Урок по географии в 8 классе «Зима и лето в нашей северной стране»

4
0
Материал опубликован 17 January 2016

Учитель географии МБОУ «Гимназия 42»

г. Барнаул Бабайлова Н.В.

Урок географии в 8 классе по теме: "Зима и лето в нашей северной стране" (8 класс)

Цели урока:

1) Образовательные:

Создание условий для осознания и осмысления понятия сезонность и континентальность климата, умение определять по картам показатели (атмосферного давления, среднегодовое количество осадков, средние температуры января и июля), умение определять особенности погоды на синоптических картах.

2) Развивающие:

Развитие умения составлять причинно-следственные связи; проводить исследование по различным метеорологическим картам (синоптических, изотерм, давления и температуры воздуха, среднегодовых количества осадков); делать обобщения и выводы.

Формирование умения описывать климат.

Развитие умений владения письменной и устной речью.

Формирование опыта рефлексивно - оценочной деятельности.


3) Воспитательные:

Осознание учениками ценности знания особенностей сезонов года в России для решения различных проблем и задач при определении климатического потенциала.
Тип урока: Урок построения новых знаний.

Форма урока: Урок-исследование

Оборудование: УМК «Полярная звезда» по географии 8 класса: учебник, атлас, тетрадь-тренажер, ЭП к учебнику; синоптическая карта; презентация «Зима и лето в нашей северной стране»; дидактические материалы к учебному занятию (карточки-задания для групп); образовательные ресурсы Интернет, интерактивная доска.

Дидактическая структура занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Встреча с пробле-мой

1. Актуализация опыта

Ребята! Вы любите путешествовать по России? В каких городах России вы побывали?

 

Я люблю путешествовать по России, посещать различные города и села. (Показываю изображения парка в разные времена года) Посмотрите внимательно на изображения, какое различие вы заметили?

Сформулируйте тему урока

 

Приводят примеры городов и сел, в каких они побывали или хотят побывать.

Предполагают, что это будет тема урока

 

Отвечают: фотографии сделаны в одном месте, но время года – различное (зима и лето).

 

Зима и лето в нашей северной стране (слайд) записывают в тетрадь тему урока.

 

2. Создание проблемной ситуации

Ребята, а в каком городе вы бы хотели жить относительно типа климата?

Чем вы руководствуетесь, выбирая город?

(Запись на доске высказываний учащихся)

Как вы думаете, всегда ли растут фрукты и овощи на территории нашей страны?

Что влияет на рост и развитие растений, температуры воды в море?

Почему на всей территории России мы не можем, например, выращивать ананасы? Что мешает этому?

 

Вы знаете, что у нас резко выделены 4 времени года (осень, зима, весна, лето), чем это обусловлено? (слайд: Климатическая карта России)

 

 

 

 

Кто знает, что такое синоптическая карта и для чего она нужна?

Тогда какова цель нашего урока?

 

Называют города, где бы им хотелось жить.

Обосновывают свой выбор. (Круглый год достаточно высокие температуры, произрастает достаточно большое количество фруктов и овощей, недалеко от моря)

 

Отвечают: Нет

 

Отвечают: какое время года (сезон)

Ответ: различие в условиях необходимых для роста и развития ананаса и теми климатическими или сезонными условиями, которые наблюдаются на территории России.

Высказывают предположения. Мнения могут разойтись.

По слайду формулируют понятие сезонности климата, и от каких факторов она зависит.

Сезонность климата = что это + факторы влияния.

(Записывают в тетрадь)

 

Высказывают различные предположения.

Отвечают: Как географическое положение влияет на климат; какие существуют особенности зимнего и летнего сезонов в нашей стране; что такое синоптическая карта.

 

3.Осознание и формулировка проблемы

А как проанализировать сезонность климата в тот или ином месте нашей страны? (проблема).

 

Какими картами нужно пользоваться?

Для этого я вам предлагаю провести исследование территории России с помощью различных видов климатических карт.

 

 

Отвечают: нужна информация. Знать и уметь пользоваться различными видами климатических карт для анализа территории

2. Пост-роение нового знания. Исследо-вание.

1. Сбор и анализ имеющейся информации

Что значит исследовать территорию?

 

Где можно взять информацию?

Как источник информации сегодня мы используем карточку. (Выполняется в тетради).

Для того, чтобы выполнить задание №1, предлагаю проработать это задание в паре. Обратите особое внимание на доску (экран), там прописаны правила групповой работы. Время выполнения задания №1 составляет 10 минут. (Дается 4 варианта карточки №1. Вариант №1 – для 1-го ряда, №2-для второго и т.д. Через 10 минут Создается большая команда целого рядя, которая обменивается информацией, делает общий вывод по заданной проблеме. Работа в большой команде – 2 минуты..)

 

 

Собрать информацию. Провести анализ и сделать выводы.

Учебник, атлас, карта (на доске)

Работа в парах по исследовательским заданиям. Делают выбор в соответствии с возможностями и обосновывают его.

Создаются группы, решается поставленная проблема, делаются выводы, затем они обобщаются, готовят выступление-защита.

 

2. Обобщение информации

Представьте выбранный вами населенный пункт и охарактеризуйте особенности зимнего и летнего сезонов в нем. 4-5 предложений.

 

 

В ходе исследования, какую тенденцию вы заметили при продвижении в глубь континента?

 

Вводится понятие «континентальность климата»

Рассматривается влияние теплых и холодных течений на климат. Карта климатических поясов и морских течений России (слайд). Объясните почему происходит смещение (расширение) арктического и субарктического пояса на восток?

 

 

 

Предлагается составить свой прогноз погоды на ближайщие сутки по синоптической карте.

 

Синоптическая карта России (слайд). (Работа происходит аналогичным образом, как и с заданием №1).

 

Защита проекта (выступление групп). Показывают населенный пункт на карте с помощью специального маркера (стилус) для интерактивной доски и выделяют цветом его на карте. Дается характеристика сезонности климата.

 

Ответ: Чем дальше от океанов и глубже в континент, тем увеличиваются контрасты во временах года (лето-жаркое, зима-холодная).

Записывают в тетрадь определение континентальности климата

 

Ответ: Из-за теплого Северо -Американского теплого течения, омывающего северо-запад Евразии происходит сужение арктического и субарктического климатического пояса страны. А Курило – Камчатское холодное течение делает климат холоднее и суше на северо – востоке страны, что и приводит к расширению холодных климатических поясов.

 

Выполняют 2-е исследовательское задание «Прогноз погоды на ближайщие сутки города N (вместо N указывают город, который прописан во 2 карточки)».

 

3.Связывание информации

А сейчас с помощью результатов исследования определите, какая континентальность климата в нашем городе и почему?

 

Озвучивают свои варианты ответов, подкрепляют доказательствами.

3. Рефле-ксия

Ребята, теперь вернемся к нашей цели урока. Узнали ли мы, как географическое положение влияет на климат?

Что такое: 1) сезонность климата;2) континентальность климата.

 

 

 

 

 

Какое действие оказывают морские течения?

 

Для чего нужна синоптическая карта?

Как вы думаете, из-за достаточно большого разнообразия типов климата и континентальности везде ли комфортно жить человеку?

Комфортность климата мы рассмотрим на следующем уроке.

 

Обратите внимание на домашнее задание (слайд)

 

 

 

 

В самом конце урока предлагаю продолжить предложение (рефлексивный экран)

Сегодня я узнал...

У меня получилось...

3.Урок дал мне для жизни...

4.Было трудно...

5. Я оцениваю свою работу на уроке…

 

Ответ: да, узнали

 

 

Ответ:1) Изменение состояние различных показателей (атмосферного давления, температуры, количества и типа осадков и т.д.) в зависимости от сезона; 2)отдаленность территории от океанов; чем дальше территория находится от океанов, тем континентальность возрастает и увеличивается различие между летним и зимним сезоном.

 

Ответ: отепляющее или наоборот, зависит от типа течения (теплое или холодное оно).

Ответ: Для представления о поведении метеорологических процессов во времени и для составления прогноза погоды.

Ответ: нет, не везде

 

 

 

 

Учебник: §20+устно вопросы после параграфа.

Тренажер: стр. 35, №12

Творческое задание: составить прогноз погоды на день любого населенного пункта России.

Комментарии

Жаль, автор не загрузил презентацию к уроку.Урок выстроен по технологии урока-исследования. Актуален. Современен. Можно было поучаствовать в конкурсе уроков-исследований по географии. Спасибо.

7 February 2016