Проект «Традиционная народная игрушка "Матрёшка"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа с.Ивановка
Екатериновского района Саратовской области
Традиционная народная игрушка «Матрешка»( проект)
Руководитель: Казанцева Татьяна Сергеевна
Актуальность:
Матрёшка, которую я сделала - это очень красивая игрушка, она может использоваться как украшение дома, и класса. Кроме того, она является символом России. Приезжающие в большие города нашей Родины туристы, в память о России увозят с собой матрёшки. В каждой игрушке много интересного, неповторимого, особенного. Эти замечательные сувениры мастерят в основном из дерева и глины, но можно использовать и другую технику.
На уроке технологии мы делали матрёшек из дерева, и учитель предложил нам сделать матрёшку. Меня это заинтересовало и я решила провести самостоятельное исследование.
Цель:
Выявить возможности дерева, его применение в изготовлении игрушки «матрёшка».
Задачи:
Исследовать,что можно сделать из дерева;
Рассмотреть росписи данной игрушки, изучить каждую из них и выбрать наиболее интересную и доступную для меня;
Научиться расписывать матрёшку .
Гипотеза исследования: если матрешка получится красивой её можно дарить, использовать для украшения комнаты, представить на выставку.
Методы исследования:
Изучение литературных источников, иллюстраций росписей;
Беседа (с библиотекарем, учителем, мамой);
Поиск информации в сети интернет;
Наблюдение.
Функции учителя в процессе выполнения учащимся проекта:
Консультирование, помощь в подборе материала;
Наблюдение за ходом работы учащегося;
Оказание помощи и стимулирование его учебно – трудовой деятельности;
Поддержание рабочей обстановки;
Формирование труда школьника;
Анализ и обобщение работы;
Оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.
Поставленные проектные задания:
Воспроизведение по образцу;
Поисковые работы, связанные с усовершенствованием конструкции уже известных объектов;
Творческие задания, направленные на создание новых объектов.
Последовательность проектного обучения.
Анализ исходной позиции и определение целей и задач обучения;
Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей, выполнение необходимых операций, организация работы;
Контроль, коррекция.
История происхождения.
История происхождения русской матрешки очень древняя. Народные промыслы и творчество в России развивались на протяжении столетий. Самым распространенным на Руси именем была Матрена, ласково ее называли Матрешка. Отсюда и произошло название - «матрешки». Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки – сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую. Матрешка является ярким результатом многих поколений русских мастеров. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец.
Первые русские матрешки были созданы в Сергиевом Посаде в учебно-показательной мастерской, как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества. В образах таких матрешек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий. Стоили такие игрушки достаточно дорого, но все равно привлекали покупателей.
Матрешка распространялась, стали изготавливать ее далеко за пределами Сергиева Посада – в Семеновском районе Нижегородской губернии. В чем-то она была похожа, но во многом отличалась. Если в Сергиевом Посаде матрешку видели приземистой и плотной, то семеновские мастера точили ее более стройной и вытянутой, в ярких полушалках.
Виды росписи матрешек.
Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи. У матрешек из Похлов – Майдана нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле – верх – красный или желтый, низ – зеленый или фиолетовый. Вверху, в овале лицо немного грустное. А все остальное занято большими крупными цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод.
Загорские матрешки более приземистые, плотные. Верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение. Она более округлая, в сарафанчике, кофточка с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или цветами. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пеструшкой».
Существуют матрёшки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова. Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России.
Есть авторские матрёшки в народных костюмах. Многие художники на матрёшке изображают времена года, профессии людей, кошек или собак, сюжеты современных произведений.
Всё большее распространение получают матрёшки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок или авторских.
Отдельные мастера из Семёнова используют в росписи матрёшек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще можно встретить матрёшки «под Гжель».
Тематика матрешек.
Совершенно новым явлением в росписи русской матрёшки является так называемая политическая матрёшка, которая представляет собой целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образцы популярных артистов.
Современные художники – матрешечники прежде всего обратились к традициям первых русских расписных матрешек, над созданием которых трудились профессиональные художники и опытные мастера – игрушечники. Появились различные варианты русской девушки-крестьянки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты русской матрешки Сергея Милютина. Фантазии современных художников нет границ.
Как же появляется на свет матрёшка?
Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, лиственница, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрёшку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. После того, как высохнет краска, матрешку покрывают тонким слоем лака.
Используемая литература:
Интернет-ресурсы
Варвара