Урок литературного чтения: А.Погорельский «Черная курица или подземные жители»
Урок литературного чтения
Тема: Антоний Погорельский «Черная курица или подземные жители»
4 класс
Цели: познакомить с понятием «нравственные уроки» на материале произведения; развивать познавательные процессы и УУД; формировать нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивать нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, выявлять актуальность идеи произведения для себя, современных школьников, делать выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использовать ее для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, хрестоматия, таблицы, толковый словарь Ожегова, фрагменты мультипликационного фильма «Черная курица», словарь фразеологизмов.
Ход урока
1.Орг. момент
-Закройте глаза и представьте, что весь наш класс - большой цветущий и зелёный луг. Яркое солнышко согревает вас своим теплом. Откройте глазки. ( слайд 1)Действительно в классе стало светлее, теплее и солнечнее. Я вижу, что ваши глаза излучают добро, свет. Ребята, какое у вас настроение?
- Что вы ждете от урока?
-А я жду, что вы будете активными, внимательными и желаю всем нам, чтобы мы получили на уроке большое удовольствие от общения друг с другом.
2.Актуализация опорных знаний.
-Сказка….Чудесный мир, мир загадочный, каждый раз удивляющий. Каждый человек с детства читает сказки, любит их.
-Вы любите сказки? Почему?
-Я вас хочу пригласить в сказку.( слайд 2)
« Лет 40 тому назад, в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона. В это время Петербург наш славился в целой Европе своею красотою, хотя еще не был таковым, каков теперь..»
-Вы узнали сказку?
-Кто может сформулировать тему урока?(слайд 3)
-Наш урок посвятим этому замечательному произведению А.Погорельского.(слайд 4)
3.Мотивация учебной деятельности, целеполагание
-А эпиграфом (слайд 5) к нашему уроку будут слова Александра Шарова : «Сказки не забываются, они соединяются с душой и живут, пока жива душа».
-Как вы понимаете эти строки?
-Как думаете, в чем секрет долголетия сказки «Черная курица»? Ведь она написана 200 лет назад, но и взрослые и дети с удовольствием её читают.
-Вы знаете, что у каждой сказки есть свой голос, сказка всегда говорит с нами о чем-то важном, главном. И мы сегодня с вами попробуем услышать волшебный голос сказки А.Погорельского.
4.Работа над сказкой
-А когда вы читали сказку, чьи голоса вы слышали?
-Узнайте голос сказочного героя. ( слайд 6)
-Когда вы услышали этот голос впервые?
-Черная курица не несла яиц, какая же была от нее польза?
- Кем была Черная курица, где жила? (слайд 7)
-Зачем будучи министром Черная курица приходит в свет в виде курицы?
-Кем она стала для Алеши?
--Какие мудрые советы дает Чернушка Алеше. Найдите в тексте и зачитайте мудрые советы.
1.Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над вами верх.
2.Твоя нескромность причиною, что я осужден.
3.Ты добрый ребенок, но притом ты ветренен и никогда не слушаешь с первого слова, а это нехорошо.
4.К теперешним худым свойствам твоим прибавь еще худшего-неблагодарности.
5.Старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде.
-Как понимаете советы Чернушки?
-Эти советы только к нам обращены?
-А вы хотели бы иметь такого друга? Почему?
-Чей голос звучит?(слайд 8)
-Что знаете об Алеше? ( слайд 9) Каким мы видим его в начале сказки.
-Какой поступок вас поразил?
-Как называется готовность человека жертвовать собой, чем-то дорогим ради другого? (самопожертвование)
-Хочу отметить , что Алеша не знал, что спасает не курицу, а министра подземного королевства.
-Что его сподвигло на этот поступок?
-Найдите в тексте отрывок «Спасение Чернушки» и зачитайте его.
-Как и положено в волшебной сказке герой вознагражден за доброе дело. Чем вознагражден Алеша? (слайд 10)
-Что исполняло конопляное зернышко?
-Изменился Алеша после получения зернышка?
-А почему он из милого и доброго мальчика стал превращаться в грубого и заносчивого?
( Он получил возможность жить бездумно, он все получал без труда. Он заведомо знал, что у него все получится. Он стал важничать, стал высокомерным. дерзким, упрямым, самолюбивым…)
-А у вас возникало такое желание « не утруждаться», но знать?
-Как называется поступок человека, который спасая себя, подвергает смертельной опасности других? ( предательство)
-Какое это отношение имеет к Алеше?
- Мы видим, что Алеша способен и на самопожертвование и на предательство. Он положительный или отрицательный герой?
-Так и люди могут совершать и хорошие и плохие поступки.
-Как Чернушка называет отрицательные качества, появившиеся у Алеши?
( пороки)
Из толкового словаря С.И.Ожегова: (слайд 11)
пороки- 1)недостаток нравственный, духовный, все,что противно истине и добру.
2) недостаток , изьян, заслуживающий порицания, осуждения.
-Какое слово антоним слову порок? ( добродетель)
Из толкового словаря С.И.Ожегова:
добродетель- положительное нравственное качество, высокая нравственность
5.Работа в группах.
-Найдите в тексте слова, которые помогут нам назвать, оценить, понять человека и его поступки и заполните таблицу.
добродетель | пороки |
| |
6.Физпауза ( слайд 12)
Буктрейлер «Черная курица»
7.Работа над сказкой
- А чей еще голос всегда слышал Алеша? (слайд 13) Этот голос то появлялся, то исчезал? ( голос совести)
-А что такое совесть?
- А вот какое объяснение лается в толковом словаре.
Из толкового словаря С.И.Ожегова :
совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
-Где живет совесть? (внутри нас)
8.Работа в группах
-Вспомните и назовите фразеологизмы со словом совесть, объясните их значение. Вам поможет фразеологический словарь.
Совесть чиста, по совести говоря, идти против совести, жить по совести, делать на совесть.
-А мне хочется привести слова П.Кассиля : «За всё, что происходит в мире людей, отвечаешь и ты! Не отказывайся от ответственности, это и есть - урок
совесть. Она (совесть ) требует, чтобы с ней расплачивались сполна, вчистую. И всю жизнь ты должник её».
-Как понимаете эти слова?
9.Продолжение работы над сказкой.
-А что может случиться, если не слышать голос совести?
-Что говорила совесть Алеше? Найдите в тесте и зачитайте.
-Прислушивался ли он к голосу совести? (Все меньше)
-Алеша перестал слушать голос совести и дошел до предательства. Прочитаем в тексте строки, которые описывают предательство Алеши.
-Как он чувствовал себя после предательства?
-Почему он нарушил тайну?
-А кто живет без совести не умеет сострадать другим.
-Почему же Алеша боится увидеть Чернушку в 4-й раз?(слайд 14)
-Что же пришлось пережить Алеше?
-Почему? ( Он мучился от предательства, потери единственного друга, поэтому долго болел).
-В нем боролись пороки и добродетель.
-Что же побеждает?
-Подтвердите строчками из текста.
-Мы рады за Алешу, что он стал прежним мальчиком.
-Скажите, а чей еще голос мы слышим, читая сказку? ( голос читателя)
-Когда мы читаем, мы разговариваем с героями, переживаем за Алешу, представляем себя на его месте.
-А вам хотелось ему что-то подсказать, посоветовать. Что именно?
-В какой момент хотелось его пожалеть, успокоить? О чем предупредить?
-А когда вам было стыдно за него?
10.Работа в группах
-Давайте проследим как меняется наше отношение к главному герою.(слайд 15)
Слова-помощники: недоумение, сочувствие, симпатия, сожаление, сострадание, разочарование, радость, надежда, гордость.
- А как вы думаете в своем духовном развитии герой движется вверх или вниз? ( вверх, он раскаивается в своем поступке и исправляется).
-Все люди совершают в своей жизни ошибки, важно их осознать и не повторять больше. «Не стыдно в яму упасть, стыдно из нее не выбраться». Очень важно получить в жизни уроки, которые помогут человеку стать лучше.
11.Составление сборника мудрых мыслей «Нравственные уроки сказки» (приложение 1)
Работа в группах (слайд 16)
1.Нельзя себя ставить выше других, даже если ты много знаешь.
2.Надо быть скромным, трудолюбивым, прилежным, честным, добрым.
3.Надо быть строгим к себе.
4.Надо уважать людей.
5.Подлость и предательство худшее, что может быть.
6.Нельзя жить бездумно.
7.Слушать голос совести.
8.Нужно преодолевать в себе пороки.
12.Итог урока
-Вот и прочитали мы эту добрую, но очень грустную и мудрую сказку. (слайд 17)Она заставила на заглянуть в собственное сердце, в свои мысли, и подумать о себе, о том, какие мы люди, достойны ли мы называться настоящими людьми.
-Какой же голос у этой сказки? (мудрый)
-В чем мудрость? ( все достается собственным трудом, тогда это ценится и приносит счастье)
-Вспомним наш эпиграф к уроку (слайд 18):«Сказки не забываются, они соединяются с душой и живут, пока жива душа». Сможете забыть эту сказку?
-Поселилась она в вашей душе?(слайд 19) Почему?
-Пройдут годы, и если трудолюбие, скромность, доброта к другим людям и строгость к себе останутся вашими верными друзьями, значит, вы не забыли эту волшебную историю, которая случилась много лет в Петербурге. Я в это верю.
-Что вы открыли для себя на уроке?
-Над чем заставил задуматься урок?
13.Рефлексия
-Украсим полянку цветами( слайд 20). У кого все получилось на уроке- прикрепите большой цветок, у кого немного не получилось – средний цветочек, кто недоволен своей работой на уроке - маленький цветочек.
-Я рада, что у нас столько цветов. Я вам открою секрет, если вы будете делать добро, будете трудиться, не лениться, то у вас в душе расцветут такие сказочные цветы. А я в ваших глазах сегодня увидела огонек любознательности. Хочу вам пожелать, чтобы он никогда не угасал.
14.Д.З.
Написать сочинение «Хотел бы я получить в подарок конопляное зернышко?»
6
Потамошнева Наталья Алексеевна