, патриотичной личности обучающегося.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

План внеурочной деятельности для обучающихся 5-6 классов является нормативным правовым актом по введению Федеральных государственных стандартов. Нормативно-правовая основа формирования плана внеурочной деятельности для обучающихся разработана на основании:

- Нормативно-правовых документов Федерального уровня:

Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации (от 21.12.2012, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 05.05.2014 №84-ФЗ)

Типовое планирование об общеобразовательном учреждении;

СанПин 2.42.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении.

- Нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации:

Письмо Минобрнауки от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования. В связи с внедрением ФГОС второго поколения краеведение приобретает все большее значение во внеурочной деятельности обучающихся. Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «Малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Верхнедонского района Ростовской области, с ее историческими и природными особенностями. Внеурочные занятия по краеведению способствуют развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Академик Российской академии образования, историк и краевед С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это понятие: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…»

Тематическое планирование учебного материала по курсу краеведения составлено в соответствии с:

вышеназванной программой;

примерной программой по краеведению для средней школы;

базисным учебным планом, который устанавливает нормативную продолжительность изучения краеведения в 5-6 классах 1 час в неделю.

Планирование интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Ростовской области на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся. Программа по краеведению раскрывает содержание регионального учебного предмета, дает примерное распределение учебных часов по классам и темам, определяет последовательность их изучения.

Программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, и построена на основе общенациональных ценностей Российского общества, таких как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура и наращивание на развитие мотивации готовности к повышению грамотности; способности обнаружить экологические проблемы в повседневной жизни, осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить человека, их ценности.

Программа по краеведению полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам, которые «направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ».

Программа разработана для занятий с обучающимися 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким понятиям, как патриотизм, чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к человеку. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем – географическим положением, природными особенностями, памятниками природы, историко-культурными и национальными памятниками.

Роль предмета

Краеведение – это одна из существенных основ корневой культуры человека, нравственности и гражданственности, становления мировоззрения, воспитания патриотизма. Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем крае, участвовать в его развитии. Краеведение – это учебная дисциплина с прошлым и настоящим родного края, важный региональный компонент учебной программы образовательного учреждения. Богатейшее собрание архивов Ростовской области, ценнейшие археологические, исторические, художественные коллекции, музеи; книжные сокровища библиотек, замечательные традиции изучения края открывают широкие возможности развития исторического, географического, литературного и лингвистического краеведения.

Краеведческое образование не только формирует определённую систему краеведческих знаний и умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для анализа источников информации; выявления причинно-следственных связей; сравнения и проектирования систем, процессов и ситуаций; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм. Эстетических ценностей; соблюдения норм поведения в природе и обществе, что соответствует образовательной миссии школы.

Развитие чувства любви к родной земле начинается с привязанности к отчиму дому, к школе, к своему краю, к тому малому миру, который доступен, близок, понятен. Когда обучающемуся становиться доступно понимание того великого, единого целого, что мы называем Родиной, «малый мир» его детских ощущений не выветривается из памяти, не исчезает бесследно. Эта главная цель краеведения. Основные направления внеурочной деятельности - изучение родного края.

Цели программы:

сформировать познавательную потребность в освоении краеведческого материала;

расширить и углубить знания обучающихся о родном крае, казачестве;

формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

воспитывать патриотизм, любовь к природе, экологические навыки.


 

Образовательные задачи:

ознакомление с природой, экологическим состоянием малой родины; истоками становления казачества, сбор материала;

овладение навыками исследовательской работы;

овладение навыками работы на ПК.


 

Воспитательные задачи:

развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

воспитание обучающихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса обучающихся к краеведению.


 

Реализация данной программы предполагает:

формирование ведущих интегративных качеств личности;

непрерывную педагогическую диагностику, переходящую в самодиагностику, самопознание;

практическую деятельность;

содержание просвещения гуманитарной культуры;

оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами района.


 

Содержательные линии программы:

Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Донского края.

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на её изучение, сохранение.

Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей Донского края в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей обучающихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.


 

Методы и формы познавательной деятельности обучающихся

Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, диспуты, викторины; презентации; проектно-исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, походы; трудовые дела; групповые тренинги.

Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок, интернет-ресурсами.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1. теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).

2. практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.


 

Планируемые результаты реализации программы:

Реализация данной программы предполагает:

в области познавательных УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

- умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его истории;

- систематизацию краеведческих знаний;

в области регулятивных УУД:

- принятие и сохранение учебной задачи;

- учитывание выделенных учителем ориентиров действия в новом материале;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

в области личностных УУД:

- проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи и малой родины;

- уважительное и бережное отношение к родной природе, к памятникам архитектуры и культуры;

- проявление активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, бережного отношения к результатам труда, осознания значимости труда;

в области коммуникативных УУД:

- формирование честности, уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдения правил культуры, организованности, пунктуальности и требовательности к себе;

- побуждение интереса к самопознанию;

- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний;

- формулирование собственного мнения и позиции, ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- умение задавать вопросы.


 

Личностные и метапредметные результаты

Личностные результаты:

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, организация на занятии парно-групповой работы.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные:

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

умение координировать свои усилия с усилиями других;

формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

КРАЕВЕДЕНИЕ. 5 КЛАСС (1 ч в неделю, 35 ч)

Раздел 1. Введение. Школа юного краеведа (3 ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Наш край в искусстве, художественной литературе и публицистике. Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ области. Географическое положение района. Геральдика. Официальные символы области, района, станицы: герб, гимн, флаг. Топонимика.

Встречи с интересными людьми, интервью:

Беседа с местными краеведами и старожилами об изменениях в жизни района за последние десятилетия.

Экскурсии:

Виды станицы и окрестностей.

Практические работы:

Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенном обучающимся.

 

Раздел 2. Азбука природы (5 ч)

Краски Донской земли: осень, зима, весна, лето. Поверхность края. Рельеф. Растительный и животный мир степи. Охрана растений и животных степи. Водоемы. Растительный и животный мир водоемов. Охрана растений и животных водоемов.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с местными старожилами о приметах, изменениях в климате, редких и катастрофических погодных явления.

Экскурсии, походы:

1. Фенологические наблюдения за погодой на местности.

2. Гидрометеоцентр (метеорологический пункт). Наблюдения за погодными явлениями. Экскурсия.

3. Местные пейзажи в разные времена года.

4. Местный водный объект (река). Определение гидрологических характеристик. Местные и акклиматизированные водные растения и животные.

Практические работы:

Учебный проект по экономному использованию и охране водных объектов.

Составление осенней икебаны из местных растений.

«Фотоохота». Фотоальбомы местных растений и животных.


 

Раздел 3. Жизнь на Дону (15 ч)

Первые поселения на Дону. Тайны Донской земли. Дикое поле. Нашествие монголо-татар. Казаки – люди вольные. Первые казачьи городки. Жилище казака. История вещей. Посуда. Одежда казаков. Казачьи семьи. Имена и фамилии. На Казачьем Кругу. Казачьи символы. Степные рыцари. Обычаи, обряды и праздники на Дону.

Встречи с интересными людьми, интервью:

Беседа со старожилами об обычаях и обрядах в нашем краю.

Экскурсии:

Экскурсия в краеведческий музей

Практические работы:

Изготовление макета хаты.

Изготовление посуды из соленого теста.

Составление легенды о своем имени или фамилии, а так же о данных родственников семьи.


 

Раздел 4. Яркие страницы истории Земли Донской (11 ч)

Ермак Могучий. В годину смуты. Степан Разин. С Петром Великим у стен Азова. На мысу Таган-Рог. Восстание под предводительством Булавина. Краснощеков Иван Матвеевич. Емельян Пугачев. Вместе с А.В.Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Казачество в годы гражданской войны. Дон в годы Великой Отечественной войны.

Экскурсии:

Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия в школьный музей «Боевой славы».

 

Раздел 5. Обобщение и повторение (1 ч)

 

КРАЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч)

 

Раздел 1. Введение. Что изучает краеведение. (1 ч)

Источники краеведческих знаний. Формирование представления о краеведении. Изучения методов краеведения.


Раздел 2. Донской край – мой край (5 ч)

Край как часть региона и страны. Геоположение станицы Казанской. Географическое положение района. Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц. Геральдика. Официальные символы области и станицы: герб, гимн, флаг. Топонимика области. Понятие «топонимика» - наука, занимающаяся исследованием происхождения, смыслового значения, развития и использования геоназваний. Исследования названий: Дон, Казанская, Кукуевский, Тубянский и др. Особенности истории станицы. Улицы станицы. Конкурс «Стихи и песни о Донском крае». Многонациональная Ростовская область.

Встречи с интересными людьми, интервью:

Беседа с местными краеведами и старожилами об изменениях в жизни района за последние десятилетия.

Экскурсии:

Виды станицы

Практические работы:

1. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов (работа с топонимическим словарем, дополни тельной литературой).

Раздел 3. Донская природа ( 6 ч)

В чем разница между погодой и климатом? Поверхность края. Природа края в древности. Леса. Степи. Растительный мир степи. Животный мир степи. Охрана растений и животных степи. Водоемы Донского края. Река Дон. Притоки Дона. Озера области. Искусственные водоемы. Растительный и животный мир водоемов. Охрана растений и животных водоемов.

Встречи с интересными людьми, интервью:

Беседа с местными лесниками, грибниками, ягодниками; рыбаками и охотниками об интересных растениях, повадках животных района.

Экскурсии:

Экологическая тропа. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных. Сбор лекарственных растений. Местные и акклиматизированные животные.

Местные пейзажи в разные времена года.

Наблюдения за погодными явлениями.

Практические работы:

Составление климатического очерка района.

Редкие и катастрофические погодные явления Донского края. Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат.

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Ростовской области, поверхностных и грунтовых вод района.

Определение местных растений по гербарию.

Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!», «Берегите природу!».


 

Раздел 4. Наш край от древности до современности (14 ч)

Следы жизни древних людей. Кочевые племена. Город Танаис. Государство Хазария. Белая Вежа. Походы русов. Золотая Орда. Откуда пошли корни казачьи? Первые казачьи городки. Жилище казаков. Быт казаков. Традиционная казачья одежда. Семейный уклад казаков. Казачий Круг. Походы казаков. Обычаи, обряды и праздники казаков: зимние обряды, весенние обряды, летние обряды, осенние обряды. Принятие Сибири в состав Русского государства. Донское казачество в Смутное время. Подвиг дивный. Степан Разин. Донской флот на службе России. Волнения на Дону. Легендарные герои Дона: Краснощеков, Пугачев, Платов, Орлов, Бакланов. Тяжелое время испытаний. Раскол казачества. Наш край в годы ВОВ. Экскурсия в школьный музей «Боевой славы». Изучение семейных архивов. Конкурс «Старая фотография рассказала». Экскурсия в краеведческий музей.

Встречи с интересными людьми, интервью:

Беседа со старожилами об обычаях и обрядах в нашем краю.

Беседа со старожилами об историческом прошлом Донского края.

Экскурсии:

Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия в школьный музей «Боевой славы».

Практические работы:

Изготовление макета куреня.

Составление родословной.

Изготовление макета казачьего струга.


 

Раздел 5. Мирное время на Дону (8 ч)

Сельское хозяйство. Промышленность. Города на Дону: Город-крепость Азов. Второе рождение Таганрога. Новочеркасск – столица казачьего Дона. Ростов – город, Ростов – Дон. Населенные пункты и природа. Полезные ископаемые Донской земли. Охрана полезных ископаемых.

Практические работы:

Полезные ископаемые, добываемые на территории района, их использование в хозяйственной деятельности и строительстве (дизайне).

Виды сельскохозяйственной деятельности в районе и его производства.

Учреждения станицы казанской по оказанию услуг населению.

Составление Альбома из фотографий, стихов о своей станице, районе, области. Внести в него места, памятники, улицы, которые связаны с историей места, внести список знаменитых людей, проживающих в станице, районе, области, указав, чем эти люди известны.


 

Обобщение (1 ч) Викторина «Знаешь ли ты свой край».

Проектные работы:

1. Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенном обучающимся.

2. Редкие и катастрофические погодные явления Донского края. Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат.

3. Биологические часы. Местное время, его влияние на самочувствие и здоровье людей.

4. Учебный проект по экономному использованию и охране водных объектов края (области).

5. Местные лекарственные и ядовитые растения. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений. Гербарий. Определение местных растений по гербарию.

6. Игра-викторина. Местные животные и растения в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

7. Наблюдение за насекомыми, следами животных в лесах области.

8. Составление осенней икебаны или подделки из местных растений.

9. Конкурс плакатов «Мой родной край».

10. «Фотоохота». Фотоальбомы местных растений и животных.

11. Составление Альбома из фотографий, стихов о своей станице, районе, области. Внести в него места, памятники, улицы, которые связаны с историей места, внести список знаменитых людей, проживающих в станице, районе, области, указав, чем эти люди известны.


 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения краеведения в основной школе ученик должен знать/понимать

изученные виды источников краеведческой информации;

основные краеведческие понятия и термины;

значение официальных символов Ростовской области, своего муниципального образования;

основные этапы и ключевые события истории своего края с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;

результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий;

изменение природной среды Донского края в результате деятельности человека; географическую зональность;

особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов области;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Ростовской области - субъекта Российской Федерации;

природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края.

Уметь:

соотносить даты событий истории Донского края с основными периодами отечественной истории;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;

показывать на плане и карте границы и географический центр Ростовской области, расположение ст. Казанской;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов Донского края, адаптации человека к местным условиям, их влияния на формирование культуры народов Дона; районов и городов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутри региональных и внешних экономических связей Ростовской области;

составлять краткую характеристику родного населенного пункта;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы Донского края; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для:

проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников.

понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;

ориентирования на местности и чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению природы и защите людей в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Донского края;

использования знаний об историческом пути и традициях народов в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


 

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.

7. Не забудьте подписать работу внизу карты!


 

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на два года обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 68 часа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.


Форма и режим занятий:

групповая работа;

экскурсии;

беседы, викторины;

коллективные творческие дела;

смотры-конкурсы, выставки;

экскурсии, поездки, походы;

трудовые дела.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:

вести устный диалог на заданную тему;

участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности обучающихся к представлению результатов работы.

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Базулева Евгения Игоревна, 22.11.16 в 21:34 2Ответить Пожаловаться
Очень интересный курс. Одна из лучших работ на конкурсе, на мой взгляд. Большое количество разнообразных форм и методов работы. Особенно понравилось то, что учащиеся еще и сами изготавливают макеты. Соотношение мыслительных и творческих работ - это всегда хорошо сказывается на усвоении темы и развитии познавательно интереса. Но в данной работе есть небольшой минус в структуре - нет календарного планирования, к сожалению...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.