Тема: Тире между подлежащим и сказуемым
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схему, ключевые слова), анализировать, сравнивать, строить рассуждения, работать с эталоном.
Л: приобретать навыки работы в парах ( осуществлять контроль).
ПР: анализировать постановку тире между подлежащим и сказуемым, ставить тире, где необходимо, объяснять выбор знака устно и графически.
Ход урока |
I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
II. Языковая разминка. – Запишите предложение: И огромные снежные сопки, и бескрайние ледяные просторы – все поражало своей красотой. 1) Подчёркните известные вам орфограммы, объясните их написание. 2) Синтаксический разбор предложения, составление его схемы. |
III. Введение в тему и постановка проблемы урока. Слайд 1 Наблюдение 1. Введение в тему урока. – Отгадайте загадку: Я – минус в математике, Но знак другой в грамматике. (А. Шибаев) – Какой это знак? Где нам встречался этот знак препинания? (В предложениях с прямой речью, в диалоге, при обобщающих словах.) – Сегодня мы узнаем ещё одну «тайну» тире. – Запишите предложение Колыма – чудесный край! Выделите грамм. основу, укажите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое. - Как вы думаете, о какой еще одной «тайне» тире пойдет речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему. – На какой вопрос мы должны будем ответить на уроке? (Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?) 2. Упр. 459 – уточнение основного вопроса урока, постановка проблемы. – Подчеркните подлежащее и сказуемое в учебнике. – Чем они выражены? – Как называется такое сказуемое? – Какое противоречие в постановке тире вы обнаружили? – Уточните проблемный вопрос урока. (Когда ставится и когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными?)
|
IV. Открытие нового знания. Поиск решения. 1. Упр. 460 – извлечение новой информации на основе таблицы. – Работаем с таблицей. Рассмотрите, пожалуйста, таблицу и ответьте на вопрос: какое главное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым? (Оба главных члена должны быть выражены именами существительными в И.п.) – Как вы думаете, почему стрелки между подлежащим и сказуемым двойные? (Оба слова связаны между собой, нет главного и зависимого, оба главные.) – Какое условие противоречит общему правилу? (Частица не.) – Сделайте вывод: при каких условиях нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым, а при каких – не нужно. – Заполним примерами второй столбик таблицы. (Дети составляют предложения, озвучивают их, а затем наиболее удачные записывают в тетрадь, называя подлежащее и сказуемое.) 2. А теперь давайте прочитаем текст в рамке на с.76 – Что можно добавить к нашим выводам? Какую новую информацию вы получили из текста? (Тире – знак разделения.) – Что разделяет тире? (Подлежащее и сказуемое.) – Прочитайте выразительно предложения в рамке, в которых ставится тире. – Какая подсказка есть в устной речи? (Пауза между подлежащим и сказуемым.) |
V. Развитие пунктуационных умений. 1. Комментированный диктант под руководством учителя. – Запишите предложения под диктовку, подчерните грамматические основы предложений, поставьте, где нужно, знаки препинания. Графически объясните постановку тире. Первое предложение выполняется на доске, остальные самостоятельно в тетрадях. Сатурн – планета. Чтение – вот лучшее учение. Слово не стрела, но острей стрелы. Книга – это история народов Земли. Птицы – наши друзья. Язык – это богатство народа. Солнце не планета, а звезда. Лес – вот наше спасение от засух. Гранит – очень прочный камень. После выполнения работы. Учитель: Нельзя коекак, положась на удачу, Усвоить тему, решить задачу, Правильно сшить костюм без примерки. Каждое дело «просит» проверки. - А теперь поменяйтесь тетрадями, возьмите ручки с зеленой пастой и проверьте по образцу правильность выполнения задания. Взаимопроверка с помощью компьютера (предложения с подчёркнутыми главными членами, выделенными частицами, необходимыми знаками представлены на слайде). - Поставьте оценки. (Критерии на слайде)
|
VI. Итог урока. Рефлексия. – Найдите ошибки в схемах и запишите в тетради их номера. 1) [сущ. в И.п. – сущ. в И.п.]; 2) [сущ. в И.п. – это сущ. в И.п.]; 3) [сущ. в И.п. – не сущ. в И.п.]; 4) [сущ. в И.п. вот сущ. в И.п.]. - Кто справился с заданием?
- Продолжите предложения Сегодня на уроке я узнал… -Скажите, ребята, мы ответили на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока? Творческая работа – Составьте предложения на тему «Мой край». Постарайтесь, чтобы среди них были такие, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
|
VII. Домашнее задание. 1. Записать в тетрадь правило на с.76 в виде схемы. 2. Найти в учебниках по разным предметам 4 предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. Записать их в тетрадь. Графически объяснить постановку тире. 3. Словарь 7-я гр. |
Можно использовать материал презентации, чтобы построить урок по своему усмотрению.
ПрезентацияPPT / 1.16 Мб
Голдина Лилия Вильевна
Наталья Баринова
Голдина Лилия Вильевна
Селиванова Галина Геннадьевна