Статья «Типы уроков по ФГОС в основном общем образовании»

0
0
Материал опубликован 26 March 2019 в группе

 ТИПЫ УРОКОВ ПО ФГОС В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Перемены, происходящие в российском образовании, требуют уско­ренного совершенствования образовательного пространства, определения новых целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Урочная система построения учебных занятий позволяет учителю осуществить наиболее рациональную последовательность занятий по те­ме или разделу курса, отобрать учебный материал на каждый урок, опре­делить в каждом случае педагогически целесообразный метод сообщения новых знаний обучающимся. Благодаря этому удается также развивать самостоятельность, инициативу и творчество учащихся в процессе обу­чения. Система занятий по физике, кроме урочной системы, включает в себя экскурсии, проектную деятельность, факультативные и кружковые занятия, разнообразные формы внеклассных занятий, нестандартные формы проведения уроков и т.д.

Перед каждым уроком или внеурочным занятием учитель выдвигает какую-то основную учебно-воспитательную или деятельностную цель. главные задачи. Оптимальное решение ее зависит от правильного выбора метода обучения, формы занятий и их структуры. Урок как основное зве­но в учебно-воспитательном процессе строится в соответствии с принци­пами педагогики, психологии и дидактики. Он представляет собой соче­тание разнообразных элементов в один сложный и согласованный ком­плекс действий учителя и учащихся. Поэтому при выявлении особенно­стей уроков важно определить содержание н последовательность расположения этих структурных элементов. Чаще всего учителями физики ис­пользуются следующие типы уроков:

урок открытия новых знаний;

урок применения знаний и умений;

лабораторная работа;

тестирование;

урок-тренинг;

урок закрепления и обобщения знаний и умений;

контроль и учет знаний и умений;

урок-лекция; урок-беседа; экскурсия;

повторение изученного материала;

самостоятельная работа;

проектная деятельность; урок защиты проектов;

урок исследовательской деятельности;

урок решения физических задач;

практическая работа;

урок рефлексии.

Эта типизация уроков сделана по признаку вида учебной деятельно­сти, которая организована на уроке. Существует также типизация уроков на основе дидактической цели урока. По основной дидактической цели урок физики можно разделить на следующие типы: изучение нового ма­териала; закрепление знаний и формирование практических умений; обобщение и углубление знаний; контроль и учет знаний.

Структура урока включает такие элементы, как формирование но­вых понятий на уроке, применение полученных знаний, домашнее зада­ние, повторение, опрос и т.д. Эта структура раскрывается и конкретизи­руется в ходе урока и включает в себя как вид деятельности учителя, так и процесс усвоения знаний школьниками. В структуре урока находят от­ражение этапы цикла познания: исходные факты, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, построение абстрактной модели, введение систе­мы понятий, законов и принципов, теоретический вывод следствий и их экспериментальная проверка. Это служит основой для формирования теоретического мышления учащихся.

Урок является частью педагогического процесса. Вместе с тем каж­дый урок должен быть самостоятельным, в какой-то мере законченным.

На каждом уроке решаются учебно-воспитательные задачи, входящие в комплекс задач, стоящих перед всей системой уроков. Планируя учебный материал определенной темы, учитель физики распределяет вопросы программы по урокам в соответствии с количеством часов, отведенных на изучение темы. При этом он имеет право вносить изменения в количе­ство часов, отведенных в примерной программе на изучение темы (ФГОС ООО) Важно не только правильно распределить учебный материал по урокам, но и продумать типы уроков, применяемые методы и формируе­мые универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные, а также определить метапредметные и предметные результаты. Развитие личности в системе образования обес­печивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учеб­ными действиями создает возможность самостоятельного успешного ус­воения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

При планировании системы уроков надо исходить прежде всего из педагогических задач изучения темы или раздела, особенностей структу­ры учебного материала, нормировки учебного материала с целью преду­преждения перегрузки учащихся домашними заданиями. Для каждого урока нужно четко подбирать формируемые у учащихся универсальные учебные действия. Тема, тип урока, формы, УУД согласуются друг с дру­гом, но не предопределяют друг друга.

Литература

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. - М., 2008.

2. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. - М, 2002.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во обр. и науки РФ. - М : Просвещение, 2013.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.