Урок на тему «Тире между подлежащим и сказуемым» (Русский язык, 5 класс)
Предмет русский язык Класс 5
Учитель: Бабаева Элла Гавриловна
Тема урока: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Цель урока: развивать умения обучающихся определять грамматическую основу предложения, определять случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым
Задачи:
развивать умения определять главные члены предложения, способы их выражения; формировать умение правильно строить предложение;
формировать умение составлять алгоритм применения правила; формировать навыки письма в области орфографии;
развивать умения выполнять логические операции; расширять словарный запас обучающихся; развивать интерес к русскому языку;
формировать личностный смысл учения у обучающихся;
формировать ответственность, самостоятельность, чувство товарищества, умения работать в коллективе. Тип урока: урок усвоения новых знаний
Метод: продуктивный
|
Этапы работы |
Содержание этапа |
1. |
Организационный момент. |
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: подготовить обучающихся к работе на уроке; проверить подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организовать внимание класса к работе на уроке, включить в учебный ритм, создать положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. Метод: беседа Форма работы: фронтальная |
|
|
Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность. Сегодня мы продолжим работу с большим и интересным разделом русского языкознания – синтаксисом и его основной единицей-предложением, но узнаем новое о грамматической основе предложения и знаках препинания в нем. Результат: полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2 |
Проверка домашнего задания. |
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: использовать свои знания, выявить собственные недостатки в изучаемом материале Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: Повторить признаки основных единиц грамматической основы-подлежащего и сказуемого и алгоритм их нахождения в предложении; определить уровень усвоения правильности и осознанности выполнения домашнего задания обучающимися, Формы работы: индивидуальная, фронтальная Метод: беседа Проверить степень усвоения обучающимися знаний с помощью фронтальный беседы, комментирование ответов учащихся, оценка знаний, привлечение к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы, создание атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе. Что входит в состав грамматической основы предложения? Назовите признаки главных членов предложения. Объясните, какие пунктуационные знаки использовались в контексте предложений? Результат: определить уровень знаний у обучающихся и недостатки, актуализировать и скорректировать опорные понятия изучаемой темы |
3 |
Актуализация опорных знаний.
Синтаксическая пятиминутка |
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: уметь давать характеристику предложению по цели высказывания, эмоциональной окраске и количеству грамматических основ, уметь находить грамматическую основу предложения, решать орфографические задачи; Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: |
|
|
определить уровень знаний обучающихся о грамматической основе предложения, способах ее выражения и знаках препинания в предложении; Формы работы: индивидуальная, фронтальная Метод: практический Списать предложения с доски. Наступила осень. На золотом фон.. пожелтевш.. листвы выделяют(?)ся яркие пятна кленов и осин. Разноцветные листья тихо падают на х..лодную землю. Они медленно ш..уршат (под)ногами. Я люблю раннюю осень! Дать характеристику предложениям по цели высказывания, эмоциональной окраске и количеству грамматических основ Найти грамматические основы предложения и определить способ их выражения Решить орфографические задачи. Результат: сформированность умения давать первичную характеристику предложению, находить грамматическую основу, видеть в словах изученные орфограммы, графически обозначать орфограммы; |
4 |
Постановка проблемы |
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: увидеть проблему, осознать, принять и предложить способы её решения. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы, стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации: затруднения- практическое задание сходное с предыдущим. Мотивация изучения темы опирается на личный опыт обучающихся. Форма работы: работа в парах. Метод: проблемно-поисковый Прочитайте друг другу предложения, данные в карточке №1. Знание высшее богатство. Книга лучший дар дружбы. Узда для языка голова. Постарайтесь определить грамматическую основу предложения. Определение какого члена предложения вызывает трудности ? Какие интонационные особенности возникали при прочтении? Каким знаком препинания может выражаться интонационная пауза между подлежащим и |
|
|
сказуемым? Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы. |
5 |
Сообщение темы и целей урока |
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: сформулировать тему и цели урока; сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, отстаивая свою точку зрения и принимая позицию других. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: формулирование темы и целей урока обучающимися. Принятая цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения. Форма работы: фронтальная беседа Метод: словесный ( беседа) Сформулируйте тему урока «Тире между подлежащим и сказуемым» Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем. |
6 |
Изучение нового материала |
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: научиться определять случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: организовать совместную работу обучающихся по построению алгоритма постановки тире между подлежащим и сказуемым Методы: поисковый Форма работы: работа в парах Организована работа обучающихся с целью выработки порядка действий по постановке тире между подлежащим и сказуемом на основе предложенного материала из карточки №1. Развивать у обучающихся умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнеров по деятельности для дальнейшей работы. Выполнение проверочного теста с самопроверкой и взаимопроверкой 1. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире А) Осенняя пора прекрасна! Б) Осень пора грибов В) Осенние пейзажи радуют душу. Г) В чистом воздухе витают осенние запахи. |
|
|
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? А) мчатся по небу хмурые тучи Б) Люблю дымок спаленной жнивы. В) Птицы жители леса. Г) Луг и озеро окутал густой туман. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире А) Мой отец капитан дальнего плаванья. Б) Сказка мечта человека о прекрасном. В) Моя мама шьет одежду. Г) Октябрь второй месяц осени. Результат: определять степень выражения грамматической основы предложения и случай постановки тире между подлежащим и сказуемым учить осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. |
7 |
Закрепление изученного материала |
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей . Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: развивать умение логически строить цепь собственных суждений; формировать умение взаимодействовать по ходу выполнения задания; развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы. Форма работы: фронтальная Метод: практический В ходе выполнения заданий установить связи между отдельными операциями, выполнять действия по алгоритму, уметь выстраивать логическую цепь рассуждении, задавать вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу. Комментированное выполнение упражнения № 235 Результат: построить предметное действие в соответствии с алгоритмом. |
8 |
Рефлексия. |
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: оценить значимость учебных действий для самого себя.. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: формировать осознанность и критичность учебных действий; осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить; развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с |
|
|
точки зрения их соответствия замыслу и условиям Форма работы: индивидуальная Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока. Мобилизация учащихся на рефлексию способов деятельности проводится с помощью карточки №2 Мне понравилось на уроке… Сегодня я понял, что… |
9 |
Итог урока. Оценка и самооценка |
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: получить информацию о результатах деятельности на уроке Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: развивать навыки самооценки, определить уровень достижения поставленных задач в течение урока, формировать адекватную самооценку у обучающихся; обеспечить дальнейшую работу по коррекции знаний и способов действий. Метод: устный опрос Форма работы: фронтальная Какую задачу поставили на уроке? Кому было легко выполнить задание ? Что вам помогало ? У кого возникли трудности ? Чем будем заниматься на следующем уроке ? Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений Самооценка и оценка работы класса и отдельных обучающихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку. Организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося. Результат: соотнести цели урока и результаты работы; |
10 |
Задание на дом. |
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: понимание содержания домашнего задания и путей их реализации. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: |
|
|
сообщить учащимся о домашнем задании, проверить уровень овладения изучаемого материала. Метод: словесный . Форма работы: индивидуальная. Информация о домашнем задании, проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способов её выполнения, соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся. Домашнее задание представлено с учетом возможностей обучающихся. Результат: применять на практическом уровне обучающимися полученных знаний. |