Урок географии в 8 классе на тему «Типы климата нашей страны»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Типы климата нашей страны»
АВТОР: Ипкаева Елена Александровна
Тема урока | Типы климата нашей страны | | ||||||||||||||||||||
Тип урока | изучение нового материала | | ||||||||||||||||||||
Цель | 1.Совершенствовать умение самостоятельно, посредством анализа текста, карт атласа, давать характеристику типа климата, работать над составлением таблицы 2.Продолжить формировать умения устанавливать закономерности между элементами климата в определенном климатическом поясе или климатической области 3. Формировать умение работы в группе, развивать монологическую речь | | ||||||||||||||||||||
Задачи и планируемые результаты | Предметные: учащиеся должны знать типы климата России. Метапредметные : учащиеся должны уметь объяснять: особенности климата России, различать типы климата. Регулятивные: - учащиеся должны вести планирование собственной деятельности, оценку качества и уровень усвоения. Познавательные: Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, учебника, атласа, презентации. Выработка алгоритма действий. Коммуникативные: Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности). Личностные: Учащиеся проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде. Осознают целостность природы Земли. | | ||||||||||||||||||||
Когнитивная часть | «Мозговой штурм», «Карта ассоциаций» | | ||||||||||||||||||||
Формируемые УУД | Личностные: личностное самоопределение, смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целями учебной деятельности и её мотивом, нравственно – этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям. Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, оценка и саморегуляция в организации своей учебной деятельности, умение ставить проблему и искать пути её решения. Познавательные: общеучебные(самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, смысловое чтение текста и извлечение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме), логические (анализ и синтез учебной информации, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями. | | ||||||||||||||||||||
Ресурсы | Климатическая карта России, атласы, , учебник, лист с алгоритмом работы | | ||||||||||||||||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||
Актуализация знаний и навыков выполнения учебных действий | Приветствие. Проверка готовности к уроку (необходимы атласы для 8 класса, тетради, линейка, простой карандаш; ручка, учебник). Информирует о необходимости подготовиться к проверке ранее изученного материала по теме «Климат России». Объявляет форму проверки – тестовые задания с последующей взаимопроверкой. | Oсуществляют самопроверку готовности к уроку. | регулятивные | |||||||||||||||||||
Самопроверка и взаимопроверка результатов роботы | Вопросы тестовой работы: 1. Cамые низкие средние температуры января: а) в Предкавказье; б) на Камчатке; в) в Якутии. 2. Изотермы января располагаются на территории России: а) в широтном направлении; б) с северо-запада на юго-восток. 3. Изотермы июля располагаются на территории России ближе: а) к широтному направлению; б) к меридиональному направлению. 4. Где в России располагается район с самой высокой температурой июля: а) на юге Дальнего Востока; б) на Прикаспийской низменности; в) на Побережье озера Байкал. 5. Где располагается полюс холода Cеверного полушария: а) в Оймяконе; б) в Магадане; в) в Верхоянске. | Oтвечают на вопросы теста. Взаимопроверка тестовых работ. | Познавательные Коммуникативные | |||||||||||||||||||
Введение в изучение нового материала | Постановка проблемного вопроса Как вы думаете, почему в пределах умеренного климатического пояса при движении с запада на восток изменяется количество осадков, показатели температуры воздуха, особенно в зимний период? Что такое климатические области? Что мы должны ещё изучить? Цель урока: изучить основные типы климата России и научиться по картам атласа определять их характерные климатические показатели. | Участвуют в формулировании темы и целей урока Оcмысливают тему урока. Проявляют интерес к новому содержанию | Познавательные | |||||||||||||||||||
Изучение нового материала | Объявляет тему урока: «Климатические пояса и типы климата России» и задачи урока. Учитель объясняет, как определять основные климатические показатели на примере арктического климатического пояса. Проверяет правильность определения климата субарктического климатического пояса. Обратите внимание на то, что каждый климатический пояс имеет свой тип климата с характерными особенностями: в арктическом поясе – арктический климат, в субарктическом поясе – субарктический климат, но особое внимание надо уделить умеренному климатическому поясу. В этом поясе располагается очень большая по площади территория страны и по мере движения с запада на восток и с севера на юг температуры воздуха, количество выпадающих осадков будут существенно отличаться, возрастает континентальность климата. В связи с этим, в пределах умеренного климатического пояса выделяют климатические области. Таким образом, климатические области – это территории в пределах одного климатического пояса, имеющие различия в температурных условиях и в увлажнении. Определите по карте, как выделены климатические области? Начертить в тетради таблицу «Характеристика типов климата»
| Записывают тему урока в тетради. Работают с климатической картой в атласе. Записывают в тетрадь определение «Климатическая область». Заполняют в тетради таблицу «Характеристика типов климата России». Самостоятельно определяют характерные особенности климатических поясов и областей умеренного климатического пояса по картам учебника и атласа. | Познавательные Коммуникативные | |||||||||||||||||||
Анализ результатов деятельности | Заполнение таблицы «Характеристика типов климата» Работа в парах Взаимопроверка. Следит за ходом самостоятельной работы . | Совместно, в парах, выполняют задания. Объясняют свои ответы. Осуществляют взаимооценку. | Регулятивные, оценивание действий личных и групповых | |||||||||||||||||||
Практическое закрепление знаний и умений деятельности | Закрепление умений работать с картой: на экране изображение территории России, необходимо определить, в какой климатической области она расположена? Какая территория России изображена на картине? (Картины полуострова Камчатка) Определите климатическую область и её характерные данные. Корректирует знания обучающихся. | Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия. Оценивют результаты своей работы. Моделируют и формулируют ответы. Корректируют свои знания. | Коммуникативные Регулятивные, оценивание действий личных и групповых | |||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности на уроке | Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке. Организует рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Организует фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 1.Какую цель сегодня на уроке вы ставили перед собой? 2. Вы достигли поставленной цели? 3. Вспомните слова, с которых начали урок. Поднимите руку те, кто считает, что сегодня совершил открытие САМ? 4. Как вы оцените свою работу на уроке? (В тетради либо по пятибалльной шкале). 5. Для чего вам необходимо выполнять домашнее задание? (Чтобы закрепить знания о типах климата России). | Проводят рефлексию собственной деятельности на уроке, оценивают себя, фиксируют неразрешенные для себя затруднения, где и как их можно разрешить. | Познавательные Регулятивные | |||||||||||||||||||
Выдача домашнего задания | Комментирует домашнее задание. | Организуют обсуждение и запись домашнего задания. | |