12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрова Алёна Вячеславовна39
Россия, Иркутская обл., Нижнеудинск

Типы речи

Ход урока.

Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. Как вы уже поняли, сегодня мы будем работать в группах. Перед каждым из вас лежит Маршрутный лист, сегодня он у нас побудет вместо тетради. Давайте сосредоточимся и настроимся на работу.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Ребята, прослушайте шуточное стихотворение и попробуйте определить тему урока.

В стране русского языка, под деревом сидели трое...

Первый очень странный тип -Целый день в теньке сидит

Никого не замечает -Рассуждает, рассуждает:

И второй тип непростой, Сообщает день – деньской.

Словно сводка новостей, Полон всяких он вестей.

Обо всем на свете знает, Ничего он не скрывает.

Третий тип нас не обидит! Он опишет всё, что видит.

Он расскажет, кто какой -Птица, рыба, зверь лесной…

Кто такие здесь сидят? Каждому помочь хотят

Очень мудрым, умным быть И красиво говорить.

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Определите тему урока. Записываем тему: Типы речи. Какие мы поставим цели перед собой?

Цели:

1.Развивать навыки работы по определению типа речи предложенного текста;

2. Добиться понимания характерных черт каждого типа речи;

3.Уметь составлять текст определенного типа.

II. Актуализация знаний

-Ребята, а что это такое? – типы речи. Это способы изложения речи.

- Правильно. Тип речи – это способ отражения окружающей действительности.

- Как вы понимаете выражение « окружающая действительность»? - Мы говорим и пишем о том, что видим, о чём думаем, как понимаем происходящее вокруг.
- Итак, в своей речи мы отражаем окружающую действительность. Тип речи- способ отражения окружающего нас мира. Таким образом, значение текста, создаваемого нами , зависит от содержания высказывания.
- Сколько различают типов речи?
( Три: повествование, описание, рассуждение)
1. - Каково значение каждого типа речи?

Описание -

Повествование -

Рассуждение –

2. Когда мы описываем, повествуем, рассуждаем, что мы создаем? – текст.

- Что такое текст? Это неск предлож связанных по смыслу и грамматич

- Назовите признаки текста. Вступление, основная часть, заключение. А также заголовок, гл. мысль и тема.

Конструирование текста. В своих Маршрутных листах найдите задание №1.

Определите, что в нём? Давайте прочитаем. _____________

Это текст? Почему? Что нужно сделать, чтобы получился текст?

1. Бедная девочка осталась одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц.
2.Но олень не смел остановиться, пока не добежал до куста с красными ягодами.

3.Затем он стрелой пустился назад.
4.Тут он спустил девочку и по щекам его покатились крупные блестящие слезы.

5.Она побежала вперед что было мочи.

- Расставьте цифры, которые покажут последовательность предложений в тексте.

- К какому типу речи относится этот текст? Из какой сказки этот отрывок?

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

- Сейчас вы поработаете в группах. Обратим внимание на задание 2 в Маршрутном листе.

Прочитайте внимательно, ответьте на вопросы и приготовьтесь отвечать, правильно сформулировать высказывания помогут образцы на доске. На подготовку у вас 3 минуты. Работаем.

1 группа

1(Снежинка)превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллиона снежных звёздочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного , сверкающего белого льда! И, однако, живая. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира.
Определите тип речи _____Описание
Сформулируйте вопрос к тексту ____какая_
Найдите художественные приемы преобладают в тексте (эпитеты, сравнения)? (Подчеркни в тексте)
(бывает описание человека, интерьера, местности, пейзажа ) Какое описание у нас?

2 группа

1.В тот вечер, когда Кай вернулся домой и уже почти совсем разделся перед сном, он вскарабкался на стул у окна и стал смотреть сквозь круглое окошко в том месте, где лёд на стекле растаял. За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти. Росла, росла, пока, наконец, не превратилась в женщину
1.Определите тип речи ______Повествование
2. Сформулируйте вопрос к тексту ___Что произошло?
3. От какого лица ведётся повествование?___от 3 лица, те перед нами авторское повествование
Какая часть речи преобладает в тексте? Подчеркните её . Почему? Глагол, сов вида, обозначает последовательное развитие действия

2.Жил-был Тролль, злой-презлой – сущий дьявол. Как-то раз он был в хорошем настроении, потому что смастерил зеркало, отражаясь в котором всё доброе и прекрасное исчезало, а всё плохое и безобразное, напротив, выглядело ещё отвратительнее и бросалось в глаза
1.Определите тип речи Рассуждение
2. Сформулируйте вопрос к тексту Почему?
3. Выпишите слова, которые помогают раскрыть основную мысль текста тролль
- сущий дьявол, хорошее настроение – смастерил зеркало, доброе исчезало, а всё плохое бросалось в глаза
Что объясняется в данном тексте? Почему Тролль был в хорошем настроении?

- Молодцы! Я думаю, что с первой задачей мы справили: можем определять тип текста и доказывать свою точку зрения.

5. Физминутка А теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь в зимнем лесу. Тихо, не колышутся деревья, всё спит. Но что это? Вдруг налетел ветер, покажите, как он колышет ветки деревьев, поднимает снежный вихрь. Открыли глаза, посмотрели в окно. Отдохнули, снова за работу.

6. Обобщение и систематизация знаний

-А теперь переходим ко второй задаче: добиться понимания характерных черт каждого типа речи.

Обратимся к заданию №3  

Памятка "Как определить тип речи"

Тип речи

Какие части речи преобладают:

С какой целью создаются?

О чем говорится в тексте?

На кой вопрос отвечает текст?


Сколько рисунков потребуется, чтобы передать содержание текста?

описание

прилагательные

Дать

информацию

о предмете, его признаках, свойствах

Одновременные действия

Какой ?


1

повествование

глаголы

Дать

информацию

о действиях

и событиях


Последовательные действия

Что произошло?


много

рассуждение

наречия, существительные

Доказать

то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.


причина

Почему?


-


- Заполните таблицу, используя опорные схемы, которые вы видите на доске.

По окончании работы обменяйтесь карточками.

В чем возникли затруднения?

Дайте характеристику типам речи.


-Ребята, мы составили для себя памятку «Как определить тип речи». Давайте сразу ее используем. У нас осталась последняя задача - уметь составлять текст определенного типа. Сегодня на уроке мы с вами работаем по сказке «Снежная королева». О каком времени года говорится в этой сказке? (о зиме) Посмотрите в окно. Какое время года вы наблюдаете? (весна) Давайте уже забудем о холодной зиме и будем радоваться наступающей весне! Созданную нами памятку мы применим для создания текста о весне. Продолжаем работать в группах. Создайте текст того типа речи, с которым вы работали весь урок. Тема: «Весна». Приступаем.

Сравните темы:

Зимний день.
Почему надо много читать?

Как мы лепили снежную бабу.
В каком случае (в какой теме) надо описывать?
В каком повествовать, сообщать, рассказывать?
В каком – рассуждать?

Что в тексте может помочь нам определить тип речи?

7. Рефлексия.

- Давайте поиграем в игру «Да-нет», таким образом мы оценим себя сами. Я вам буду зачитывать утверждение, если Вы согласны, то ставите в своём Маршрутном листе +, если нет - -. Всем понятно?

Игра «да-нет»

- Правда ли, что в текстах-описаниях рассказывается о событиях в определённой последовательности?

- Правда ли, что в текстах-повествованиях происходят какие-то события?

- Правда ли, что текстах-повествованиях что-либо доказывается, раскрывается причина события или явления?

- Правда ли, что главное в текстах-описаниях – это признаки предметов или явлений?

- Правда ли, что в текстах-рассуждениях приводятся доказательства какой либо мысли?

-Используя разные типы речи, опишем наш сегодняшний урок, а помогут нам в этом такие слова:

Урок сегодня (какой? познавательный, интересный…)

Настроение ( какое? радостное, спокойное….)Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (описание)

Теперь вспомним, что мы делали на уроке?Узнали…..Учились…..Стремились….

Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (повествование)

Теперь докажем, что мы все работали хорошо. Это будет наш тезис.

Во-первых, мы узнали….( какие бывают типы речи и чем они отличаются )

Во-вторых, учились…..( определять типы речи на примерах разных текстов)

Вывод: урок сегодня… ( познавательный, интересный, запоминающийся, необычный).

Спасибо за урок! Можете быть свободны!







«Путеводитель урока русского языка»

Тема:

«Типы речи (подготовка к ВПР)»

Тип занятия:

Урок комплексного применения знаний и умений

Форма:

Урок развития речи

Цель:

закрепить и расширить теоретические знания обучающихся по обозначенной теме, добиться понимания характерных черт каждого типа речи;

развивать навыки работы по определению типа речи предложенного текста; по написанию текстов разных типов и их практическому применению;

развивать устную и письменную речь обучающихся, соответствующую нормам русского литературного языка;

расширять представления обучающихся о формах организации учебной деятельности, способах получения учебной информации в целях повышения качества образования, результативности, развития умения учиться;

способствовать устранению тревожности, ощущения психологического дискомфорта учеников, возникающих вследствие неуверенности в собственных знаниях, повышать мотивацию к учебной деятельности в целом и к предмету «Русский язык» в частности.

Содержание учебно-познавательной деятельности:

отработка и осознание понятий «тип речи», «описание», «повествование», «рассуждение», алгоритма определения типологической отнесенности текста.

Содержание учебно-практической деятельности:

отработка навыков учебного сотрудничества, поиска информации, выхода из проблемной ситуации, оценивания деятельности, коммуникативных навыков создания текстов по определенным установкам, аргументированного выражения мнения.

Формируемые УУД и планируемые результаты:

Личностные: оценивание усваиваемого содержания;

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения; контроль, коррекция, оценка;

Познавательные: закрепление представления об особенностях текстов разных типов речи, совершенствование навыков по составлению текстов, расширение кругозора, целеполагание; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

На уроке обучающиеся научатся:

-различать и определять типы речи;

- выявлять особенности каждого типа речи;

-составлять текст по определенному типу речи.

Эти навыки потребуются обучающимся при выполнении заданий 8,10 в Всероссийской проверочной работе по русскому языку за 5 класс, а также при написании сочинений на ОГЭ и ЕГЭ.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

момент

- организовывает внимание и дает пояснение по работе с оценочным листом.

Распределение по группам (карточки 3-х цветов в виде смайлика)

- распределяются в группы в соответствии выбранного цвета;

- определяют своё эмоциональное состояние на начало урока.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации.


Стихотворение о типах речи

- высказывают предположения, с помощью учителя (если затрудняются) формулируют тему и цель для изучения на уроке;

- записывают тему урока в оценочный лист;

-планируют собственную деятельность на уроке.



Актуализация знаний

- организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог;

- организует выполнение учащимися пробных учебных действий.

Конструирование текста

- выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал;

- заполняют оценочные листы;

- отвечают на вопросы учителя;

Расставляют цифры предложений в правильном порядке для создания текста

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

- организует ситуацию для применения и добывания знаний учащимися в новой ситуации.

Работа в группах. Определить тип текста. Выполнить задания к тексту.

- применяют новые знания, способы деятельности в измененной ситуации.

Физминутка

- создает условия для снятия переутомления учащихся, смены вида деятельности, переключения внимания.

- выполняют физминутку.

Обобщение и систематизация знаний

- контролирует выполнение работы;

- обеспечивает формирование целостной системы ведущих знаний, установление внутрипредметных и межпредметных связей.

- организует выполнение творческого задания.

1.Создание памятки «Как определить тип речи». 2. Создание текста определённого типа речи (по группам).

- выполняют задание, пользуясь алгоритмом и знаниями полученными ранее;

- выполняют предложенные учителем задания;

- обобщают знания об изученном материале;

- отвечают на вопросы учителя; - проговаривают вслух формулировки правил.

Рефлексия (подведение итогов урока)

- организует работу по рефлексии и самооценке деятельности учащихся на уроке;

- подводит итог урока, выставляет оценки.

Игра «Да-нет» (+ или - ) Оцениваем соседа справа.

Используя разные типы речи описываем наш урок.


- анализируют свою деятельность и деятельность группы по достижению цели; - определяют своё эмоциональное состояние на конец урока; - осуществляют самооценку своей учебной деятельности.












































Приложение


Схема текста-описания

(кто? что? какой?)

«Фотография»

Одновременные признаки

Ведущая роль принадлежит именам прилагательным

Обозначение предмета описания.

Признаки предмета.

Отношение к предмету описания.




Схема текста-повествования

(что случилось?)

«Кинофильм»

Последовательные события

Ведущая роль принадлежит глаголам

Начало событий (место и время, с чего все началось – завязка).

Развитие действия.

Высшая точка (кульминация), главное событие.

Развязка











Схема текста-рассуждения

(почему что-то происходит?)

Причина

Ведущая роль принадлежит

наречиям, существительным


Тезис (мысль, которая будет доказываться).

Аргументы (доказательства).

Вывод (подтверждение тезиса).

    








































Маршрутный лист_________________________________________________________ФИ

Дата: Девятнадцатое марта

Классная работа

Тема урока:__________________________________________________

Задание № 1

Расставьте цифры, которые покажут последовательность предложений в тексте.

1.Бедная девочка осталась одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц.
2.Олень не смел остановиться, пока не добежал до куста с красными ягодами.

3.Затем он стрелой пустился назад.
4.Тут он спустил девочку и по щекам его покатились крупные блестящие слезы.

5.Она побежала вперед что было мочи.

Ответ:___________________________

К какому типу речи относится этот текст? Из какой сказки этот отрывок?

Задание №2

1 группа

1(Снежинка)превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллиона снежных звёздочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного , сверкающего белого льда! И, однако, живая. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира.
Определите тип речи ____________________
Сформулируйте вопрос к тексту ______________________

Найдите художественные приемы, которые преобладают в тексте (эпитеты, сравнения)? (Подчеркните их в тексте)

Карточка №3

Памятка "Как определить тип речи?"

Тип речи

Какие части речи преобладают:

С какой целью создаются?

О чем говорится в тексте?

На кой вопрос отвечает текст?


Сколько рисунков потребуется, чтобы передать содержание текста?


































Игра «Да-нет»



Оценка за урок:___________

(фамилия того, кто оценивал______________________________)

Маршрутный лист_________________________________________________________ФИ


Дата: Девятнадцатое марта

Классная работа

Тема урока:__________________________________________________

Задание № 1

Расставьте цифры, которые покажут последовательность предложений в тексте.

1.Бедная девочка осталась одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц.
2.Олень не смел остановиться, пока не добежал до куста с красными ягодами.

3.Затем он стрелой пустился назад.
4.Тут он спустил девочку и по щекам его покатились крупные блестящие слезы.

5.Она побежала вперед что было мочи.

Ответ:___________________________

К какому типу речи относится этот текст? Из какой сказки этот отрывок?

Задание №2

2 группа

1.В тот вечер, когда Кай вернулся домой и уже почти совсем разделся перед сном, он вскарабкался на стул у окна и стал смотреть сквозь круглое окошко в том месте, где лёд на стекле растаял. За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти. Росла, росла, пока, наконец, не превратилась в женщину.
Определите тип речи _________________________
Сформулируйте вопрос к тексту ______________________
От какого лица ведётся повествование?__________________________________

Какая часть речи преобладает в тексте? Запишите._________________________________________

Карточка №3

Памятка "Как определить тип речи"

Тип речи

Какие части речи преобладают:

С какой целью создаются?

О чем говорится в тексте?

На кой вопрос отвечает текст?


Сколько рисунков потребуется, чтобы передать содержание текста?


































Игра «Да-нет»



Оценка за урок:___________

(фамилия того, кто оценивал______________________________)





Маршрутный лист_________________________________________________________ФИ

Дата: Девятнадцатое марта

Классная работа

Тема урока:__________________________________________________

Задание № 1

Расставьте цифры, которые покажут последовательность предложений в тексте.

1.Бедная девочка осталась одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц.
2.Олень не смел остановиться, пока не добежал до куста с красными ягодами.

3.Затем он стрелой пустился назад.
4.Тут он спустил девочку и по щекам его покатились крупные блестящие слезы.

5.Она побежала вперед что было мочи.

Ответ:___________________________

К какому типу речи относится этот текст? Из какой сказки этот отрывок?

Задание №2

3 группа

Жил-был Тролль, злой-презлой – сущий дьявол. Как-то раз он был в хорошем настроении, потому что смастерил зеркало, отражаясь в котором всё доброе и прекрасное исчезало, а всё плохое и безобразное, напротив, выглядело ещё отвратительнее и бросалось в глаза.

1.Определите тип речи _________________________________________________________________
2. Сформулируйте вопрос к тексту _______________________________________________________
3. Выпишите слова, которые помогают раскрыть основную мысль текста _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________
Что объясняется в данном тексте? _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Карточка №3

Памятка "Как определить тип речи"

Тип речи

Какие части речи преобладают:

С какой целью создаются?

О чем говорится в тексте?

На кой вопрос отвечает текст?


Сколько рисунков потребуется, чтобы передать содержание текста?


































Игра «Да-нет»



Оценка за урок:___________

(фамилия того, кто оценивал______________________________)


15


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.