Урок русского языка в 5 классе на тему «Тире между подлежащим и сказуемым»

7
4
Материал опубликован 6 June 2023

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым


Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схему, ключевые слова), анализировать, сравнивать, строить рассуждения, работать с эталоном.

Л: приобретать навыки работы в парах ( осуществлять контроль).

ПР: анализировать постановку тире между подлежащим и сказуемым, ставить тире, где необходимо, объяснять выбор знака устно и графически.

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка.

Запишите предложение: И огромные снежные сопки, и бескрайние ледяные просторы – все поражало своей красотой.

1) Подчёркните известные вам орфограммы, объясните их написание.

2) Синтаксический разбор предложения, составление его схемы.

III. Введение в тему и постановка проблемы урока.

Слайд 1 Наблюдение

1. Введение в тему урока.

Отгадайте загадку:

Я – минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

(А. Шибаев)

Какой это знак? Где нам встречался этот знак препинания? (В предложениях с прямой речью, в диалоге, при обобщающих словах.)

Сегодня мы узнаем ещё одну «тайну» тире.

Запишите предложение Колыма – чудесный край! Выделите грамм. основу, укажите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

- Как вы думаете, о какой еще одной «тайне» тире пойдет речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему.

На какой вопрос мы должны будем ответить на уроке? (Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?)

2. Упр. 459 – уточнение основного вопроса урока, постановка проблемы.

Подчеркните подлежащее и сказуемое в учебнике.

Чем они выражены?

Как называется такое сказуемое?

Какое противоречие в постановке тире вы обнаружили?

Уточните проблемный вопрос урока. (Когда ставится и когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными?)


IV. Открытие нового знания. Поиск решения.

1. Упр. 460 – извлечение новой информации на основе таблицы.

Работаем с таблицей. Рассмотрите, пожалуйста, таблицу и ответьте на вопрос: какое главное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым? (Оба главных члена должны быть выражены именами существительными в И.п.)

Как вы думаете, почему стрелки между подлежащим и сказуемым двойные? (Оба слова связаны между собой, нет главного и зависимого, оба главные.)

Какое условие противоречит общему правилу? (Частица не.)

Сделайте вывод: при каких условиях нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым, а при каких – не нужно.

Заполним примерами второй столбик таблицы. (Дети составляют предложения, озвучивают их, а затем наиболее удачные записывают в тетрадь, называя подлежащее и сказуемое.)

2. А теперь давайте прочитаем текст в рамке на с.76

Что можно добавить к нашим выводам? Какую новую информацию вы получили из текста? (Тире – знак разделения.)

Что разделяет тире? (Подлежащее и сказуемое.)

Прочитайте выразительно предложения в рамке, в которых ставится тире.

Какая подсказка есть в устной речи? (Пауза между подлежащим и сказуемым.)


V. Развитие пунктуационных умений.

1. Комментированный диктант под руководством учителя.

Запишите предложения под диктовку, подчерните грамматические основы предложений, поставьте, где нужно, знаки препинания. Графически объясните постановку тире.

Первое предложение выполняется на доске, остальные самостоятельно в тетрадях.

Сатурн – планета.

Чтение – вот лучшее учение.

Слово не стрела, но острей стрелы.

Книга – это история народов Земли.

Птицы – наши друзья.

Язык – это богатство народа.

Солнце не планета, а звезда.

Лес – вот наше спасение от засух.

Гранит – очень прочный камень.

После выполнения работы.

Учитель:

Нельзя кое­как, положась на удачу,

Усвоить тему, решить задачу,

Правильно сшить костюм без примерки.

Каждое дело «просит» проверки.

- А теперь поменяйтесь тетрадями, возьмите ручки с зеленой пастой и проверьте по образцу правильность выполнения задания.

Взаимопроверка с помощью компьютера (предложения с подчёркнутыми главными членами, выделенными частицами, необходимыми знаками представлены на слайде).

- Поставьте оценки. (Критерии на слайде)


VI. Итог урока. Рефлексия.

Найдите ошибки в схемах и запишите в тетради их номера.

1) [сущ. в И.п. – сущ. в И.п.];

2) [сущ. в И.п. – это сущ. в И.п.];

3) [сущ. в И.п. – не сущ. в И.п.];

4) [сущ. в И.п. вот сущ. в И.п.].

- Кто справился с заданием?


- Продолжите предложения

Сегодня на уроке я узнал…

-Скажите, ребята, мы ответили на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока?

Творческая работа – Составьте предложения на тему «Мой край». Постарайтесь, чтобы среди них были такие, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.


VII. Домашнее задание.

1. Записать в тетрадь правило на с.76 в виде схемы.

2. Найти в учебниках по разным предметам 4 предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. Записать их в тетрадь. Графически объяснить постановку тире.

3. Словарь 7-я гр.


Можно использовать материал презентации, чтобы построить урок по своему усмотрению.


ПрезентацияPPT / 1.16 Мб



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Наталья, большое спасибо за публикацию. Вы представили подробный конспект урока. На уроке используете разные виды работы. Понравилось товрческое домашнее задание. Я тоже такие люблю задавать. Вот только не хватило в публикации слайдов презентации, на которые ссылаетесь (Критерии на слайде).

7 June 2023

Спасибо. Прикрепила презентацию.

7 June 2023

Благодарю! Возможно, коллеги воспользуются.

7 June 2023

Наталья, большое спасибо за конспект!

9 June 2023

Похожие публикации