Тире между подлежащим и сказуемым (Русский язык, 8 класс)
Учитель: Бичегкуева Валентина Сергеевна
Дата: 11.11.2019
Предмет: русский язык
Класс: 8 «Б»
Авторы учебника: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, М: «Просвещение», 2015 г.
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: формирование умений определять условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Задачи урока:
образовательные: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с новыми знаниями по теме и их первичному закреплению.
развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, формировать умение выделять главное, анализировать ответы одноклассников, понимать и корректировать свои ошибки, развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.
воспитательные: формировать правильное отношение к слову, к выразительным возможностям языка, развивать умение адекватно оценивать результаты своей работы, корректно исправлять ошибки одноклассников; воспитывать у учащихся уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты:
предметные:
условия постановки и не постановки тире между подлежащим и сказуемым;
личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к совершенствованию собственной речи, ответственность за качество своих знаний.
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
Основные понятия темы: дефис, тире, грамматическая основа
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
Методы и формы обучения: проблемно-поисковый метод; индивидуальная, групповая, фронтальная формы обучения.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД* |
1. | Организационный Цель: подготовка ребят к работе на уроке. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. Создает комфортную психологическую атмосферу, деловой настрой на приобретение знаний. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | |
2 | Проверка домашнего задания Актуализация знаний | Упр.112 - Как можно озаглавить текст упражнения? Почему? Беседа по усвоению предыдущего материала. Вопросы: 1.Чем простое сказуемое отличается от составного? 2. Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое? 3. Что входит в составное именное сказуемое? | Объясняют домашнюю работу, отвечают на вопросы учителя, исправляют свои ошибки. | Сроить высказывания, признавать ошибочность своего действия, слушать, владеть монологической и диалогической речью (П) Исправлять ошибки самостоятельно, оценивать (Р) |
3. | Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся. Цель: - включение обучающихся в деятельность; -постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений. | Запись на доске: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Г. Паустовский). Тире – знак отчаяния» (А.М. Пешковский). «Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов» (В.В.Набоков) Предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу высказываний. Организовывает погружение в проблему. - Итак, вы догадались, что речь пойдёт о знаках препинания, а более конкретно тему можно сформулировать, выделив грамматические основы в записанных на доске предложениях. - Тема урока ясна. Чему должны будем научиться? Подводит их к формулированию темы, цели, постановки задач урока. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему (Учащиеся определяют, что тире-пунктуационный знак, изучаем синтаксис) Делают самостоятельные попытки сформулировать проблему урока, её тему, цель | Целеполагание, волевая саморегуляция(Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К). Выдвигать версии (Р) |
4. | «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Учитель раздает материал по новой теме каждой группе. А)"Тире ставится" 1) Театр – это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актёры миссионеры. (А.П.Чехов) 2) Лишнее говорить – себе вредить.(Пословица) 3)А ведь двадцать лет – треть человеческой жизни. (Ю.Нагибин) 4) Его цель – сделаться героем романа (М.Лермонтов) Б)"Тире не ставится" 1) Всё в порядке. Льды как льды, пустыни как пустыни. (В.Каверин) 2) Дама в малиновом берете была как на иголках, слыша такие ужасы. (М.Лермонтов) 3)Писательство не ремесло и не занятие. (И.С.Тургенев) 4) Большое озеро как блюдо. | Групповая исследовательская работа учащихся . У каждого ученика в группе своё предложение, но на одну схему. Задача: записать предложения в тетрадь, обозначить основы, части речи, которыми выражены основы, составить схему постановки тире между подлежащим и сказуемым, сверяют с учебником Работа в группах. Задача : зная об отсутствии в данных предложениях тире, определить, при каких условиях возможен пропуск знака. -запись в тетрадь в виде таблицы, сверяем с учебником | Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках и на этом уроке (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других ( К). |
5. | Первичное закрепление знаний Цель: Применение общего способа действия для решения частных задач. | Организует распределительный диктант Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы. 1)Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра, как шум волны.( А.Толстой) 2) Наш двор зелен как сад. 3) Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение. 4) Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 5) Счастье умов благородных видеть довольство вокруг. ( Н. Некрасов) 6) Курить здоровью вредить. | Индивидуальная работа. Ученик работает у доски. Учащиеся, применяя свои знания, распределяют предложения по группам. Все: анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски. | Умение оценивать действие одноклассников (К). Умение исправлять ошибки самостоятельно (Р) Строят логическую цепочку рассуждений (П) Определять степень успешности своей и чужой работы (Р) Структурировать знания (П) |
6. | Применений знаний и умений в новой ситуации. Цель: усвоение обучающимися условий постановки или не постановки тире между подлежащим и сказуемым. Работа с учебником. | Проверяет умение обучающихся слушать самих себя, применять новые знания на практике. Учит быть внимательными. | Индивидуальная работа. Выполнение упражнения № 115. Взаимоконтроль, обсуждение ошибок. | Структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; ( П). Взаимопроверка, саморегуляция в ситуации затруднения(Р). |
7. | Домашнее задание ( записано на доске). | Комментирует ДЗ по группам. -Упр.119 , параграф 22 учить. -Группе №2 подготовить орфографическую минутку по теме "Правописание приставок на З и С", учить параграф 22. | Записывают ДЗ в дневники. | |
8. | Рефлексия учебной деятельности. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | -Какие умения необходимы, когда решается проблема "Тире между подлежащим и сказуемым"? - Почему ошибочно говорить: «Дефис между подлежащим и сказуемым»? -Как вы считаете, добились ли мы цели, которая была поставлена в начале урока? Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… было непросто ... я добился ... у меня получилось ... хотелось бы ... мне запомнилось ... я попробую ... Оценивает работу на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Самооценка и оценка работы товарищей. | Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция, оценка - выделение и осозна-ние обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, (Л) (Прогнозирование ( Р). |
УУД*: П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные; Л - личностные