12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мартьянова Ирина Андреевна20

Конспект урока по русскому языку для 8 класса





Тире между подлежащим и сказуемым

Цель урока: познакомиться с различными вариантами постановки тире между подлежащим и сказуемым, закрепить ранее полученные знания по теме.

Задачи:

обучающие

Углубить знания об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым

Отработать навык правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым

Отработать навык правильно выделять грамматическую основу


развивающие

Развить у обучающихся умение применять полученные знания в различных ситуациях

Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогатить словарный запас

воспитывающие

Формировать у обучающихся интерес к предмету

Прививать любовь к художественному слову

Совершенствовать навыки общения


Оборудование:  доска, карточки с заданиями

Тип урока: урок отработки навыков и умений

Вид урока: урок-практикум





Фонетическая зарядка (учащиеся перед входом в класс получают карточку со словом, для того, чтобы занять место за столом, учащимся нужно правильно поставить ударение в слове)


ДЕФИС, ОБОДРИТЬ, ПЛОМБИРОВАТЬ, ФЕНОМЕН, ХОДАТАЙСТВОВАТЬ, ЭКСПЕРТ, ЯСЛЕЙ, НАЧАЛСЯ, ПОДРОСТКОВЫЙ, ЗВОНИШЬ, ТОРТЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ВКЛЮЧИТ, КВАРТАЛ, ДОГОВОР, СВЁКЛА, ОПТОВЫЙ, ПРИНЯТЬ, ДЕФИС, КАТАЛОГ, НАМЕРЕНИЕ, СТОЛЯР, НОВОРОЖДЁННЫЙ, СОБРАЛСЯ, БАЛОВАТЬ, ЖАЛЮЗИ, ОПТОВЫЙ.


По итогам выполнения задания учащиеся занимают места в группах. (итого 5 групп). Те учащиеся, который не смогли правильно поставить ударение, входят в кабинет последними. Им помогают в расстановке ударения сидящие за столами по очереди.


Работа с текстом.


Бесславно и трагически закончил свое правление английский король Эдуард II (1284 - 1327). Восстановив против себя притеснениями и непосильными налогами большинство подданных, Эдуард пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена Изабелла.

Король был взят в плен и, с согласия парламента, низложен. Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы.

История свидетельствует, что его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики, которым была поручена охрана бывшего короля, получили записку: «Эдуарда убить не смейте помиловать».

Все зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо: если паузу сделать после слов «не смейте», то короля убивать не следует, необходимо его помиловать; если же паузу сделать после «убить», то судьба короля плачевна...

Тюремщики хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.

Вот такая маленькая пауза, обозначаемая на письме запятой, стала убийцей. Ничего не скажешь, враги Эдуарда II отлично понимали, как много можно сделать с помощью знака препинания, поставленного в нужном месте.


Задание: прочитайте текст, определите тему и основную мысль текста.


Задайте к тексту 1 грамматический вопрос и 1 вопрос на осмысление проблематики, формулируя их следующим образом «Прав ли я, считая, что…». Данные вопросы адресуйте группе-соседу.


- О какой роли знаков препинания идет речь в тексте? (смыслоразличительная, коммуникативная)


Вывод: при помощи знаков препинания читающему передается смысл написанного, замысел автора – коммуникативная функция.


Современная наука о языке говорит о смысловой и грамматической роли знаков препинания.

Докажите эту мысль примерами из текста («Эдуарда убить не смейте помиловать» - смысловая роль. Вот такая маленькая пауза, обозначаемая на письме, стала убийцей. – грамматическая роль)


- Сколько знаков препинания в русском языке? Перечислите их. (10. Точка, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, кавычки, скобки).

- Какой, по вашему мнения, самый древний знак? Попробуйте доказать это.

(Точка. Корень данного слова входит в название многих других знаков препинания. Точка встречается в памятниках древнерусской литературы.)


А вот самым распространенным знаком препинания является ЗАПЯТАЯ. Само слово известно с 15 века.

- Какого знака препинания, который не ставится в конце предложений, нет в тексте? (тире)

- Многое ли вы знаете о тире? Для чего нам нужен этот знак? (ответы учеников)

- Давайте теперь сформулируем цель нашего урока? Какие задачи мы себе поставим? (ответы учащихся, краткая запись на доске задач)


Считается, что тире изобрел Н. М. Карамзин. Однако было доказано, что тире встречается уже в 60-е годы 18 века, а впервые знак тире под именем «молчанка» описан в «Российской грамматике А.А. Барсова в 1797 году.


ДОСКА: Тире-знак очень широкого употребления.


Задание: Выделите грамматическую основу в предложении на доске. Объясните постановку тире.



(Тире относится к отделяющим знакам препинания. Роль тире в предложениях широка. Данный знак может стоять на месте пропуска разных членов предложения, чаще сказуемого, может передавать различные смысловые отношения, является показателем смысловой, композиционной и интонационной неожиданности, оно может соединять и разъединять, а может и выделять отельные слова).


- О какой роли тире пойдет речь сегодня? (тире между подлежащим и сказуемым)


Работа с предложениями

(учащимся предлагаются карточки с предложениями, в которых не поставлено тире)

Задание: Поставьте, где необходимо, тире в предложениях. Сделайте выводы о постановке тире в простом предложении. Запишите их, заканчивая фразы:

«Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если…»

«Тире между подлежащим и сказуемым не ставится…»


Беспечность родня преступлению.

Дела как сажа бела

Думать это спорить с собой

Отрицать ошибки двойная ошибка

Семь бед один ответ

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.

Ты богат, я очень беден…

Чужим умом жить добра не нажить.

Бедность не порок

Этот день словно праздник.


Работа по группам (группа получает индивидуальное задание, карточки с заданием всех групп имеются у каждой группы. Если группа не справляется с заданием, то другие имеют возможность помочь, заработав дополнительные баллы).


1 группа: Объясните употребление тире в отрывке стихотворения М. Цветаевой, посвященном А. Блоку.


Имя твое - птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.


(Тире ставится на месте пропуска сравнительного союза КАК, СЛОВНО. Тире используется в создании образа при помощи метафоры)


2 группа: Найдите неправильные варианты, объясните, в чем ошибка.


Дежурный сегодня Иванов.

Стать художником – моя мечта

Жизнь прожить не поле перейти

Язык есть сама жизнь.



3 группа: объясните наличие и отсутствие тире в предложениях.


Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.

Время не деньги: потеряешь – не найдешь.

Волков бояться – в лес не ходить.


Тире не ставится перед союзом как; перед отрицательной частице НЕ, которая относится к сказуемому.

Тире ставится, если между подлежащим и сказуемым условные отношения, можно заменить союзом если..то)


4 группа: Расставьте, где необходимо знаки препинания.


Вот это личность!

Моя комната шесть и комната слуги семь.

Здесь (не)счастье лживый сон счастье пробужденье.

Хорошо это жизнь!


5 группа:

Составьте предложение по изученной ранее теории, соответствующее схеме:

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – СКАЗУЕМОЕ.




Задания повышенной сложности. (в конце урока учащиеся выполняют различного рода задания, зарабатывая дополнительные баллы для группы)


Определите одушевленными или неодушевленными являются существительные ДЕРЕВО, КУКЛА.

Найдите прилагательные в сравнительной и превосходной степени: УМНЕЙШИЙ, ВСЕСИЛЬНЫЙ, ВЫШЕ, ЗДОРОВЕННЫЙ,

Найдите причастие: РАССМЕЯВШИСЬ, РАЗРЫТ, ВЕСЕЛ.

Выделите основы предложений.


1) Единица рядом с единицей – одиннадцать.

2) Далече грянуло «ура».

3) Что бесполезно – то вредно, что полезно – то позволено.


6. Выпишите из текста словосочетания с тремя разными видами связи.



ДЗ .

Знать содержание §15

Письменно на выбор: №155 или порассуждайте, дайте развернутый ответ на вопрос  «Зачем нужно тире?», доп. задание (по желанию) №156

Итог урока

Чему научились?

Что нового узнали?


Дополнительное задание (на карточках, индивидуальная работа).  Из ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. Подчеркните грамматическую основу.


1) Не думая, не целясь, говорить, стрелять. 2) Это, родной, изучение, дело, речи, великое. 3) В юности, это, в старости, знание, мудрость. 4) Для меня, в жизни, чувствовать, самая, радость, себя, большая, нужным.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.