Урок по географии в 8 классе «Зима и лето в нашей северной стране»
Учитель географии МБОУ «Гимназия 42»
г. Барнаул Бабайлова Н.В.
Урок географии в 8 классе по теме: "Зима и лето в нашей северной стране" (8 класс)
Цели урока:
1) Образовательные:
Создание условий для осознания и осмысления понятия сезонность и континентальность климата, умение определять по картам показатели (атмосферного давления, среднегодовое количество осадков, средние температуры января и июля), умение определять особенности погоды на синоптических картах.
2) Развивающие:
Развитие умения составлять причинно-следственные связи; проводить исследование по различным метеорологическим картам (синоптических, изотерм, давления и температуры воздуха, среднегодовых количества осадков); делать обобщения и выводы.
Формирование умения описывать климат.
Развитие умений владения письменной и устной речью.
Формирование опыта рефлексивно - оценочной деятельности.
3) Воспитательные:
Осознание учениками ценности знания особенностей сезонов года в России для решения различных проблем и задач при определении климатического потенциала.
Тип урока: Урок построения новых знаний.
Форма урока: Урок-исследование
Оборудование: УМК «Полярная звезда» по географии 8 класса: учебник, атлас, тетрадь-тренажер, ЭП к учебнику; синоптическая карта; презентация «Зима и лето в нашей северной стране»; дидактические материалы к учебному занятию (карточки-задания для групп); образовательные ресурсы Интернет, интерактивная доска.
Дидактическая структура занятия
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Встреча с пробле-мой |
1. Актуализация опыта Ребята! Вы любите путешествовать по России? В каких городах России вы побывали?
Я люблю путешествовать по России, посещать различные города и села. (Показываю изображения парка в разные времена года) Посмотрите внимательно на изображения, какое различие вы заметили? Сформулируйте тему урока |
Приводят примеры городов и сел, в каких они побывали или хотят побывать. Предполагают, что это будет тема урока
Отвечают: фотографии сделаны в одном месте, но время года – различное (зима и лето).
Зима и лето в нашей северной стране (слайд) записывают в тетрадь тему урока. |
2. Создание проблемной ситуации Ребята, а в каком городе вы бы хотели жить относительно типа климата? Чем вы руководствуетесь, выбирая город? (Запись на доске высказываний учащихся) Как вы думаете, всегда ли растут фрукты и овощи на территории нашей страны? Что влияет на рост и развитие растений, температуры воды в море? Почему на всей территории России мы не можем, например, выращивать ананасы? Что мешает этому?
Вы знаете, что у нас резко выделены 4 времени года (осень, зима, весна, лето), чем это обусловлено? (слайд: Климатическая карта России)
Кто знает, что такое синоптическая карта и для чего она нужна? Тогда какова цель нашего урока? |
Называют города, где бы им хотелось жить. Обосновывают свой выбор. (Круглый год достаточно высокие температуры, произрастает достаточно большое количество фруктов и овощей, недалеко от моря)
Отвечают: Нет
Отвечают: какое время года (сезон) Ответ: различие в условиях необходимых для роста и развития ананаса и теми климатическими или сезонными условиями, которые наблюдаются на территории России. Высказывают предположения. Мнения могут разойтись. По слайду формулируют понятие сезонности климата, и от каких факторов она зависит. Сезонность климата = что это + факторы влияния. (Записывают в тетрадь)
Высказывают различные предположения. Отвечают: Как географическое положение влияет на климат; какие существуют особенности зимнего и летнего сезонов в нашей стране; что такое синоптическая карта. |
|
3.Осознание и формулировка проблемы А как проанализировать сезонность климата в тот или ином месте нашей страны? (проблема).
Какими картами нужно пользоваться? Для этого я вам предлагаю провести исследование территории России с помощью различных видов климатических карт. |
Отвечают: нужна информация. Знать и уметь пользоваться различными видами климатических карт для анализа территории |
|
2. Пост-роение нового знания. Исследо-вание. |
1. Сбор и анализ имеющейся информации Что значит исследовать территорию?
Где можно взять информацию? Как источник информации сегодня мы используем карточку. (Выполняется в тетради). Для того, чтобы выполнить задание №1, предлагаю проработать это задание в паре. Обратите особое внимание на доску (экран), там прописаны правила групповой работы. Время выполнения задания №1 составляет 10 минут. (Дается 4 варианта карточки №1. Вариант №1 – для 1-го ряда, №2-для второго и т.д. Через 10 минут Создается большая команда целого рядя, которая обменивается информацией, делает общий вывод по заданной проблеме. Работа в большой команде – 2 минуты..) |
Собрать информацию. Провести анализ и сделать выводы. Учебник, атлас, карта (на доске) Работа в парах по исследовательским заданиям. Делают выбор в соответствии с возможностями и обосновывают его. Создаются группы, решается поставленная проблема, делаются выводы, затем они обобщаются, готовят выступление-защита. |
2. Обобщение информации Представьте выбранный вами населенный пункт и охарактеризуйте особенности зимнего и летнего сезонов в нем. 4-5 предложений.
В ходе исследования, какую тенденцию вы заметили при продвижении в глубь континента?
Вводится понятие «континентальность климата» Рассматривается влияние теплых и холодных течений на климат. Карта климатических поясов и морских течений России (слайд). Объясните почему происходит смещение (расширение) арктического и субарктического пояса на восток?
Предлагается составить свой прогноз погоды на ближайщие сутки по синоптической карте.
Синоптическая карта России (слайд). (Работа происходит аналогичным образом, как и с заданием №1). |
Защита проекта (выступление групп). Показывают населенный пункт на карте с помощью специального маркера (стилус) для интерактивной доски и выделяют цветом его на карте. Дается характеристика сезонности климата.
Ответ: Чем дальше от океанов и глубже в континент, тем увеличиваются контрасты во временах года (лето-жаркое, зима-холодная). Записывают в тетрадь определение континентальности климата
Ответ: Из-за теплого Северо -Американского теплого течения, омывающего северо-запад Евразии происходит сужение арктического и субарктического климатического пояса страны. А Курило – Камчатское холодное течение делает климат холоднее и суше на северо – востоке страны, что и приводит к расширению холодных климатических поясов.
Выполняют 2-е исследовательское задание «Прогноз погоды на ближайщие сутки города N (вместо N указывают город, который прописан во 2 карточки)». |
|
3.Связывание информации А сейчас с помощью результатов исследования определите, какая континентальность климата в нашем городе и почему? |
Озвучивают свои варианты ответов, подкрепляют доказательствами. |
|
3. Рефле-ксия |
Ребята, теперь вернемся к нашей цели урока. Узнали ли мы, как географическое положение влияет на климат? Что такое: 1) сезонность климата;2) континентальность климата.
Какое действие оказывают морские течения?
Для чего нужна синоптическая карта? Как вы думаете, из-за достаточно большого разнообразия типов климата и континентальности везде ли комфортно жить человеку? Комфортность климата мы рассмотрим на следующем уроке.
Обратите внимание на домашнее задание (слайд)
В самом конце урока предлагаю продолжить предложение (рефлексивный экран) Сегодня я узнал... У меня получилось... 3.Урок дал мне для жизни... 4.Было трудно... 5. Я оцениваю свою работу на уроке…
|
Ответ: да, узнали
Ответ:1) Изменение состояние различных показателей (атмосферного давления, температуры, количества и типа осадков и т.д.) в зависимости от сезона; 2)отдаленность территории от океанов; чем дальше территория находится от океанов, тем континентальность возрастает и увеличивается различие между летним и зимним сезоном.
Ответ: отепляющее или наоборот, зависит от типа течения (теплое или холодное оно). Ответ: Для представления о поведении метеорологических процессов во времени и для составления прогноза погоды. Ответ: нет, не везде
Учебник: §20+устно вопросы после параграфа. Тренажер: стр. 35, №12 Творческое задание: составить прогноз погоды на день любого населенного пункта России. |
Хлюпина Татьяна Леонидовна