Статья «Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования»
Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики
в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Л.Б.Аюпова. учитель математики МБОУ СОШ №8 г.Нижневартовска.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности.
И сегодня актуальны слова Васи́лия Алекса́ндровича Сухомли́нского: «Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда-либо мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека».
В соответствии с ФГОС ООО духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе урочной и внеурочной деятельности. Духовно-нравственные ценности и смыслы должны пронизывать весь образовательный процесс школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Так, личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.[1]
Каждый школьный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его духовных ориентиров. Учебный предмет «Математика» является существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.
Существует множество способов, приемов и методов реализации воспитательного направления при изучении математики.
Основным пространством любого воспитательного процесса в школе является урок, формирующий у обучающихся нравственные качества личности. Создание такого рода условий в конкретных жизненных обстоятельствах – это уже творчество учителя. Это подтверждают слова Горация: «Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые».
Я на уроке математики духовно-нравственное воспитание осуществляю посредством четырех факторов:
через содержание образования;
через методы и формы обучения;
через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
через личность самого учителя.
С точки зрения духовно-нравственного воспитания огромную роль играет подбор математических задач, включающих исторические сведения, и сами исторические сведения. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков.
Прекрасным материалом для развития чувства патриотизма являются сведения из истории развития математики и математического образования в России. В соответствии с требованиям ФГОС ООО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, анализируя программу и учебники, я попыталась наполнить содержание образования элементами истории, систематизировав материал по классам и темам, фрагмент которого представлен в таблице, применительно к 5 классу:
№ п/п |
Тема урока |
Введение элементов истории |
Персоналии |
Примеры исторических задач из учебника |
1 |
Ряд натуральных чисел |
Как люди научились считать. Из истории происхождения чисел. |
Л.Ф.Магницкий |
|
2 |
Отрезок. Длина отрезка. |
Метрическая система мер. Палата мер и весов. Системы мер различных народов. |
Д.И.Менделеев. |
|
3 |
Сложение натуральных чисел. Законы сложения. |
Из истории происхождения математических знаков. |
Рене Декарт Герон Александрийский |
№137 |
4 |
Уравнение |
Диофант К.Ф.Гаусс Франсуа Виет |
||
5 |
Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. |
|||
6 |
Степень числа |
Н.П. Богданов-Бельский С.А. Рачинский |
||
7 |
Площадь.Площадь прямоугольника. |
Возникновение мер площадей. Меры площадей русского народа. |
||
8 |
Понятие обыкновенной дроби |
«Попасть в дроби» Аликвотные дроби. |
Фибоначчи |
|
9 |
Правильные и неправильные дроби |
Происхождение дробей. |
Л.Н.Толстой |
№688-690 |
10 |
Десятичные дроби |
Появление десятичных дробей |
Симон Стевин |
№882 |
11 |
Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам. |
Происхождение |
Петр I |
№1077 №1118 №1119 |
Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится как на различных этапах урока, так и в ходе выполнения домашних заданий, при проведении экскурсий, подготовке к олимпиадам, конкурсам.
Воспитательную деятельность можно начинать с эпиграфа к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и нравственного содержания.
Например: при изучении темы «Правильные и неправильные дроби» (5 класс):
Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству. (Л.Н. Толстой)
Эпиграф можно прочитать его в начале урока, а затем вернуться к нему на этапе рефлексии. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ учителя, учеников и самоанализ. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах.
В ходе устного счета либо при изучении темы: «Степень числа» использую задачу, пришедшую к нам с картины Николая Петровича Богданова-Бельского
«Устный счет». Художник изобразил на этой картине учеников и учителя сельской
школы 19 века. Обратите внимание, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно нелегкую задачу дал им учитель. Не сможем ли решить её и мы? Попробуем. На доске написано следующее задание: сумму квадратов чисел от 10 до 14 нужно разделить на 365.
И далее я рассказываю детям об учителе. На картине изображен Сергей Александрович Рачинский(10 июня 1833 г.–2 мая 1902 г). История его жизни такова: получает великолепное образование, является профессором Московского Университета, возглавляет кафедру ботаники. И в какой-то момент (в 1868 г.) оставляет должность профессора, открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской области, и становится в ней учителем. Он поднимает школу на необычайный уровень. В школу набираются обычные сельские дети, а выпускники поступают в городские институты и становятся известными людьми. Сам художник Н.П. Богданов-Бельский был учеником С.А. Рачинского. Сергей Александрович Рачинский до конца жизни вкладывает все свои силы и деньги в народное образование. А считать просто:
Еще А.С.Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». В 5 классе при изучении темы «Отрезок. Длина отрезка» невозможно не рассказать о Дмитрии Ивановиче Менделееве, нашем земляке, который родился в 1834 году в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училища Тобольского округа, и Марии Дмитриевны Менделеевой. В одном из вариантов посвящения матери первого своего крупного труда «Исследования водных растворов по удельному весу» Дмитрий Иванович скажет: «…Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной..., родину со всеми её нераздельнейшими богатствами, дарами..., больше всего труд со всеми его горестями и радостями. Вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору. Вы, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас Вашу память почитаю».
Расцветить историей можно почти каждый раздел курса математики. Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом Пифагоре? На уроке геометрии я рассказываю детям о судьбе этого великого человека, о школе пифагорейцев, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца людей своей мудростью и современностью. Вот некоторые из них:
Статую красит вид, а человека – деяние его.
Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.
Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к самому себе.
Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения.
Формируются гражданские качества личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.
Приведу примеры задач, направленных на воспитание нравственных качеств личности, патриотизма и осознания значимости своего края. Задачи можно использовать при изучении числовых множеств в 5-6 классах.
1) Самая длинная река Тюменской области – Иртыш, она на 598 км длиннее Оби. Общая длина обеих рек 7898 км. Определите длину рек Иртыша и Оби.
2) Территория Софийского двора Тобольского Кремля на виде сверху напоминает геометрическую фигуру – трапецию. Найдите площадь Софийского двора, если его размеры составляют: основания – 64 и 72м, высота – 89 м.
3) Ученый общественного значения Александр Александрович Дунин-Горкавич много лет отдал изучению Тобольского Севера и оставил после себя около 70 научных работ, посвященных самым разнообразным вопросам жизни и развития этого богатейшего и интереснейшего края! Определите, сколько лет посвятил Дунин-Горкавич изучению Тобольского Севера [3]?
Рис. 1. Схема для решения задачи
Знакомя ребят с историей своего края, я стараюсь привить любовь и чувство гордости к тому месту, где он родился и вырос.
Воспитание творческой самостоятельности, нравственности, патриотизма можно осуществлять как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Я со своими учениками стараюсь постоянно участвовать в различных конкурсах и конференциях.
В 2016-2017 учебном году мои ученики Нургалеев Денис, Васильев Вячеслав стали призерами межрегионального фестиваля исследовательских работ «Открытие мира», слета НОУ образовательных организаций общего и дополнительного образования
города Нижневартовска, победителями VIII международного конкурса исследовательских работ «Открываю мир».
Урок математики - это 40 минут поиска и надежд, взлетов и падений, верных ответов и ошибок, шаг в будущее, которое может быть ясным и отчетливым или далеким и туманным. Самое главное, чтобы все шагали: учитель, ученики, все - вместе. А вот вызвать и поддержать такое желание – это задача трудная и интересная и в каждом классе приходится ее решать заново, находя новые средства и методы.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Литература
1. Данилюк А.Я., Кондаков A.М., Тишков B.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России М.: Просвещение, 2009.
2. Демисенова С.В., Шебанова Л.П. Использование педагогических технологий обучения во внеклассной работе // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. – 2013. – С. 31-32.
3. Корощенко Н.А. Математические задачи с региональным содержанием Тюменского края. География Тюменского региона. Флора и фауна. Сборник задач для 5-6 классов. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2010. – 140 с.