Доклад на тему «Time-менеджмент в жизни учителя начальных классов»
«Time-менеджмент в жизни учителя начальных классов».
PPTX / 2.14 Мб
/data/files/x1672132202.pptx («Time-менеджмент в жизни учителя начальных классов».)УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕНЗЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА ШКОЛА №79 Г. ПЕНЗЫ
(МБОУ СОШ № 79 г. ПЕНЗЫ)
ул. Ладожская, д.142 А, г. Пенза, Пензенская область, 440045
телефон 455007, 455009, E-mail: school79@guoedu.ru
ОГРН 1215800007202 ИНН 5835138791
II Научно – практическая конференция педагогических работников МБОУ СОШ № 79 «Открытие»
Солопова Елизавета Исмайловна
ДОКЛАД
Тема: «Time-менеджмент в жизни учителя начальных классов».
Пенза 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. «TIME-МЕНЕДЖМЕНТ В ИСТОРИИ» 4
ГЛАВА 2. «ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ В ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ» 7
Глава 2.1. «Использование способов управления временем в жизни преподавателя». 7
Глава 2.2. «Рекомендации по применению «Time-менеджмента» на практике» 7
За всё время существования человечества, люди многократно старались понять, изменить и остановить время. И всегда различными способами, начиная с нахождения эликсира бессмертия для продолжения человеческой жизни, завершая изобретение машины времени. О категории «времени» и по сей день проводятся постоянные дискуссии в философии, физике, психологии, педагогике и прочих науках. По этому вопросу существуют неоднозначные и порой противоречивые мнения, однако большинство учёных отмечают, что временем необходимо научится грамотно управлять.
Потому учёные предлагают реальный метод управлением времени - это тайм-менеджмент. метод управления временем актуальна для использования именно в образовательной среде. В школе как обучающемуся, так и педагогу необходимо осознать значимость времени и найти наиболее эффективный способ его стабильного использования. Учащимся данная технология поможет научиться самостоятельно, определять приоритеты цели и задачи. А педагогам тайм-менеджмент поможет с одной стороны развить и усовершенствовать навыки самоорганизации для того, чтобы избежать потери драгоценного времени, приобрести больше свободного времени для отдыха, тем самым, освободить себя от таких негативных последствий, как утомление, депрессия, стрессы, профессиональная деформация. А с другой стороны, учителя могут использовать полученные знания для обучения учащихся.
Ритм, в котором живёт большинство из нас, едва ли можно назвать спокойным и размеренным. Нехватка времени, аврал и стресс являются испытаниями, справиться с которыми под силу далеко не каждому. непрерывное пребывание в состоянии «не знаю, за что хвататься» вряд ли можно назвать подходящим, когда речь идёт о личной эффективности. Эмоциональное напряжение блокирует производительность, приводит к быстрой утомляемости и апатии. В связи с этим много сил было израсходовано на формирование методов и приёмов эффективного управления временем, получивших название тайм-менеджмента.
Цель: изучить методы и влияние приёмов эффективного управления временем на повышение продуктивности учителей начальных классов.
Задачи:
Изучить понятие «Time-менеджмент» в истории.
Изучить технологии управлением времени.
Выяснить причины нехватки времени у большинства учителей начальных классов и разработать рекомендации, направленные на его рациональное использование.
Объект исследования: тайм-менеджмент как наука и искусство управления временем.
Предмет исследования: основные инструменты тайм – менеджмента, которые позволят учителям сформировать необходимые навыки рационального использования времени.
Методы исследования: анализ научной и справочной литературы.
ГЛАВА 1. «TIME-МЕНЕДЖМЕНТ В ИСТОРИИ»
Термин «тайм-менеджмент» произошёл от английского «time» - время и «management» - управление, таким образом, тайм-менеджмент принято переводить как «управление временем». Проследить исторический путь развития теории и практики тайм-менеджмента представляется достаточно сложным, поскольку трудно определить, кому первому, где и когда пришла в голову мысль управлять временем, контролировать время, применять способы повышения эффективности производительности труда при помощи сокращения временных затрат. Несмотря на то, что в Древнем мире и в Средние века ещё не существовало широко используемого сейчас понятия «тайм-менеджмент», но ещё в начале нашей эры можно встретить отдельные положения технологий управления временем в современном его понимании.
Так, одним из первых об этом заговорил римский философ Луций Сенека.
Он приводил следующие свои идеи:
– вести непрерывный учёт времени на бумаге;
– оценивать потраченное время с точки зрения того, насколько хорошо оно было использовано и сколько пользы было получено;
– оценивать прожитое время, обращая внимание на то, как и чем оно заполнено.
В XV веке выдающийся итальянский учёный и писатель Леон Баттиста Альберти утверждал, что всегда успешны те, кто умеет использовать с пользой и придерживается таких правил:
– начинать свой день с составления списка дел на день;
– распределять свои дела от самых важных до незначительных.
Термин «тайм-менеджмент» начал использоваться с 1959 года, после того, как американский бизнес-консультант Джеймс Т. Маккей выпустил первую книгу об «управлении временем». Она так и называлась — «The Management of Time», и в ней впервые была представлена целостная и продуманная система тайм-менеджмента.
По мнению А. Ю. Мыздриковой тайм-менеджмент — это технология:
– направленная на организацию времени и повышение эффективности его использования (самое распространённое и общепризнанное определение);
– помогающая организовать деятельность, акцентируя внимание на необратимости времени (более широкое понимание);
– позволяющая использовать невосполнимое время вашей жизни в соответствии с целями и ценностями;
– представляющая собой определённый набор способов и методов, направленный на сокращение временных затрат и выполнение каких-либо дел без потери качества.
М. Н. Гнатив пишет, что тайм-менеджмент подразумевает под собой действие или совокупность действий по тренировке осознанного контроля над количеством времени, которое затрачивается на определённые виды деятельности и посредством которого можно существенно увеличивать свою продуктивность и результативность.
Тайм-менеджмент включает в себя всю совокупность технологий планирования работы сотрудника организации, которые применяются сотрудником самостоятельно для повышения эффективности использования рабочего времени и повышения подконтрольности возрастающего объёма задач.
Иногда для обозначения таких технологий применяются также термины «самоменеджмент», «персональная (личная) организация труда», «управление временем», «организация времени».
Основная идея тайм-менеджмента — выполнение работы с меньшими затратами, в лучших условиях и с более качественными результатами. При этом без спешки и стрессовых ситуаций, с большей удовлетворённостью от работы. Как результат — повышение мотивации труда, рост квалификации, меньшая загруженность работой, отсутствие ошибок при выполнении профессиональных функций, достижение цели кратчайшим путём.
Основной целью изучения тайм-менеджмента все-таки является максимальное использование собственных возможностей и сознательное управление течением времени. Различают персональный (личный), ролевой (профессиональный) и социальный тайм-менеджмент.
Персональный тайм-менеджмент тесно связан с личностным саморазвитием и осуществляется лично человеком, целью которого является повышение эффективности своей деятельности. Для этого каждый человек применяет собственные методы и подходы, извлекая информацию из разных источников, а также свои идеи по повышению эффективности использования личного времени.
Ролевой тайм-менеджмент позволяет человеку достигать максимальной эффективности, выполняя определённую социальную роль, чаще — профессиональную. Тайм-менеджмент — это на 50 % психология трудовой деятельности и ещё на 50 % методы повышения эффективности труда, заимствованные из НОТ (научной организации труда). В таком тайм-менеджменте обычно требуется помощь профессионального консультанта.
Социальный тайм-менеджмент относится в основном к межличностным отношениям и (или) коллективному управлению временем нескольких людей. Распространённый пример данного тайм-менеджмента — корпоративный. Большая часть усилий социального управления временем основана на оптимизации процессов взаимодействия людей (бизнес-процессов, организационных и коммуникационных процессов), и только впоследствии некоторое внимание уделяется именно методам тайм-менеджмента.
Тайм-менеджмент – навык, который должен присутствовать в каждом. Это полезно не только для вашей работы, но также и для личной жизни. Трата времени – одно из худших привычек, которая может появиться у вас. Оно как яд, медленно распространяется по вашей жизни до тех пор, пока у вас нечего не останется в жизни. Польза от тайм-менеджмента очень большая и вот только несколько из них:
Большое снижение уровня стресса.
Все мы знаем, насколько работа и жизнь могут быть полны стресса. Очень много надо сделать, а времени никогда не хватает. Приобретение навыков тайм-менеджмента поможет вам планировать день более эффективней. Вы можете организовывать дела и выделять среди них приоритеты. Как только вы научитесь этому, вы сможете увидеть всю пользу тайм-менеджмента, так как у вас будет время на все, и вы не будете в стрессе от того, что не можете завершить все во время. Этот поворот жизни приведет вас к лучшему здоровью.
Повышение продуктивности.
Если вы научитесь приводить свое время в порядок эффективнее, то вы вероятнее всего удивитесь, сколько всего вы можете завершить в течение дня. Выделение приоритетов позволит вам завершить одно дело в определенное время, вместо того, чтобы бегать вокруг, как безголовая курица, и прыгать с одного задания на другое. Вы увидите, как легко можно завершить те же самые дела, потратив наименьшее количество времени.
Контроль.
Да, вы можете взять контроль над своей жизнью в свои руки. Вместо того чтобы работа диктовала вам, вы научитесь навыкам тайм-менеджмента и сами будете диктовать время. И каждый раз, когда вы завершаете то или иное задание, у вас появится чувство достижения, удовлетворенности и более всего, повыситься ваша самооценка. Вы сможете доказать себе и окружающим, что можете это сделать. Вы планируете, день настолько эффективно, что у вас еще останется время в запасе.
Это всего лишь несколько примеров эффективности тайм-менеджмента. Список на самом деле бесконечен, так как одно ведет к следующему и так далее. Навыки выделения приоритетов и организация дел научат вас контролировать себя и собственную жизнь.
Такие простые вещи, как составление списка дел на каждый день и расстановка дел по приоритетам, внесет огромные изменения в вашу жизнь. Вы можете приложить все свои силы на выполнение важного дела, вместо того, чтобы растрачивать свое драгоценное время на несколько задач. Изучение навыков тайм-менеджмента будет полезна вашим коллегам по работе и вашей семье, но что самое главное, оно окажет огромное влияние на вас. Начните с планирования сегодняшнего дня и увидите, насколько вы почувствуете себя лучше.
В настоящее время педагогические работники осуществляют работу в режиме
многозадачности. Они должны не только повышать социальный статус образования,
но и решать множество задач, связанных с охраной и укреплением физического и
психического здоровья обучающихся, созданием благоприятных условий для их
развития, формирования общей культуры личности, привития нравственных, эстетических, интеллектуальных ценностей, а также формирования у них потребности в здоровом образе жизни. Кроме того, педагог сам при этом должен обладать определенными компетенциями и специальными знаниями, позволяющими ему качественно выполнять свою работу.
Важность решения педагогическим работником множества рабочих задач и проблем, связанных с постоянным самосовершенствованием и повышением своего профессионального уровня в условиях катастрофической нехватки времени, а также необходимостью выполнения определенных домашних обязанностей, может привести к его нервно-психическому утомлению и переутомлению, поставить под угрозу не только свое здоровье, но и непосредственно сам педагогический процесс.
Будучи педагогом в начальной школе я, как и многие другие, испытывала проблемы, связанные с напряжённым графиком работы, переработками, работой на дому, низкой заработной платой, отсутствием помощи и поддержки со стороны коллег и руководителей, неспособностью самостоятельно решать профессиональные проблемы, неспособностью к самообразованию, как и из-за нехватки времени, так и из-за усталости. Зачастую все эти проблемы являются предвестниками многих болезней, стрессов и эмоциональных выгораний.
Для того, чтобы научиться планировать свой рабочий день, рационально использовать своё время, не только на работу, но и на отдых, в настоящее время существуют различные техники управления собственным временем, одной из таких является тайм-менеджмент.
Считаю, что современному педагогу необходимо знание основ тайм-менеджмента, для того чтобы правильно и рационально организовывать своё рабочее и личное время для достижения целей, что, в свою очередь, позволит сохранить работоспособность и предотвратить возможность возникновения стресса.
Сейчас в мире разрабатываются разные направления тайм менеджмента, а также в интернете можно найти массу книг по тайм-менеджменту, курсы и тренинги. Но универсальных навыков тайм-менеджмента не существует. Каждый создаёт для себя уникальную систему управления временем. Тогда в итоге можно получить не только карьерный рост, но получить удовлетворение от каждого дня, сделать режим своей жизни, как следствие работы привычным, ожидаемым, лёгким.
Эффективность планирования рабочего времени базируется на целях деятельности в зависимости от их длительности: краткосрочных и долгосрочных. Такая основа управления не требует дополнительных усилий, поскольку все обозначенные действия и мероприятия получили свои предельные сроки в ходе процесса организации.
Важно планировать свой рабочий день вечером, подводя итоги пройденного дня, и расписывать план на следующий день с учетом форс-мажоров. Делать это можно в блокноте, в таблице личного ПК или смартфона, используя гугл или мэйл-календарь. Важно, чтобы вы видели своими глазами, что вам надо сделать и что вы сделать не успели. Вариант «все держать в уме» не подходит – слишком большой риск пропустить важную встречу либо срочное дело.
Важно планировать свой рабочий день вечером, подводя итоги пройденного дня, и расписывать план на следующий день с учетом форс-мажоров.
Был проведён опрос учителей начальных классов. Цель опроса: изучить мнение преподавателей; выявить основные причины, влияющие на неуспеваемость в работе педагога. На графике наглядно видно, что основная причина «Воры времени», т.е. учитель отвлекается на внешние раздражители – гаджеты, оказывают негативное влияние на продуктивность работы. (График 1)
График 1.
На основании полученных данных я разработала следующие рекомендации для эффективной организации педагогами и специалистами своего рабочего и личного времени:
– формулировать и ставить перед собой конкретные цели и использовать предложенные на тренинге варианты по составлению плана действий для их достижения;
– периодически проводить оценку достигнутых результатов, сравнивать их с запланированными целями и при необходимости своевременно корректировать;
– при планировании дел распределять их по важности и срочности;
– при выполнении крупных и важных дел стараться делить их на более мелкие части и поэтапно выполнять;
– во избежание лишения себя полноценного отдыха стараться выполнять всю работу в рабочее время, не забирая ее домой;
– для восстановления сил использовать в течение дня физкультурные паузы и физкультурные минутки;
– обязательно выделять время на обеденный перерыв и отдых;
– знать о временных ресурсах и поглотителях времени, а также регламентировать время проведения в Интернете и социальных сетях;
– использовать знания о самом себе и особенностях своего организма для более эффективного планирования рабочего времени и выполнения поставленных задач.
Со временем применяя данные техники и приёмы тайм-менеджмента, пусть и не в комплексе, вы перестанете откладывать дела и уклоняться от исполнения своих обязанностей, появится возможность быстрее и точнее оценивать заданную работу, свои возможности. Будет возникать меньше стрессовых ситуаций, так как не будет поводов беспокойства о сроках выполнения работы, появится больше времени для саморазвития, занятий спортом и отдыха, что напрямую зависит от продуктивности специалиста.
Тайм-менеджмент - современное явление, которое стало основой для организации жизни успешного человека. В ходе работы мной был проведён исторический анализ и выделены основные этапы формирования предпосылок для развития современного тайм-менеджмента, изучены конкретные технологии тайм-менеджмента, направленные на преодоление или нивелирование факторов, приводящих к неэффективному использованию времени.
Рассмотрены основные причины, приводящие к потерям времени, которые благодаря систематическому использованию методик тайм-менеджмента можно ликвидировать.
Проведённые исследования по тайм-менеджменту подтвердили, что если овладеть приёмами тайм-менеджмента и использовать их в повседневной жизни, то можно спланировать выполнение своих дел по времени так, чтобы успевать делать всё, что поможет достичь поставленной цели. Это поможет в будущем стать успешным человеком. В ходе исследований я пришла к выводу, что надо использовать стиль жизни «День по расписанию».
Влияние использования тайм – менеджмента на дальнейшую успешность человека доказана примерами из жизни конкретных людей, которые стали известными политиками, философами, и даже руководителями государств, а именно: Сенека (римский философ и мыслитель); Фрэнсис Бэкон (английский учёный, политик, философ); Бенжамин Франклин (политический деятель, дипломат, журналист, изобретатель, писатель); Дэвид Эйзенхауэр (государственный и военный деятель, генерал армии, президент США), и многие другие.
В настоящее время умение организовывать своё время стало актуальной компетентностью успешного учителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАдамс, Б. Время: секреты управления. – М.: АСТ Астрель, 2004. – 304 с.
Азарова, О.Н. Тайм-менеджмент за 30 минут. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 160 с.
Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 264 с.
Арон, Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: Прогресс, 1997. – 608 с.
Бачинин, В.А., Сандулов Ю.А. История Западной социологии. Учебное пособие. – СПб: Лань, 2002. – 384 с.
Бишов, А., Бишов, К. Самоменеджмент. Эффективно и рационально. – М.: Омега-Л, 2005. – 125 с.
Вронский, А.И. Как управлять своим временем. – Ростов н/Д.: Феникс, 207, – 224 с.