ТИПЫ УРОКОВ ПО ФГОС В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Перемены, происходящие в российском образовании, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения новых целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Урочная система построения учебных занятий позволяет учителю осуществить наиболее рациональную последовательность занятий по теме или разделу курса, отобрать учебный материал на каждый урок, определить в каждом случае педагогически целесообразный метод сообщения новых знаний обучающимся. Благодаря этому удается также развивать самостоятельность, инициативу и творчество учащихся в процессе обучения. Система занятий по физике, кроме урочной системы, включает в себя экскурсии, проектную деятельность, факультативные и кружковые занятия, разнообразные формы внеклассных занятий, нестандартные формы проведения уроков и т.д.
Перед каждым уроком или внеурочным занятием учитель выдвигает какую-то основную учебно-воспитательную или деятельностную цель. главные задачи. Оптимальное решение ее зависит от правильного выбора метода обучения, формы занятий и их структуры. Урок как основное звено в учебно-воспитательном процессе строится в соответствии с принципами педагогики, психологии и дидактики. Он представляет собой сочетание разнообразных элементов в один сложный и согласованный комплекс действий учителя и учащихся. Поэтому при выявлении особенностей уроков важно определить содержание н последовательность расположения этих структурных элементов. Чаще всего учителями физики используются следующие типы уроков:
урок открытия новых знаний;
урок применения знаний и умений;
лабораторная работа;
тестирование;
урок-тренинг;
урок закрепления и обобщения знаний и умений;
контроль и учет знаний и умений;
урок-лекция; урок-беседа; экскурсия;
повторение изученного материала;
самостоятельная работа;
проектная деятельность; урок защиты проектов;
урок исследовательской деятельности;
урок решения физических задач;
практическая работа;
урок рефлексии.
Эта типизация уроков сделана по признаку вида учебной деятельности, которая организована на уроке. Существует также типизация уроков на основе дидактической цели урока. По основной дидактической цели урок физики можно разделить на следующие типы: изучение нового материала; закрепление знаний и формирование практических умений; обобщение и углубление знаний; контроль и учет знаний.
Структура урока включает такие элементы, как формирование новых понятий на уроке, применение полученных знаний, домашнее задание, повторение, опрос и т.д. Эта структура раскрывается и конкретизируется в ходе урока и включает в себя как вид деятельности учителя, так и процесс усвоения знаний школьниками. В структуре урока находят отражение этапы цикла познания: исходные факты, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, построение абстрактной модели, введение системы понятий, законов и принципов, теоретический вывод следствий и их экспериментальная проверка. Это служит основой для формирования теоретического мышления учащихся.
Урок является частью педагогического процесса. Вместе с тем каждый урок должен быть самостоятельным, в какой-то мере законченным.
На каждом уроке решаются учебно-воспитательные задачи, входящие в комплекс задач, стоящих перед всей системой уроков. Планируя учебный материал определенной темы, учитель физики распределяет вопросы программы по урокам в соответствии с количеством часов, отведенных на изучение темы. При этом он имеет право вносить изменения в количество часов, отведенных в примерной программе на изучение темы (ФГОС ООО) Важно не только правильно распределить учебный материал по урокам, но и продумать типы уроков, применяемые методы и формируемые универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные, а также определить метапредметные и предметные результаты. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
При планировании системы уроков надо исходить прежде всего из педагогических задач изучения темы или раздела, особенностей структуры учебного материала, нормировки учебного материала с целью предупреждения перегрузки учащихся домашними заданиями. Для каждого урока нужно четко подбирать формируемые у учащихся универсальные учебные действия. Тема, тип урока, формы, УУД согласуются друг с другом, но не предопределяют друг друга.
Литература
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. - М., 2008.
2. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. - М, 2002.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во обр. и науки РФ. - М : Просвещение, 2013.