12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шабельский Дмитрий Валентинович504
Россия, Ставропольский край, Село Сенгилеевское
Материал размещён в группе «Урок литературы»
7

ТК Литература 5 класс по обновленному ФГОС ООО на тему: «А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и реальное в сказке. Нравоучительное содержание»

Разработал: Шабельский Дмитрий Валентинович, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8

ТК Литература 5 класс по обновленному ФГОС ООО

на тему:

«А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители.  Фантастическое и реальное в сказке. Нравоучительное содержание»


Цели деятельности учителя: расширить читательский кругозор учащихся; вызвать

Цели урока:

Дать определение авторской сказки;

Вспомнить отличия народных и авторских сказок;

Определить нравственные качества человека через анализ поступков главного героя сказки;  

Развить   навык   выразительного   чтения.   

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, сопоставлять писательскую (литературную) и народную сказки, определять, что их отличает, а что сближает, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, выявлять актуальность идеи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками.



Ход урока


Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формируемые УУД 

Организационный момент. 

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно – 

значимом уровне; формирование умений самоорганизации и самооценки; 

готовности к предстоящей учебной деятельности. 


Предметный результат: демонстрирует умение использовать деловой язык 

Метапредметный результат: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить.

Приветствие.


Использует прием триггера в качестве организационного момента

.  

Показывает различные предметы, которые должны вызвать ассоциации со сказками.

Сообщает тему урока.


Приветствие, Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. 



Л: самоопределение. 

Р: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи, нацеленность на выполнение действий в соответствии с данной задачей. 

К: готовность к сотрудничеству


Актуализация знаний

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению 

нового способа действия. 

Предметный результат: знать историю создания произведения

Метапредметный результат: умение извлекать информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию


Воспроизвести знания и способы действия.

Учитель предлагает ученикам вспомнить

1. Что такое сказка?

2. Какие сказки называем мы литературными?

3. Что отличает их от народных?

4. Что сближает литературные сказки с народными?

5. Вспомните авторские сказки (для этого используется принцип наглядности. То есть на слайде изображены герои литературных сказок, по которым нужно назвать произведение и его создателя).


Слушают и пытаются дать ответы.

Л: самоопределение. 

Р: волевая саморегуляция для выполнения заданий. 

П: анализ объектов с целью выделения признаков, умение строить рассуждение. 

К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 


Постановка учебной задачи. 

Цель этапа: выявление места и причины затруднения. 

Предметный результат: знать основные особенности системы конфликта и специфику философского аспекта драмы

Метапредметный результат: перерабатывать и преобразовывать информацию

Вы прочитали произведения А. Погорельского

Какие цели на уроке мы должны сегодня поставить?

Учитель предлагает вспомнить факты из биографии А. Погорельского и истории создания его произведения.

Что такое псевдоним? (работа с литературоведческим понятием)

Отвечают на вопросы учителя.

Вступают в диалог, дают рецензию на ответ товарищей, задают вопросы.

Л: самоопределение. 

Р: способность к целеполаганию, включая постановку новых целей. 

П: умение строить рассуждения. 

К: способность высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 


Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. 


Цель 

этапа: проверка первичного умения применять новые знания в типовых условиях. 


 Предметный результат: владеть литературоведческими терминами, умение анализировать информацию

Метапредметный результат: преобразовывать информацию из одной формы в другую




Задание 1. Фантастика и реальность в художественном мире произведения «Черная курица, или подземные жители». Реально-достоверное в сказке


Учитель задает наводящие вопросы, необходимые для раскрытия соотношения фантастического и реального в этом произведении? Если да, то как?


Где и когда происходит действие сказки («Лет 40 тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове…»)

Кто главный герой сказки? (Алеша). Дайте его характеристику: (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе, остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).

У это героя есть прототип?

Как чувствует себя Алеша в пансионе? Найдите слова из текста («мальчик умненький, миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали», часто ему бывало «скучно в пансионе, но иногда и грустно»).







Задание 2. Характеристика образа


Ребята, а какие чувства вы испытали к Алеше по мере прочтения сказки? Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере развития действия сказки:



Слова на доске

Возможные ответы учащихся

Сочувствие

Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы

попасть домой.

Симпатия

Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается

помогать взрослым, украшает свечи.

Восхищение

Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки, который составлял все богатство мальчика), чтобы спасти свою любимицу - черную курицу; Алеша смелый, не испугался появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней.

Недоумение

Алеша - мальчик послушный, а не последовал наставлениям Чернушки ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик погладил кошку за лапку.

Досада

Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка.

Растерянность

Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал урок свой, какой бы ему ни задали».

Сожаление

Характер Алеши начал портиться, мальчик стал заносчивым, шалил, мешал другим детям заниматься

Разочарование

Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился «своими» успехами перед товарищами.

Негодование

Возмущение

Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну подземных жителей из-за боязни быть наказанным за неподобающее поведение.

Сострадание

Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и тяжело переживает свое малодушие

Надежда

Алеша хочет, может и должен исправиться

Радость

Все снова полюбили Алешу







Задание 3. Фантастическое в сказке


-Ребята, а к какому виду сказок отнесли бы вы сказку «Черная курица, или Подземные жители» Возможные ответы (волшебная сказка).

-А какие законы волшебной сказки здесь соблюдены? Возможные ответы (волшебный предмет – семечко, помощник- даритель – черная курица, волшебное царство)

-Теперь давайте назовем еще одного героя этой сказки.

-Ребята, мы знакомы со многими сказками, и обычно в сказках есть положительные и отрицательные герои, а что мы можем сказать об Алеше и Черной курице?

Возможные ответы (Чернушка-положительный герой, а Алеша и положительный, и отрицательный, противоречивый).

-Еще раз вернемся к содержанию сказки и вспомним, о чем просит Чернушка Алешу перед путешествием в Подземное царство? Возможные ответы (Быть скромным).

-А что значит «быть скромным» в данном тексте? Возможные ответы (никому не рассказывать о том, что он увидит во время путешествия).

-Молодцы. Действительно, слово «скромный» употреблено в устаревшем значении, т.е. быть скромным - «уметь хранить тайну».

-Ребята, а почему вы сказали, что у вас возникло чувство досады, когда Алеша попросил в подарок волшебное зернышко, которое давало ему возможность быть успешным учеником, не прилагая для этого никаких усилий?

Возможные ответы (Он забыл, что все дается человеку трудом, и лишь те знания, которые добываются трудом, остаются с ним навсегда, приносят пользу).

-Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко?

Возможные ответы (Он становится капризным, заносчивым, бездельничает, насмехается над товарищами, хотя его успехи - это заслуга волшебного зернышка. Потеряв зернышко, Алеша оказывается хуже самого последнего ученика).

- А сдержал ли Алеша обещание не выдавать тайну подземных жителей?

Возможные ответы (Он нарушил его, желая избежать наказания розгами, хотя ему все равно никто не поверил, а подземные жители пострадали. Но больше всех пострадала Чернушка).

- А почему больше всех пострадала Чернушка?

Возможные ответы (Потому что министр Чернушка привел Алешу в Подземное царство; особенно больно Чернушке было потому,что он очень любил Алешу и помнил его послушным, добрым, скромным мальчиком).

- Упрекает ли Чернушка Алешу, обвиняет ли его в несчастье , постигшем подземных жителей?

Возможные ответы (Нет, он простил Алешу и уходит навсегда; единственное его желание, чтобы Алеша исправился и стал вновь добрым и скромным мальчиком).

- А почему же все-таки министр Чернушка простил Алешу?

Возможные ответы ( Он мудрый, добрый, великодушный, любит Алешу и верит в него).

- Сказка заканчивается болезнью Алеши, выздоровлением, возвращением к жизни и к себе самому, прежнему. «Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали»


А в чем состоит мудрость этой сказки?

Возможные ответы (Сказка учит тому, что ценится в жизни лишь то, что достается трудом, только в этом случае оно принесет радость и счастье).

- Ребята, вы внимательно прочитали сказку, а какие слова в ней показались очень важными, на ваш взгляд, значимыми, которые особенно привлекли ваше внимание?

Возможные ответы («Для исправления самого себя, необходимо начать с того, чтобы откинуть самолюбие и излишнюю самоуверенность», «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть», «Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому, если хочешь исправиться, то должно беспрестанно и строго смотреть за собою», «Неотвратимые несчастья обрушиваются на человека, если он забывает о долге, перестает быть добрым»).



4. Литературная викторина


Вопрос

Ответ

Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского.

Алексей Алексеевич Перовский

Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”?

Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж

Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?

Чтение книг

Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку

Тринушка

Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?

Дортуары

Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?

Сорт груш

Какие животные находились в королевском зверинце?

Большие крысы, кроты, хорьки

Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?

Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты


Совестно с учителем анализируют фрагменты сказки






Анализируют поступки героев, помощи текста произведения


Выражают свою точку зрения






















Дают характеристику герою, опираясь на текст, и выражая собственное мнение

Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью, оценка, коррекция. 

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

П: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста; 

Анализировать, сравнивать, делать выводы. 


Рефлексия деятельности. 

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, 

самооценка работы на уроке 

Предметные результаты: подводить итог учебной деятельности

Метапредметные результаты: рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка


Какое произведение мы сегодня изучали на уроке?


Постарайтесь представить себя на месте Алеши, прочувствовать эмоции и ответить на вопрос: «Как бы я поступил, имея возможность быть успешным человеком.

Выполняют творческое задание

Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 

П: строить рассуждения. 

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. 

Информация о домашнем задании

Сделать иллюстрации к сказке (по желанию).

Подготовить сообщения на темы:

Биография М.Ю. Лермонтова, творческий путь М.Ю. Лермонтова






Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.