Материал по литературе в 5 классе «А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и реальное в сказке. Нравоучительное содержание»
Разработал: Шабельский Дмитрий Валентинович, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8
ТК Литература 5 класс по обновленному ФГОС ООО
на тему:
«А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и реальное в сказке. Нравоучительное содержание»
Цели деятельности учителя: расширить читательский кругозор учащихся; вызвать
Цели урока:
Дать определение авторской сказки;
Вспомнить отличия народных и авторских сказок;
Определить нравственные качества человека через анализ поступков главного героя сказки;
Развить навык выразительного чтения.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, сопоставлять писательскую (литературную) и народную сказки, определять, что их отличает, а что сближает, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, выявлять актуальность идеи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия.
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне; формирование умений самоорганизации и самооценки; готовности к предстоящей учебной деятельности. Предметный результат: демонстрирует умение использовать деловой язык Метапредметный результат: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить. | Приветствие. Использует прием триггера в качестве организационного момента . Показывает различные предметы, которые должны вызвать ассоциации со сказками. Сообщает тему урока. | Приветствие, Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. | Л: самоопределение. Р: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи, нацеленность на выполнение действий в соответствии с данной задачей. К: готовность к сотрудничеству |
Актуализация знаний Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Предметный результат: знать историю создания произведения Метапредметный результат: умение извлекать информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию | Воспроизвести знания и способы действия. Учитель предлагает ученикам вспомнить 1. Что такое сказка? 2. Какие сказки называем мы литературными? 3. Что отличает их от народных? 4. Что сближает литературные сказки с народными? 5. Вспомните авторские сказки (для этого используется принцип наглядности. То есть на слайде изображены герои литературных сказок, по которым нужно назвать произведение и его создателя). | Слушают и пытаются дать ответы. | Л: самоопределение. Р: волевая саморегуляция для выполнения заданий. П: анализ объектов с целью выделения признаков, умение строить рассуждение. К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. Цель этапа: проверка первичного умения применять новые знания в типовых условиях. Предметный результат: владеть литературоведческими терминами, умение анализировать информацию Метапредметный результат: преобразовывать информацию из одной формы в другую | Задание 1. Фантастика и реальность в художественном мире произведения «Черная курица, или подземные жители». Реально-достоверное в сказке Учитель задает наводящие вопросы, необходимые для раскрытия соотношения фантастического и реального в этом произведении? Если да, то как? Где и когда происходит действие сказки («Лет 40 тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове…») Кто главный герой сказки? (Алеша). Дайте его характеристику: (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе, остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой). У это героя есть прототип? Как чувствует себя Алеша в пансионе? Найдите слова из текста («мальчик умненький, миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали», часто ему бывало «скучно в пансионе, но иногда и грустно»). Задание 2. Характеристика образа Ребята, а какие чувства вы испытали к Алеше по мере прочтения сказки? Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере развития действия сказки:
Задание 3. Фантастическое в сказке -Ребята, а к какому виду сказок отнесли бы вы сказку «Черная курица, или Подземные жители» Возможные ответы (волшебная сказка). -А какие законы волшебной сказки здесь соблюдены? Возможные ответы (волшебный предмет – семечко, помощник- даритель – черная курица, волшебное царство) -Теперь давайте назовем еще одного героя этой сказки. -Ребята, мы знакомы со многими сказками, и обычно в сказках есть положительные и отрицательные герои, а что мы можем сказать об Алеше и Черной курице? Возможные ответы (Чернушка-положительный герой, а Алеша и положительный, и отрицательный, противоречивый). -Еще раз вернемся к содержанию сказки и вспомним, о чем просит Чернушка Алешу перед путешествием в Подземное царство? Возможные ответы (Быть скромным). -А что значит «быть скромным» в данном тексте? Возможные ответы (никому не рассказывать о том, что он увидит во время путешествия). -Молодцы. Действительно, слово «скромный» употреблено в устаревшем значении, т.е. быть скромным - «уметь хранить тайну». -Ребята, а почему вы сказали, что у вас возникло чувство досады, когда Алеша попросил в подарок волшебное зернышко, которое давало ему возможность быть успешным учеником, не прилагая для этого никаких усилий? Возможные ответы (Он забыл, что все дается человеку трудом, и лишь те знания, которые добываются трудом, остаются с ним навсегда, приносят пользу). -Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко? Возможные ответы (Он становится капризным, заносчивым, бездельничает, насмехается над товарищами, хотя его успехи - это заслуга волшебного зернышка. Потеряв зернышко, Алеша оказывается хуже самого последнего ученика). - А сдержал ли Алеша обещание не выдавать тайну подземных жителей? Возможные ответы (Он нарушил его, желая избежать наказания розгами, хотя ему все равно никто не поверил, а подземные жители пострадали. Но больше всех пострадала Чернушка). - А почему больше всех пострадала Чернушка? Возможные ответы (Потому что министр Чернушка привел Алешу в Подземное царство; особенно больно Чернушке было потому,что он очень любил Алешу и помнил его послушным, добрым, скромным мальчиком). - Упрекает ли Чернушка Алешу, обвиняет ли его в несчастье , постигшем подземных жителей? Возможные ответы (Нет, он простил Алешу и уходит навсегда; единственное его желание, чтобы Алеша исправился и стал вновь добрым и скромным мальчиком). - А почему же все-таки министр Чернушка простил Алешу? Возможные ответы ( Он мудрый, добрый, великодушный, любит Алешу и верит в него). - Сказка заканчивается болезнью Алеши, выздоровлением, возвращением к жизни и к себе самому, прежнему. «Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали» А в чем состоит мудрость этой сказки? Возможные ответы (Сказка учит тому, что ценится в жизни лишь то, что достается трудом, только в этом случае оно принесет радость и счастье). - Ребята, вы внимательно прочитали сказку, а какие слова в ней показались очень важными, на ваш взгляд, значимыми, которые особенно привлекли ваше внимание? Возможные ответы («Для исправления самого себя, необходимо начать с того, чтобы откинуть самолюбие и излишнюю самоуверенность», «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть», «Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому, если хочешь исправиться, то должно беспрестанно и строго смотреть за собою», «Неотвратимые несчастья обрушиваются на человека, если он забывает о долге, перестает быть добрым»). 4. Литературная викторина
| Совестно с учителем анализируют фрагменты сказки Анализируют поступки героев, помощи текста произведения Выражают свою точку зрения Дают характеристику герою, опираясь на текст, и выражая собственное мнение | Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью, оценка, коррекция. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста; Анализировать, сравнивать, делать выводы. |
Рефлексия деятельности. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке Предметные результаты: подводить итог учебной деятельности Метапредметные результаты: рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка | Какое произведение мы сегодня изучали на уроке? Постарайтесь представить себя на месте Алеши, прочувствовать эмоции и ответить на вопрос: «Как бы я поступил, имея возможность быть успешным человеком. | Выполняют творческое задание | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П: строить рассуждения. К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. |
Информация о домашнем задании | Сделать иллюстрации к сказке (по желанию). Подготовить сообщения на темы: Биография М.Ю. Лермонтова, творческий путь М.Ю. Лермонтова |