Статья «Традиции русской вокальной школы в профессиональной деятельности педагога-музыканта»
Юлия Анатольевна Кравченко,
преподаватель 1 категории
МБУДО «Музыкальная школа № 1 г. Горловка»
Донецкая Народная Республика
ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Аннотация: В статье рассматриваются основные педагогические принципы и методы обучения вокалистов, основанные на традициях русской школы пения. Анализируется исторический процесс формирования национальной вокальной школы в России, выделяются следующие парадигмы, лежащие в её основе – народные певческие традиции Древней Руси и церковное певческое искусство. Систематизируются методологические принципы концентрического метода М.И. Глинки и его последователей. Автор акцентирует важность этнокультурного воспитания детей, которое должно основываться на родном языке и родном искусстве.
Русская культура формировалась на протяжении веков, впитывая в себя духовный опыт, традиции, ценности, идеалы. В течение этого времени были созданы педагогические, исполнительские, инструментальные, музыковедческие, хоровые, вокальные школы. При этом важную роль всегда играли традиции певческого обучения. Национальная вокальная школа в России появилась исторически позднее, чем итальянская или немецкая, однако, благодаря усилию таких композиторов-педагогов, как М. И. Глинка, А. Е. Варламов, А. С. Даргомыжский, и таких исполнителей, как Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов и А. В. Нежданова, она очень скоро была признана во всем мире. Истории русской вокальной школы и педагогике посвящены работы В. А. Багадурова, Л. Б. Дмитриева, А. С. Яковлевой, А. А. Рогачевой, К. Ф. Никольской-Береговской и др.
В эпоху глобализации одной из актуальных проблем является этнокультурное воспитание детей. Развитие творческой активности ребёнка, в основе которой находятся общечеловеческие ценности, тесно связано с вопросами духовного формирования личности. Самое естественное воспитание должно основываться на родном языке и родном искусстве. Родное слово, соединенное с музыкой, – наиболее благодатный материал для педагогического воздействия и художественного воспитания [5, с. 141]. Сохранение традиций и освоение новых педагогических технологий, бережное отношение к прошлому и выстраивание новых подходов в образовании – вот необходимые условия для воспитания всесторонне и гармонично развитой личности.
За период своего исторического развития русская школа пения приобрела огромный опыт вокального воспитания, характеризующийся традиционностью, в то же время имеющий исконно русские отличительные черты. Основные особенности русской вокальной школы были заложены в искусстве Древней Руси, в котором центральное место занимало песенное творчество древних славян. Русская народная песня всегда отличалась особым мелодизмом и эмоциональной глубиной. Её характерной чертой была неразрывная связь слова с музыкой. Как бы гибка и свободна ни была бы мелодия, песня всегда «сказывалась». Виднейший советский музыковед академик Б. В. Асафьев особо выделял среди всех форм русского народного творчества протяжную песню, считая её «одним из высших этапов мировой мелодической культуры». Он ценил в ней внутреннюю силу и упругость мелодии, значительность, осознанность, «весомость» каждого звука и не без оснований связывал эти качества с национальным характером русского народа, с условиями, в которых он создавал песню: в постоянном нелёгком соперничестве с суровой природой, в трудной жизненной борьбе с угнетателями [1, с. 10]. Другой особенностью русской песни являются необычайные распевы гласных, своеобразные украшения мелодии, отражающие характер русского человека. искусства Л. Дмитриев, крупнейший исследователь в области отечественного вокального искусства, считал: «Эти украшения – всегда составная часть мелодии, входящая в его существо, это выражение определенных эмоций, а отнюдь не желание продемонстрировать технические возможности голоса» [2, с. 11].
Учебный репертуар учреждений дополнительного образования в классе сольного пения должен включать русские народные песни. Этот материал доступен для начинающих вокалистов: он соответствует возможностям детского голоса и направлен на формирование и развитие основных певческих навыков. Так, песни «Не летай, соловей» (обр. А. Егорова), «Спи, младенец мой прекрасный» (обр. Л. Абелян), «Ходила младешенька», «Ай, во поле липынька» (обр. Н. Римского-Корсакова), «У зари-то, у зореньки» (обр. В. Красноглядовой) и многие другие способствуют развитию кантилены и долгого дыхания. Русские народные песни «Как пошли наши подружки» (обр. М. Иорданского), «Скок, скок, поскок» (обр. Е. Туманян), «Тень-тень» (обр. В. Калинникова), «Две птички» (обр. А. Очагова) вырабатывают у обучающихся чёткую ритмику и артикуляцию. Песни «Я на камушке сижу», «У меня ль во садочке» (обр. Н. Римского-Корсакова), «Как у наших у ворот» (обр. М. Красева, М. Иорданского), «Как в лесу, лесу-лесочке» (обр. С. Полонского) оттачивают навык подвижности голоса у вокалистов. В народных песнях содержатся глубокие нравственные принципы, которые отражают многовековой опыт народа. Их изучение и исполнение способствует формированию и проявлению эмоциональной отзывчивости обучающихся.
Исполнение песен без музыкального сопровождения – следующий принцип русской вокальной педагогики. С принятием христианства происходит становление профессионального певческого искусства на Руси, значительную роль в котором играло церковное пение. В монастырях и церквях было сосредоточено развитие музыкально-теоретических знаний, формировавших педагогические и исполнительские принципы вокального искусства [3, с. 12]. Древнерусское церковное песнопение было основано на спокойных, протяжных мелодиях без скачков на большие интервалы в средней вокальной тесситуре. Инструментальная музыка в церкви не допускалась [2, с. 12]. Под влиянием народного творчества церковное пение обогащалось интонациями народного музыкального языка, что придавало русской музыке глубокую эмоциональную выразительность.
Специфика контингента учреждений дополнительного образования заключается в том, что в настоящее время обучающиеся обычно обладают весьма средними вокальными данными, зачастую с низким уровнем природной слухо-двигательной координации. Обучение пению a cappella следует начинать с интонационно и технически более простых песен: «Во поле береза стояла» (обр. А. Очагова), «Как на тоненький ледок» (обр. Т. Потапенко), «Как у наших у ворот» (обр. М. Иорданского), «Там за речкой, там за перевалом» (обр. К. Сорокина), «У меня ль во садочке» (обр. Н. Римского-Корсакова), «Веснянка» (обр. Н. Нестеровой). Для бережного отношения к детскому голосу диапазон произведений должен иметь не больше октавы. Частое пропевание устойчивых ступеней лада той или иной песни способствует более быстрому формированию навыка пения без сопровождения. Особо полезен песенный материал, имеющий плавный мелодический рисунок, а также терцо-кварто-квинтовые построения от устойчивых ступеней. Формы вокальной работы на занятии варьируются, преподаватель контролирует сложность упражнений индивидуально для каждого ученика. На первых порах рекомендуется исполнять мелодии песен на нейтральный слог, что помогает обучающемуся акцентировать своё внимание на звуковысотном строе. Следующим приёмом может стать пение мелодии с инструментальной поддержкой на октаву ниже либо с гармоническим сопровождением в басовом ключе. Усложнением такой формы работы является пение основной мелодии с музыкальным сопровождением в терцию. Для выравнивания интонации голоса рекомендуется пение в мажорном ладе, если ученик имеет проблему интонационного занижения, или в минорных тональностях, если он завышает интонацию. Владение навыком пения a cappella стимулирует развитие внутреннего слуха, регулирует координацию слуха и голоса обучающихся. Как показывает практика, исполнение произведений без музыкального сопровождения помогает раскрыть природный тембр голоса ребёнка – он звучит более ровно, обретает новые краски.
Важнейшим этапом в развитии русской музыки является творчество М. И. Глинки: оно подводит итог достижений в области вокального искусства за все предыдущие исторические этапы, выводя русскую музыкальную культуру на высокий мировой уровень. Опираясь на лучшие традиции итальянской вокальной школы, Глинка органично соединил принципы bel canto с русским песенным мелосом [6, с. 72]. Его концентрический метод был основан на последовательном осмыслении процесса формирования звука исполнителем, раскрытии его вокальных способностей и развитии умения выразительно рассказать музыку при помощи пения. Здесь же автор сформулировал требования, предъявляемые педагогу вокала: учитель должен быть сам хорошим певцом, обладать широкой эрудицией, владеть глубокими музыкально-теоретическими знаниями.
М. Глинка и его последователи – выдающиеся педагоги А. Варламов и Г. Ломакин – говорили об огромной роли слова в раскрытии эмоционально-смысловой выразительности произведения. Голос – это уникальный музыкальный инструмент, который способен выражать на языке эмоций тончайшие переживания исполнителя. Преподаватель пения должен обращать внимание обучающегося на взаимосвязь текста и музыки, учить его выделять смысловую линию в исполняем произведении. От внимательного отношения к слову идёт и требование чёткой дикции в пении. По практическим наблюдениям, одной из проблем певческого развития обучающихся является манера неправильно произносить те или иные слова в процессе бытовой речи. Следовательно, на начальном этапе работы над дикцией педагогу нужно акцентировать внимание на организацию правильного звукообразования при постановке голоса ученика, одновременно развивая его речевую функцию. Очередной этап – пение отдельных фонем, слогов и целых фраз со словами. Дальнейшие методы работы над формированием правильной вокальной речи направлены на развитие артикуляции, естественности в произнесении, выразительности звучания. Одним из приёмов активизации мышц голосового аппарата является речевая декламация и проговаривание литературного текста активным шепотом. Для большей ясности произношения используется следующий приём – чтение слов разучиваемого произведения вслух с выражением. В целом, совершенствование вокальной техники – это комплексный процесс овладения обучающимися разнообразной нюансировкой, произвольным управлением мимикой, голосовыми регистрами, ровностью звучания гласных, утрированного произношения согласных, подвижностью голоса.
Научно доказано, что формирование культурного сознания человека происходит в детском возрасте. В условиях развития современного общества этнокультурное воспитание подрастающего поколения происходит в крайне неблагоприятной обстановке. Поэтому важнейшей задачей педагога-музыканта является передача истинных национальных культурных ценностей для формирования духовного мира обучающегося, а также воспитание певца- современного носителя русской певческой традиции, владеющего вокально-техническими навыками и умеющего передать эмоционально-смысловую выразительность исполняемого произведения. Здесь главным показателем профессионализма становится высокий уровень образованности педагога в совокупности с его творческими способностями.
Список литературы
Васина-Гроссман, В. А. Вокальные формы / В. А. Васина-Гроссман. – М.: Музгиз, 1963. – 40 с.
Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 1983. – 685 с.
Никольская-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков. Методическое пособие / К. Ф. Никольская-Береговская. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 192 с.
Твои первые песни. Для детей младшего возраста в сопровождении фортепиано (баяна) / Сост. В. Попов. – М.: Советский композитор, 1973. – 118 с.
Шастина, Т. В. Русская вокальная школа: традиции и перспективы / Т. В. Шастина // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2020. – № 4 (45) – С. 140-144.
Яковлева, А. С. Русская вокальная школа: Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия / А. С. Яковлева. – М., 1999. – 96 с.