Доклад на тему «Time-менеджмент в жизни учителя начальных классов»

0
0
Материал опубликован 27 December 2022

«Time-менеджмент в жизни учителя начальных классов».
PPTX / 2.14 Мб

/data/files/x1672132202.pptx («Time-менеджмент в жизни учителя начальных классов».)УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА №79 Г. ПЕНЗЫ

(МБОУ СОШ № 79 г. ПЕНЗЫ)

ул. Ладожская, д.142 А, г. Пенза, Пензенская область, 440045

телефон 455007, 455009, E-mail: school79@guoedu.ru

ОГРН 1215800007202 ИНН 5835138791



II Научно – практическая конференция педагогических работников МБОУ СОШ № 79 «Открытие»


Солопова Елизавета Исмайловна



ДОКЛАД


Тема: «Time-менеджмент в жизни учителя начальных классов».














Пенза 2022




ВВЕДЕНИЕ

За всё время существования человечества, люди многократно старались понять, изменить и остановить время. И всегда различными способами, начиная с нахождения эликсира бессмертия для продолжения человеческой жизни, завершая изобретение машины времени. О категории «времени» и по сей день проводятся постоянные дискуссии в философии, физике, психологии, педагогике и прочих науках. По этому вопросу существуют неоднозначные и порой противоречивые мнения, однако большинство учёных отмечают, что временем необходимо научится грамотно управлять.

Потому учёные предлагают реальный метод управлением времени - это тайм-менеджмент. метод управления временем актуальна для использования именно в образовательной среде. В школе как обучающемуся, так и педагогу необходимо осознать значимость времени и найти наиболее эффективный способ его стабильного использования. Учащимся данная технология поможет научиться самостоятельно, определять приоритеты цели и задачи. А педагогам тайм-менеджмент поможет с одной стороны развить и усовершенствовать навыки самоорганизации для того, чтобы избежать потери драгоценного времени, приобрести больше свободного времени для отдыха, тем самым, освободить себя от таких негативных последствий, как утомление, депрессия, стрессы, профессиональная деформация. А с другой стороны, учителя могут использовать полученные знания для обучения учащихся.

Ритм, в котором живёт большинство из нас, едва ли можно назвать спокойным и размеренным. Нехватка времени, аврал и стресс являются испытаниями, справиться с которыми под силу далеко не каждому. непрерывное пребывание в состоянии «не знаю, за что хвататься» вряд ли можно назвать подходящим, когда речь идёт о личной эффективности. Эмоциональное напряжение блокирует производительность, приводит к быстрой утомляемости и апатии. В связи с этим много сил было израсходовано на формирование методов и приёмов эффективного управления временем, получивших название тайм-менеджмента.

Цель: изучить методы и влияние приёмов эффективного управления временем на повышение продуктивности учителей начальных классов.

Задачи:

Изучить понятие «Time-менеджмент» в истории.

Изучить технологии управлением времени.

Выяснить причины нехватки времени у большинства учителей начальных классов и разработать рекомендации, направленные на его рациональное использование.


Объект исследования: тайм-менеджмент как наука и искусство управления временем.

Предмет исследования: основные инструменты тайм – менеджмента, которые позволят учителям сформировать необходимые навыки рационального использования времени.

Методы исследования: анализ научной и справочной литературы.

ГЛАВА 1. «TIME-МЕНЕДЖМЕНТ В ИСТОРИИ»

Термин «тайм-менеджмент» произошёл от английского «time» - время и «management» - управление, таким образом, тайм-менеджмент принято переводить как «управление временем». Проследить исторический путь развития теории и практики тайм-менеджмента представляется достаточно сложным, поскольку трудно определить, кому первому, где и когда пришла в голову мысль управлять временем, контролировать время, применять способы повышения эффективности производительности труда при помощи сокращения временных затрат. Несмотря на то, что в Древнем мире и в Средние века ещё не существовало широко используемого сейчас понятия «тайм-менеджмент», но ещё в начале нашей эры можно встретить отдельные положения технологий управления временем в современном его понимании.

Так, одним из первых об этом заговорил римский философ Луций Сенека.

Он приводил следующие свои идеи:

вести непрерывный учёт времени на бумаге;

оценивать потраченное время с точки зрения того, насколько хорошо оно было использовано и сколько пользы было получено;

оценивать прожитое время, обращая внимание на то, как и чем оно заполнено.

В XV веке выдающийся итальянский учёный и писатель Леон Баттиста Альберти утверждал, что всегда успешны те, кто умеет использовать с пользой и придерживается таких правил:

начинать свой день с составления списка дел на день;

распределять свои дела от самых важных до незначительных.

Термин «тайм-менеджмент» начал использоваться с 1959 года, после того, как американский бизнес-консультант Джеймс Т. Маккей выпустил первую книгу об «управлении временем». Она так и называлась — «The Management of Time», и в ней впервые была представлена целостная и продуманная система тайм-менеджмента.

По мнению А. Ю. Мыздриковой тайм-менеджмент — это технология:

направленная на организацию времени и повышение эффективности его использования (самое распространённое и общепризнанное определение);

помогающая организовать деятельность, акцентируя внимание на необратимости времени (более широкое понимание);

позволяющая использовать невосполнимое время вашей жизни в соответствии с целями и ценностями;

представляющая собой определённый набор способов и методов, направленный на сокращение временных затрат и выполнение каких-либо дел без потери качества.

М. Н. Гнатив пишет, что тайм-менеджмент подразумевает под собой действие или совокупность действий по тренировке осознанного контроля над количеством времени, которое затрачивается на определённые виды деятельности и посредством которого можно существенно увеличивать свою продуктивность и результативность.

Тайм-менеджмент включает в себя всю совокупность технологий планирования работы сотрудника организации, которые применяются сотрудником самостоятельно для повышения эффективности использования рабочего времени и повышения подконтрольности возрастающего объёма задач.

Иногда для обозначения таких технологий применяются также термины «самоменеджмент», «персональная (личная) организация труда», «управление временем», «организация времени».

Основная идея тайм-менеджмента — выполнение работы с меньшими затратами, в лучших условиях и с более качественными результатами. При этом без спешки и стрессовых ситуаций, с большей удовлетворённостью от работы. Как результат — повышение мотивации труда, рост квалификации, меньшая загруженность работой, отсутствие ошибок при выполнении профессиональных функций, достижение цели кратчайшим путём.

Основной целью изучения тайм-менеджмента все-таки является максимальное использование собственных возможностей и сознательное управление течением времени. Различают персональный (личный), ролевой (профессиональный) и социальный тайм-менеджмент.

Персональный тайм-менеджмент тесно связан с личностным саморазвитием и осуществляется лично человеком, целью которого является повышение эффективности своей деятельности. Для этого каждый человек применяет собственные методы и подходы, извлекая информацию из разных источников, а также свои идеи по повышению эффективности использования личного времени.

Ролевой тайм-менеджмент позволяет человеку достигать максимальной эффективности, выполняя определённую социальную роль, чаще — профессиональную. Тайм-менеджмент — это на 50 % психология трудовой деятельности и ещё на 50 % методы повышения эффективности труда, заимствованные из НОТ (научной организации труда). В таком тайм-менеджменте обычно требуется помощь профессионального консультанта.

Социальный тайм-менеджмент относится в основном к межличностным отношениям и (или) коллективному управлению временем нескольких людей. Распространённый пример данного тайм-менеджмента — корпоративный. Большая часть усилий социального управления временем основана на оптимизации процессов взаимодействия людей (бизнес-процессов, организационных и коммуникационных процессов), и только впоследствии некоторое внимание уделяется именно методам тайм-менеджмента.

Тайм-менеджмент – навык, который должен присутствовать в каждом. Это полезно не только для вашей работы, но также и для личной жизни. Трата времени – одно из худших привычек, которая может появиться у вас. Оно как яд, медленно распространяется по вашей жизни до тех пор, пока у вас нечего не останется в жизни. Польза от тайм-менеджмента очень большая и вот только несколько из них:

Большое снижение уровня стресса.

Все мы знаем, насколько работа и жизнь могут быть полны стресса. Очень много надо сделать, а времени никогда не хватает. Приобретение навыков тайм-менеджмента поможет вам планировать день более эффективней. Вы можете организовывать дела и выделять среди них приоритеты. Как только вы научитесь этому, вы сможете увидеть всю пользу тайм-менеджмента, так как у вас будет время на все, и вы не будете в стрессе от того, что не можете завершить все во время. Этот поворот жизни приведет вас к лучшему здоровью.

Повышение продуктивности.

Если вы научитесь приводить свое время в порядок эффективнее, то вы вероятнее всего удивитесь, сколько всего вы можете завершить в течение дня. Выделение приоритетов позволит вам завершить одно дело в определенное время, вместо того, чтобы бегать вокруг, как безголовая курица, и прыгать с одного задания на другое. Вы увидите, как легко можно завершить те же самые дела, потратив наименьшее количество времени.

Контроль.

Да, вы можете взять контроль над своей жизнью в свои руки. Вместо того чтобы работа диктовала вам, вы научитесь навыкам тайм-менеджмента и сами будете диктовать время. И каждый раз, когда вы завершаете то или иное задание, у вас появится чувство достижения, удовлетворенности и более всего, повыситься ваша самооценка. Вы сможете доказать себе и окружающим, что можете это сделать. Вы планируете, день настолько эффективно, что у вас еще останется время в запасе.

Это всего лишь несколько примеров эффективности тайм-менеджмента. Список на самом деле бесконечен, так как одно ведет к следующему и так далее. Навыки выделения приоритетов и организация дел научат вас контролировать себя и собственную жизнь.

Такие простые вещи, как составление списка дел на каждый день и расстановка дел по приоритетам, внесет огромные изменения в вашу жизнь. Вы можете приложить все свои силы на выполнение важного дела, вместо того, чтобы растрачивать свое драгоценное время на несколько задач. Изучение навыков тайм-менеджмента будет полезна вашим коллегам по работе и вашей семье, но что самое главное, оно окажет огромное влияние на вас. Начните с планирования сегодняшнего дня и увидите, насколько вы почувствуете себя лучше.



ГЛАВА 2. «ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ В ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ» Глава 2.1. «Использование способов управления временем в жизни преподавателя».

В настоящее время педагогические работники осуществляют работу в режиме
многозадачности. Они должны не только повышать социальный статус образования,
но и решать множество задач, связанных с охраной и укреплением физического и
психического здоровья обучающихся, созданием благоприятных условий для их
развития, формирования общей культуры личности, привития нравственных, эстетических, интеллектуальных ценностей, а также формирования у них потребности в здоровом образе жизни. Кроме того, педагог сам при этом должен обладать определенными компетенциями и специальными знаниями, позволяющими ему качественно выполнять свою работу.

Важность решения педагогическим работником множества рабочих задач и проблем, связанных с постоянным самосовершенствованием и повышением своего профессионального уровня в условиях катастрофической нехватки времени, а также необходимостью выполнения определенных домашних обязанностей, может привести к его нервно-психическому утомлению и переутомлению, поставить под угрозу не только свое здоровье, но и непосредственно сам педагогический процесс.

Будучи педагогом в начальной школе я, как и многие другие, испытывала проблемы, связанные с напряжённым графиком работы, переработками, работой на дому, низкой заработной платой, отсутствием помощи и поддержки со стороны коллег и руководителей, неспособностью самостоятельно решать профессиональные проблемы, неспособностью к самообразованию, как и из-за нехватки времени, так и из-за усталости. Зачастую все эти проблемы являются предвестниками многих болезней, стрессов и эмоциональных выгораний.

Для того, чтобы научиться планировать свой рабочий день, рационально использовать своё время, не только на работу, но и на отдых, в настоящее время существуют различные техники управления собственным временем, одной из таких является тайм-менеджмент.

Считаю, что современному педагогу необходимо знание основ тайм-менеджмента, для того чтобы правильно и рационально организовывать своё рабочее и личное время для достижения целей, что, в свою очередь, позволит сохранить работоспособность и предотвратить возможность возникновения стресса.

Сейчас в мире разрабатываются разные направления тайм менеджмента, а также в интернете можно найти массу книг по тайм-менеджменту, курсы и тренинги. Но универсальных навыков тайм-менеджмента не существует. Каждый создаёт для себя уникальную систему управления временем. Тогда в итоге можно получить не только карьерный рост, но получить удовлетворение от каждого дня, сделать режим своей жизни, как следствие работы привычным, ожидаемым, лёгким.


Глава 2.2. «Рекомендации по применению «Time-менеджмента» на практике»

Эффективность планирования рабочего времени базируется на целях деятельности в зависимости от их длительности: краткосрочных и долгосрочных. Такая основа управления не требует дополнительных усилий, поскольку все обозначенные действия и мероприятия получили свои предельные сроки в ходе процесса организации.

Важно планировать свой рабочий день вечером, подводя итоги пройденного дня, и расписывать план на следующий день с учетом форс-мажоров. Делать это можно в блокноте, в таблице личного ПК или смартфона, используя гугл или мэйл-календарь. Важно, чтобы вы видели своими глазами, что вам надо сделать и что вы сделать не успели. Вариант «все держать в уме» не подходит – слишком большой риск пропустить важную встречу либо срочное дело.

Важно планировать свой рабочий день вечером, подводя итоги пройденного дня, и расписывать план на следующий день с учетом форс-мажоров.

Был проведён опрос учителей начальных классов. Цель опроса: изучить мнение преподавателей; выявить основные причины, влияющие на неуспеваемость в работе педагога. На графике наглядно видно, что основная причина «Воры времени», т.е. учитель отвлекается на внешние раздражители – гаджеты, оказывают негативное влияние на продуктивность работы. (График 1)

График 1.


t1672132156aa.gif

На основании полученных данных я разработала следующие рекомендации для эффективной организации педагогами и специалистами своего рабочего и личного времени:

формулировать и ставить перед собой конкретные цели и использовать предложенные на тренинге варианты по составлению плана действий для их достижения;

периодически проводить оценку достигнутых результатов, сравнивать их с запланированными целями и при необходимости своевременно корректировать;

при планировании дел распределять их по важности и срочности;

при выполнении крупных и важных дел стараться делить их на более мелкие части и поэтапно выполнять;

во избежание лишения себя полноценного отдыха стараться выполнять всю работу в рабочее время, не забирая ее домой;

для восстановления сил использовать в течение дня физкультурные паузы и физкультурные минутки;

обязательно выделять время на обеденный перерыв и отдых;

знать о временных ресурсах и поглотителях времени, а также регламентировать время проведения в Интернете и социальных сетях;

использовать знания о самом себе и особенностях своего организма для более эффективного планирования рабочего времени и выполнения поставленных задач.

Со временем применяя данные техники и приёмы тайм-менеджмента, пусть и не в комплексе, вы перестанете откладывать дела и уклоняться от исполнения своих обязанностей, появится возможность быстрее и точнее оценивать заданную работу, свои возможности. Будет возникать меньше стрессовых ситуаций, так как не будет поводов беспокойства о сроках выполнения работы, появится больше времени для саморазвития, занятий спортом и отдыха, что напрямую зависит от продуктивности специалиста.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тайм-менеджмент - современное явление, которое стало основой для организации жизни успешного человека. В ходе работы мной был проведён исторический анализ и выделены основные этапы формирования предпосылок для развития современного тайм-менеджмента, изучены конкретные технологии тайм-менеджмента, направленные на преодоление или нивелирование факторов, приводящих к неэффективному использованию времени.

Рассмотрены основные причины, приводящие к потерям времени, которые благодаря систематическому использованию методик тайм-менеджмента можно ликвидировать.

Проведённые исследования по тайм-менеджменту подтвердили, что если овладеть приёмами тайм-менеджмента и использовать их в повседневной жизни, то можно спланировать выполнение своих дел по времени так, чтобы успевать делать всё, что поможет достичь поставленной цели. Это поможет в будущем стать успешным человеком. В ходе исследований я пришла к выводу, что надо использовать стиль жизни «День по расписанию».

Влияние использования тайм – менеджмента на дальнейшую успешность человека доказана примерами из жизни конкретных людей, которые стали известными политиками, философами, и даже руководителями государств, а именно: Сенека (римский философ и мыслитель); Фрэнсис Бэкон (английский учёный, политик, философ); Бенжамин Франклин (политический деятель, дипломат, журналист, изобретатель, писатель); Дэвид Эйзенхауэр (государственный и военный деятель, генерал армии, президент США), и многие другие.

В настоящее время умение организовывать своё время стало актуальной компетентностью успешного учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адамс, Б. Время: секреты управления. – М.: АСТ Астрель, 2004. – 304 с.

Азарова, О.Н. Тайм-менеджмент за 30 минут. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 160 с.

Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 264 с.

Арон, Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: Прогресс, 1997. – 608 с.

Бачинин, В.А., Сандулов Ю.А. История Западной социологии. Учебное пособие. – СПб: Лань, 2002. – 384 с.

Бишов, А., Бишов, К. Самоменеджмент. Эффективно и рационально. – М.: Омега-Л, 2005. – 125 с.

Вронский, А.И. Как управлять своим временем. – Ростов н/Д.: Феникс, 207, – 224 с.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.